Ибн Каййим аль-Джаузийя

Последствия грехов.

Из книги «Болезнь и излечение»

Ибн Каййим аль-Джаузийя

Перевод: Кулиев Э.

Содержание:

· Обольщение успехами в этом мире

· Может ли вера сочетаться с прегрешениями?

· Разница между надеждой и мечтаниями

· Грехи губят целые народы

· Некоторые хадисы о последствиях грехов

· Грехи вызывают стихийные бедствия

· Хадисы о важности призыва к добру

· Последствия грехов могут быть страшнее самого греха

· Грехи не всегда вредят сразу

· Главные последствия грехов

· Грехи сокращают жизненный срок

· Грехи порождают новые грехи

· Грех ослабляет желание творить добро

· Грехи обрекают на унижения и несчастья

· Грехи поражают разум и запечатывают сердце

· Пророк описал мучения грешников

· Грехи — причина распространения зла на земле

· Грехи влияют на внешний вид

· Грехи притупляют ревность

· Грехи лишают стыда

Подготовлено редакцией http://al-hakk.com/

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем: Обольщение успехами в этом мире Некоторые заблудшие обольщаются тем, что Аллах оказывает им милость в этом мире, не ухудшая их положения. Они полагают, что это свидетельствует о любви Аллаха к нему и что в последней жизни Аллах одарит его еще большим. Поистине, это обольщение. Имам Ахмад сказал: Йахья бин Гейлан рассказал нам, что Рушдин бин Са‘д рассказал ему со слов Хармали бин ‘Имрана ат-Тиджани, со слов ‘Укбы бин Муслима, со слов ‘Укбы бин ‘Амира, что Пророк сказал: «Если увидишь, что Могучий и Великий Аллах одаряет раба желанными мирскими благами, несмотря на его ослушание, то это завлечение».Потом он прочел слова Могучего и Великого Аллаха:«А когда они забыли то, о чём им напоминали [отвернулись и оставили исполнение того, что им было повелено Аллахом], Мы открыли пред ними ворота всего [дали обильный удел и благодатную жизнь] (чтобы они увлеклись этим). А когда они радовались тому, что им было даровано, Мы внезапно схватили их [подвергли наказанию], и вот, они (оказывались) в (полном) отчаянии.»(Аль-Ан‘ам, 44). Один из ранних мусульман сказал: «Если увидишь, что Аллах непрестанно одаряет тебя милостями в то время, как ты ослушаешься Его, то остерегайся, потому что Он завлекает тебя». Всевышний Аллах сказал: «Если бы люди не могли стать одной общиной [неверующих], то Мы сделали бы в домах тех, которые не веруют в Милостивого, серебряные крыши и лестницы, на которые они бы взбирались, а также [серебряные] двери и ложа в их домах, на которых они бы лежали, прислонившись, и украшения. Все это — всего лишь преходящие блага мирской жизни, а Последняя жизнь у твоего Господа уготована для богобоязненных» (Аз-Зухруф, 33-35). Пречистый Аллах опроверг тех, кто думает так: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!” Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: “Господь мой унизил меня!”» (Аль-Фаджр, 15-17). Это значит: «Не каждому из тех, кого Я одарил благами и богатством, в действительности оказано почтение, и не каждый из тех, кого постигли испытание и бедность, в действительности унижен. Напротив, одного Я искушаю благами, а другому оказываю почтение, подвергая его испытанию». Один из ранних мусульман сказал: «Возможно, Аллах одаряет благами, чтобы завлечь человека, а он даже не ведает об этом, и возможно, что Аллах покрывает его грехи, чтобы обольстить его, а он даже не ведает об этом, и возможно, что похвала людей — всего лишь искушение, а он даже не ведает об этом». Самые обольщенные среди людей — те, которые обольщены земным миром, его видимыми благами и отдают ему предпочтение перед последней жизнью. Они отказывают от последней жизни, довольствуясь этим миром, а некоторые из них даже говорят: «Мирская жизнь уже у нас в руках, а последняя жизнь отсрочена, и то, что в руках, лучше того, что отсрочено». Они говорят: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Некоторые также говорят: «Земные удовольствия не оставляют сомнений, а в удовольствиях последней жизни можно усомниться, и мы не оставим то, что знаем доподлинно, ради сомнений». Поистине, это одно из величайших искушений и обольщений шайтана. Безмолвные животные разумнее этих людей, ведь если скотина опасается, что корм может навредить ей, она не станет есть его, даже если ее побить. Эти же люди берутся за то, что несет погибель. Если они уверовали в Аллаха и Его Посланника, во встречу с Ним и воздаяние, то это одни из самых несчастных людей, потому что они сознательно делают свой выбор. Если же они не веруют в Аллаха и Его Посланника, то горе им! Что же касается слов «то, что в руках, лучше того, что отсрочено», то оно справедливо, если то, что получаешь сразу, равноценно тому, что можешь получить спустя некоторое время. Но если они не равноценны и если то, что можешь получить спустя некоторое время, больше и лучше, то ему следует отдать предпочтение. Тем более что вся земная жизнь, от начала до конца, подобна всего лишь одному вздоху в будущей жизни. В «Муснаде» имама Ахмада и «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис аль-Мустаурида бин Шаддада о том, что Посланник Аллаха сказал: «Земной мир по сравнению с последней жизнью подобен капле воды, которая остается на пальце, окунутом в море. Пусть посмотрит, что осталось на нем!» Отдавать предпочтение таким благам перед тем, что отсрочено, — это величайший убыток и самое ужасное невежество. И если все земные блага в совокупности настолько ничтожны по сравнению с последней жизнью, то чего стоит одна человеческая жизнь по сравнению с вечностью? Чему должен отдать предпочтение благоразумный человек? Предпочесть преходящие удовольствия на протяжении короткого периода и лишиться вечных благ в последней жизни? Или отказаться от немногочисленных презренных удовольствий, которые скоро прекратятся, и ухватиться за бесчисленные и бесконечные блага, которые невозможно ни оценить, ни представить? Тому же, кто заявляет, что не хочет оставлять то, что ему известно доподлинно, ради сомнений, можно сказать следующее: «Ты либо сомневаешься в обещании и угрозе Аллаха, а также правдивости Его посланников, либо убежден в их правдивости. Если ты убежден в этом, то ты отказываешься от незначительных благ, которые скоро прекратятся и исчезнут, ради того, что никогда не прекратится, в чем ты уверен и не сомневаешься. Но если ты испытываешь сомнения, то обратись к знамениям Всевышнего Господа, свидетельствующим о Его существовании и могуществе, воле и единстве, подтверждающим правдивость всего, что от Его имени передали посланники. Освободись от предубеждений, наблюдай и вступай в полемику, пока тебе не станет ясно, что посланники явились с истиной от Аллаха, в которой нельзя усомниться, и что Творец этой Вселенной, Господь небес и земли, бесконечно далек от всего, что противоречит учению посланников. Тот, кто приписывает Аллаху что-либо другое, оскорбляет и отрицает Его, отвергает Его господство и власть. Каждому, кто обладает непорочным естеством, должно быть понятно, что Истинный Царь не может быть бессильным или незнающим. Он не может чего-то не знать, не слышать, не видеть. Он не может не разговаривать, не отдавать приказов и запретов, не вознаграждать и не наказывать. Он не может не возвеличивать, кого пожелает, и не унижать, кого пожелает. Он не может быть лишенным возможности отправлять посланников в любые концы Его царства. Он не может не интересоваться положением Своих подданных, пренебрегать ими и предоставлять самим себе. Как можно приписывать такое Царю Истинному, Явному?» Если человек задумается над своей жизнью с того момента, как он стал каплей, до того, как он достиг зрелого возраста, ему станет ясно, что о нем постоянно проявляли заботу, ему помогали расти, миновать один жизненный этап за другим. Тому, Кто опекал человека, не подобает предавать его забвению и предоставлять самому себе. Ему не подобает оставлять его без повелений и запретов, без разъяснения его обязанностей перед Ним, без вознаграждения и наказания. Если раб задумается над этим как следует, то все зримое и незримое станет свидетельствовать о единобожии, пророчестве и воскрешении, а также о том, что Коран — это Слово Аллаха. Разъяснение данного вопроса мы привели в книге «Айман аль-Кур’ан» при упоминании слов Всевышнего Аллаха: «О да! Клянусь тем, что вы видите, и тем, чего вы не видите! Это — слова благородного посланца» (Аль-Хакка, 38-40). Отчасти мы коснулись его при толковании Его слов «На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (Аз-Зарийат, 20-21). Человек сам по себе есть доказательство существования и единства Творца, правдивости Его посланников и обладания Им всеми качествами совершенства. Таким образом, тот, кто не выполняет свои обязанности перед Аллахом и пребывает в заблуждении, может иметь веру и твердую убежденность, а может не иметь ее и терзаться сомнениями. Может ли вера сочетаться с прегрешениями? Ты можешь спросить: «Как твердая, не допускающая сомнений вера в воскрешение, Рай и Ад может совмещаться с упущениями в делах? Допускает ли человеческая природа, чтобы раб беспечно спал, зная, что завтра он предстанет перед царем, который либо сурово накажет его, либо окажет ему великую милость? Может ли он не задумываться над тем, как будет стоять перед царем, и не готовиться к ответу?» Клянусь Аллахом, это правильный вопрос, который возникает у многих людей. Совмещение веры с упущениями — одно из самых удивительных явлений. И такой человек делает упущения в силу ряда причин. Одна из них — это нетвердые знания и недостаточная убежденность, и если кто-то полагает, что знания не различаются по силе, тот допускает большую ошибку. Любимец Аллаха Ибрахим попросил своего Господа показать ему, как воскрешают мертвых. Он твердо знал, что Господь способен на это, но хотел обрести большее спокойствие, чтобы знание сокрытого превратилось в очевидное знание. В «Муснаде» Ахмада приводится хадис о том, что Пророк сказал: «Тот, кому сообщили, не подобен тому, кто видел своими глазами». Прибавьте к нетвердым знаниям то, что человек значительную или большую часть своего времени проявляет беспечность и беззаботность, поступая вопреки им. Прибавьте к этому природные наклонности, низменные желания и соблазны, наущения души и обольщение шайтана. Прибавьте к этому то, что обещание Аллаха кажется нескорым, что человек строит большие надежды, пребывает в состоянии беспечности, любит ближний мир и земную выгоду, и тогда станет ясно, что удержать веру может только Тот, Кто удерживает небеса и землю от колебаний. По этой причине люди отличаются друг от друга силой веры и праведностью поступков, и у самых слабых среди них она подобна крошечной пылинке в душе. Собираясь вместе, эти факторы приводят к недостатку проницательности и терпения, и поэтому Пречистый Аллах похвалил тех, кто обладает терпением и убежденностью, назвав их имамами в религии:«Мы создали среди них имамов, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Ас-Саджда, 24). Нам стала ясна разница между надеждой и обольщением. Если надежда на милость Аллаха побуждает человека творить добро, то ее можно считать правильной, но если она подталкивает его к лености и увлечению грехами, то это обольщение. Думать об Аллахе хорошо — значит надеяться на Него, и если надежда вдохновляет человека на повиновение Ему и удерживает его от ослушания, то это правильная надежда. Если же праздность превращается в надежду, а надежда — в праздность и упущения, то это обольщение. Если владелец земельного участка, который может принести хороший урожай, оставляет его без присмотра и отказывается засеять и вспахать его, если он надеется, что урожай можно собрать без вспахивания земли, сеяния семян, орошения участка и ухода за ним, то люди сочтут его величайшим глупцом. То же можно сказать о человеке, который сильно надеется на то, что ребенок может появиться на свет без соития, или на то, что стать величайшим ученым своего времени можно, не получив образования и не проявив должного рвения, и т.д. То же самое относится к человеку, который хорошо думает об Аллахе и надеется попасть на высокие ступени и обрести вечное блаженство, не приближаясь к Всевышнему Аллаху путем выполнения Его приказов и избежания Его запретов. Поистине, только Аллах наставляет на прямой путь. Он сказал: «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха» (Аль-Бакара, 218). Задумайся же над тем, что их надежда вызвана совершением ими богоугодных поступков. Между тем обольщенные люди говорят: «На милость Аллаха надеются те, которые делают упущения и не выполняют своих обязанностей перед Аллахом, которые пренебрегают Его приказами и нарушают Его запреты». Суть данного вопроса в том, что надеяться на милость Аллаха можно тогда, когда ты совершаешь деяния, за которые, согласно Его мудрому шариату и предопределению, полагается Его награда и милость. Раб должен совершать их, а потом думать об Аллахе хорошо и надеяться на то, что Он не оставит его один на один с его деяниями, а поможет ему извлечь из них пользу и избежать того, что противоречит добрым делам и делает их тщетными. Разница между надеждой и мечтаниями Следует знать, что надежда на что-либо предполагает наличие трех качеств: а) любовь к тому, на что надеешься; б) опасение лишиться этого; в) стремление изо всех сил получить это. Если же надежда не имеет ничего общего с этими качествами, то это всего лишь мечтания. Но надежда — это одно, а мечтания — совсем другое. Каждый, кто надеется, испытывает опасение, и если путник испытывает страх, то он ускоряет ход. В «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха сказал: «Кто боится, тот выступает в путь ночью, а кто выступает в путь ночью, добирается домой. Слушайте же! Поистине, товар Аллаха дорог. Слушайте! Поистине, товар Аллаха — это Рай». Пречистый Аллах охарактеризовал праведников не только надеждой на Его милость, но и страхом. Из этого становится ясно, что надежда и страх приносят пользу, если они дополняются праведными деяниями. Всевышний сказал: «Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом, которые веруют в знамения своего Господа, которые не приобщают к своему Господу сотоварищей, которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, — все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (Аль-Муминун, 57-61). В «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис ‘Аиши о том, что она спросила Посланника Аллаха об этом аяте: «Это те, которые пьют вино и совершают прелюбодеяние?» Он ответил: «Нет, дочь правдивого мужа, это те, которые постятся, молятся и раздают пожертвования. Они боятся, что их деяния не будут приняты, и они спешат вершить добрые дела». Он же передал похожий хадис со слов Абу Хурейры. Таким образом, Пречистый Аллах охарактеризовал счастливых рабов совершающими добрые поступки, но испытывающими страх, а несчастных — совершающими злодеяния, но чувствующими себя в безопасности. Грехи губят целые народы Но давайте вернемся к тому, как можно исцелиться от болезни, которая может разрушить и земную, и последнюю жизнь раба. Следует знать, что грехи и ослушание причиняют вред, и тот вред, который они наносят душе, сопоставим с вредом, который различные по силе яды наносят телу. И, поистине, причиной любого зла, которое присутствует в этом мире и в последней жизни, являются грехи и ослушание. Что вывело наших прародителей из Рая, обители удовольствий, блаженства, радости и веселья, и привело их в эту обитель страданий, печали и несчастий? Что вывело Иблиса из небесного царства? Что привело к его изгнанию и проклятию, изменило его внешний облик и внутренний мир? Что придало ему самый отвратительный и гадкий образ? Из-за чего близость [к Аллаху] сменилась изгнанием, милость — проклятьем, красота — уродством, рай — полыхающим огнем, вера — неверием, нежная любовь — враждой и разладом? Из-за чего слова прославления, восхваления и признания единобожия сменились неверием, многобожием, ложью и непристойными речами? Из-за чего одеяние веры сменилось одеянием неверия, нечестия и ослушания? Из-за чего он заслужил такое презрение Аллаха и так низко пал в Его глазах? Что навлекло на него гнев Всевышнего Господа, Его величайшую ненависть и погибель? Что превратило его в предводителя для каждого нечестивца и преступника? И что заставило его согласиться на такое предводительство, отказавшись от поклонения и уважения, которым он пользовался? Упаси же нас, о Аллах, от неповиновения Твоим приказам и преступления Твоих запретов! Что привело к потоплению всех обитателей Земли, когда вода покрыла вершины гор? Что привело к гибели адитов, на которых был наслан ураганный ветер, побросавший их на землю словно сгнившие пальмовые стволы, разрушивший их жилища и пашни, уничтоживший их посевы и их скотину, превративший их в назидание для остальных народов вплоть до дня воскресения? Что привело к гибели самудян, чьи сердца разорвались от страшного вопля, умертвившего их всех до единого? Из-за чего поселения народа Лута были подняты так высоко, что ангелы услышали лай их собак, а потом перевернуты и опрокинуты вверх дном? Их жители были погублены, а потом забросаны камнями с неба. Из-за чего их постигло несколько страшных наказаний, которые не поражали ни один другой народ? Поистине, нечто подобное ожидает и тех, кто уподобляется им, и Божья кара недалека от несправедливого народа! Из-за чего народ Шу‘ейба оказался в тени тучи, которая принесла мучительные страдания и пролила на их головы полыхающий огонь? Что привело к потоплению Фараона и его народа в море, откуда их души были перенесены в адское пламя? Что обрекло их тела на потопление в воде, а души — на страдания в огне? Из-за чего провалился под землю Карун с его домом, богатством и семьей? Что обрекло целые поколения людей после Нуха на различные наказания и полное истребление? Что привело к гибели народа, упомянутого в суре «Йа син», которые услышали неистовый вопль и затухли словно потухший огонек? Из-за чего на сынов Исраила был наслан могущественный народ, который вторгся в их земли, поубивал их мужчин, пленил их детей и женщин, сжег их жилища и разграбил их богатства? Почему им было позволено напасть на сынов Исраила во второй раз, когда они порубили всех, кто попал им в руки, и сравняли с землей все, что возвышалось над ней? Из-за чего они подвергались всевозможным наказаниям: одних убивали и пленили враги, разрушившие их страну, другие попадали под гнет несправедливых царей, третьи были обезображены и превращены в обезьян и свиней? Наконец, Всеблагой и Всевышний Аллах поклялся: «Вот твой Господь возвестил, что Он непременно будет насылать на них до Дня воскресения тех, кто будет подвергать их ужасным мучениям» (Аль-А‘раф, 167). Имам Ахмад сказал: аль-Валид бин Муслим рассказал нам, что Сафван бин ‘Амр рассказал ему, что ‘Абд ар-Рахман бин Джубейр бин Нуфейр рассказывал со слов своего отца: «Когда был завоеван Кипр, его население было разделено, и люди стали оплакивать друг друга. Тут я увидел Абу ад-Дарду, который сидел в одиночестве и плакал. Я спросил: “Абу ад-Дарда, почему ты плачешь в такой день, когда Аллах возвысил ислам и мусульман?” Он сказал: “Горе тебе, Джубейр! Как легко Могучий и Великий Аллах унижает народ, если тот пренебрегает Его велениями! Это был могущественный народ, одерживавший верх над другими и обладавший властью, но они не выполнили велений Аллаха, и вот с ними стало то, что ты сейчас видишь”». В «Муснаде» имама Ахмада приводится хадис Умм Саламы о том, что Посланник Аллаха сказал: «Если мои последователи станут грешить открыто, Аллах подвергнет всех их мучениями от Него». Она спросила: «Посланник Аллаха, разве в то время среди них не будет праведных людей?» Он сказал: «Конечно, будут». Она спросила: «И что же будет с ними?» Он сказал: «Их поразит то же, что и остальных людей, а потом они обретут прощение от Аллаха и Его довольство». В отосланном (мурсал) хадисе аль-Хасана [аль-Басри] сообщается, что Пророк сказал: «Эта община будет находиться под Рукой Аллаха и Его защитой, пока чтецы не встанут на сторону правителей, пока праведники не станут оправдывать грешников, пока лучшие среди них не станут равнодушными к худшим среди них. Если же они станут поступать так, то Аллах уберет от них Свою Руку и позволит деспотичным среди них воцариться над ними и подвергать их мучительному наказанию, а потом Аллах поразит их лишениями и бедностью». Некоторые хадисы о последствиях грехов Там же приводится другой хадис Саубана о том, что Посланник Аллаха сказал: «Близко то время, когда другие народы будут набрасываться на вас со всех сторон, как набрасываются на миску с едой». Его спросили: «Это произойдет потому, что нас будет мало?» Он ответил: «Нет, в то время вас будет много, но вы будете разрознены, как сор в потоке. Аллах вытащит из сердец ваших врагов трепет перед вами и поместит в ваши сердца слабость». Его спросили: «Что за слабость?» Он сказал: «Любовь к мирской жизни и неприязнь к смерти». В «Муснаде» передан хадис Анаса о том, что Посланник Аллаха сказал: «Когда меня вознесли на небеса, я прошел мимо людей с медными ногтями, которые царапали свои лица и груди. Я спросил: “Кто это такие, Джибрил?” Он ответил: «Это — те, которые пожирали мясо людей и покушались на их честь». Ибн Абу ад-Дунья передал со слов Джа‘фара бин Мухаммада, что его отец рассказывал со слов его деда, что ‘Али [бин Абу Талиб] сказал: «Придет время, когда от ислама останется только название, а от Корана — только буквы. В те дни возведенные ими мечети будут разрушены от [недостатка] верного руководства, а их ученые будут худшими под небосводом. Среди них будет возникать смута, и к ним же она будет возвращаться». Он же передал хадис Симака бин Харба, рассказанный со слов ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, что его отец сказал: «Когда прелюбодеяние и ростовщичество появляются в поселении, Могучий и Великий Аллах позволяет погубить его». В отосланном (мурсал) хадисе аль-Хасана [аль-Басри] говорится: «Когда люди станут показывать свои знания и пренебрегать деяниями, когда они станут любить друг друга на словах, ненавидеть в душе и разрывать родственные связи, тогда Могучий и Великий Аллах проклянет их, лишит их слуха и ослепит их взоры». В «Сунане» Ибн Маджи приводится следующий хадис Абдуллаха бин ‘Умара бин аль-Хаттаба: «Однажды я находился возле Посланника Аллаха в группе их десяти мухаджиров. Он повернулся к нам лицом и сказал: “О мухаджиры! Упаси вас Аллах от пяти испытаний: если люди будут распутничать открыто, то среди них распространятся чума и болезни, которые не поражали их предшественников в прошлом; если они станут обманывать на мере и весах, то для них начнутся тяжелые годы, появятся нехватка продовольствия и несправедливые правители; если они перестанут выплачивать закят со своего имущества, то они лишатся дождя с небес, и если бы не скотина, то дожди перестали бы выпадать совсем; если они не будут верны завету с Аллахом и Его посланником, то Аллах позволит их врагам одолеть их и отнять часть того, чем они владели; если же их правители перестанут судить согласно тому, что Могучий и Великий Аллах ниспослал в Своем Писании, то Он посеет между ними вражду». В «Муснаде» и «Сунане» приводится хадис, переданный ‘Амром бин Муррой со слов Салима бин Абу аль-Джа‘да, о том, что Абу ‘Убейда бин ‘Абдуллах бин Мас‘уд рассказывал со слов своего отца, что Посланник Аллаха сказал: «Когда кто-либо среди ваших предшественников совершал грех, человек, запрещавший поступать так, приходил к нему и находил для него оправдание, а на следующий день он садился есть и пить вместе с ним, словно еще вчера он не видел, как тот совершил грех. Когда Могучий и Великий Аллах увидел это, Он разобщил их сердца, а потом проклял их устами пророков Давуда и ‘Исы, сына Марьям. Это было за то, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, вы будете приказывать одобряемое и удерживать от предосудительного, хватать за руку глупцов и обязывать к следованию путем истины, или же Аллах разобщит ваши сердца, а потом проклянет вас, как проклял их». Абу ‘Умар Ибн ‘Абд аль-Барр передал со слов Абу ‘Имрана: «Могучий и Великий Аллах отправил в одно из селений двух ангелов с повелением уничтожить его вместе со всеми жителями. Они нашли там человека, который стоял и молился в своей молельне, и сказали: “Господи, там есть такой-то Твой раб, который молится”. Тогда Могучий и Великий Аллах сказал: “Уничтожьте их и уничтожьте его вместе с ними, потому что выражение его лица не разу не изменилось ради Меня”». Аль-Хумейди передал со слов Суфьяна бин ‘Уйейны, что Суфьян бин Са‘ид, дядя Мис‘ара, сказал: «Одному из ангелов было приказано вызвать провал и уничтожить селение. Он сказал: “Господи, там есть такой-то богомолец”. Тогда Могучий и Великий Аллах внушил ему: “С него и начни, потому что выражение его лица ни разу не изменилось”». Ибн Абу ад-Дунья передал со слов Вахба бин Мунаббиха: «Когда Давуд совершил ошибку, он сказал: “Господи, прости меня”. Он сказал: “Я уже простил тебя, но ваш позор ляжет на сынов Исраила”. Он вопросил: “Господи, как же так, ведь Ты — Справедливый Судия, Который ни с кем не поступает несправедливо. Я совершил проступок, а позор за это ляжет на других?” Тогда Аллах внушил ему: “Когда ты совершил проступок, они не поспешили выразить тебе свое порицание”». Грехи вызывают стихийные бедствия Ибн Абу ад-Дунья передал со слов Анаса бин Малика, что однажды он пришел к ‘Аише вместе с еще одним мужчиной. Тот попросил: «Мать правоверных, расскажи нам о землетрясении». Она сказала:«Когда люди сочтут дозволенным прелюбодеяние, станут употреблять опьяняющие напитки и играть на музыкальных инструментах, Могучий и Великий Аллах разгневается у Себя на небе и скажет земле: “Сотряси их”. И если они не раскаются и не перестанут, то она проглотит их». Он спросил: «Мать правоверных, это будет наказанием для них?» Она ответила: «Конечно, это будет увещеванием и милостью для верующих, но примерным наказанием, мучениями и гневом для неверующих». Анас сказал: «После хадисов Посланника Аллаха ни один рассказ не вызвал у меня такой радости, как этот». Ибн Абу ад-Дунья передал отосланное (мурсал) сообщение о том, что при жизни Посланника Аллаха произошло землетрясение, и он положил руку на землю и сказал: «Успокойся, потому что еще твое время не пришло». Потом он повернулся к своим сподвижникам и сказал: «Поистине, ваш Господь требует от вас покаяния, покайтесь же!» В период [правления] ‘Умара бин аль-Хаттаба снова произошло землетрясение, и он сказал: «О люди, это землетрясение могло произойти только из-за того, что вы совершили. Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, если оно повторится, я ни за что не останусь здесь вместе с вами». Ибн Абу ад-Дунья привел другой рассказ о том, в период [правления] ‘Умара произошло землетрясение, и он ударил рукой по земле, а потом сказал: «Что с тобой? Что с тобой? Если бы это было воскрешение, то она рассказала бы свои известия. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Когда наступит день воскресения, каждый локоть и каждая пядь ее будут разговаривать”». Имам Ахмад передал со слов Сафийи: «Во времена ‘Умара в Медине произошло землетрясение, и он сказал: “О люди, что это такое? Как же рано вы стали вводить новшества! Если оно повторится, я ни за что не останусь здесь вместе с вами”». Ка‘б сказал: «Земля содрогается, когда на ней грешат. Она дрожит от страха перед Великим Господом, чтобы Он взглянул на нее». ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз разослал в города послания, в которых было написано: «А затем: посредством этих толчков Могучий и Великий Аллах порицает рабов. Я разослал в города послания, чтобы в такой-то день такого-то месяца они вышли и чтобы каждый имеющий возможность раздал пожертвования, потому что Могучий и Великий Аллах сказал: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и молился» (Аль-А‘ла, 14-15). И говорите то, что сказал Адам: «Они сказали: “Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон”» (Аль-А‘раф, 23). И говорите то, что сказал Нух: «И если Ты не простишь меня и не помилуешь, то я окажусь среди потерпевших убыток» (Худ, 47). И говорите то, что сказал Йунус: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из несправедливых!» (Аль-Анбийа, 87)». Имам Ахмад сказал: Асвад бин ‘Амир рассказал нам, что Абу Бакр рассказал ему со слов аль-А‘маша, что ‘Ата бин Абу Рабах рассказывал со слов Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха сказал: «Если люди станут скупиться на динары и дирхемы, станут продавать товар в кредит и выкупать его обратно за меньшую плату, держаться за коровьи хвосты и перестанут усердствовать на пути Аллаха, то Он пошлет им испытания, которые не прекратятся до тех пор, пока они не вернутся к своей религии». Его же передал Абу Давуд с хорошим иснадом. Хадисы о важности призыва к добру Ибн Абу ад-Дунья передал со слов Ибн ‘Умара: «Я помню, что ни один из нас не считал, что у него есть больше прав на его динар или дирхем, чем у его брата-мусульманина. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Если люди станут скупиться на динары и дирхемы, станут продавать товар в кредит и выкупать его обратно за меньшую плату, перестанут усердствовать на пути Аллаха и станут держаться за коровьи хвосты, то Он ниспошлет им с небес испытания, которые не прекратятся до тех пор, пока они не вернутся к своей религии”». Аль-Хасан сказал: «Клянусь Аллахом, искушение — это не что иное, как [насланное] на людей наказание от Могучего и Великого Аллаха». Один из пророков, отправленных к сынам Исраила, взглянув на то, что причинил им Бахтансар, сказал: «За то, что мы совершили, Ты позволил одержать верх над нами тому, кто не признает Тебя и не проявляет милосердия к нам». Передают, что Бахтансар сказал Даньялу: «Что позволило мне одержать верх над твоим народом?» Тот ответил: «Тяжесть твоего греха и несправедливое отношение моего народа к самому себе». Он же передал со слов Малика бин Динара: «Могучий и Великий Аллах сказал: “Я Аллах, Царь царей, и сердца царей в Моей Руке. Я сделаю их милостью для тех, кто покорен Мне, и наказанием для тех, кто ослушается Меня. Посему не занимайте себя царями, а покайтесь Мне, и Я сделаю их благосклонными к вам”». В одном из отосланных (мурсал) сообщений аль-Хасана говорится: «Если Аллах желает народу добра, то Он вверяет власть над ним выдержанным среди них, а их добычу — тем из них, кто щедр. Если же Аллах желает народу зла, то Он вверяет власть над ними глупым среди них, а их добычу — тем из них, кто скуп». Имам Ахмад и другие передали со слов Катады, что пророк Муса сказал: «Господи, Ты находишься на небе, а мы на земле. Как же нам отличить Твой гнев от Твоего довольства?» Он сказал: «Если Я вверю власть над вами лучшим среди вас, то это будет признаком Моего довольства, а если я Вверю ее худшим среди вас, то это будет признаком Моего гнева». Ибн Абу ад-Дунья передал со слов аль-Фудейла бин ‘Ийада, что Аллах ниспослал одному из пророков в откровении: «Если тот, кто познал Меня, ослушается Меня, то Я установлю над ним власть того, кто не познал Меня». Он же передал со слов Ибн ‘Умара, что Пророк сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, [Судный] Час не наступит до тех пор, пока Аллах не отправит правителей-лжецов, визирей-грешников, помощников-изменников, несправедливых советников и нечестивых чтецов. Они будут выглядеть как монахи, но их сердца смердят хуже, чем падаль. Их желания будут различны. Аллах подвергнет их искушению, покрытому прахом, мрачному, в котором они и погибнут. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, узы ислама будут разрушаться одна за другой, [и так будет продолжаться], пока люди не перестанут говорить: “Аллах, Аллах”. Вы будете приказывать одобряемое и удерживать от предосудительного или же Аллах установит над вами власть худших среди вас, и они подвергнут вас мучительному наказанию, а лучшие среди вас будут взывать с мольбами, но не получат ответа. Вы будете приказывать одобряемое и удерживать от предосудительного или же Аллах нашлет на вас тех, кто не проявит милосердия к младшим среди вас и не станут уважать старших среди вас». В «Му‘джаме» ат-Табарани и других сводах приводится хадис Са‘ида бин Джубейра о том, что Ибн ‘Аббас сказал: «Если люди начнут обманывать на мере и весах, то Могучий и Великий Аллах непременно лишит их дождя. Если люди начнут совершать прелюбодеяния открыто, то среди них непременно распространится смерть. Если они станут открыто заниматься ростовщичеством, то Аллах непременно поразит помешательством. Если среди них распространятся убийства и они станут убивать друг друга, то Аллах непременно позволит врагам одолеть их. Если они станут открыто заниматься гомосексуализмом, то они непременно начнут проваливаться под землю. А если они перестанут призывать к одобряемому и удерживать от предосудительного, то их деяния не будут вознесены, а их мольбы не будут услышаны». Этот же хадис передал Ибн Абу ад-Дунья через Ибрахима бин аль-Аш‘аса, со слов ‘Абд ар-Рахмана бин Зейда, со слов его отца, который рассказывал его со слов Са‘ида [бин Джубейра]. В «Муснаде» и других сводах приводится рассказ ‘Урвы о том, что ‘Аиша сказала: «Однажды Посланник Аллаха пришел ко мне, запыхаясь. По его лицу я поняла, что его что-то обеспокоило. Он ни слова не проронил, пока не совершил омовение, а потом он вышел из комнаты, а я приникла к стене комнаты. Он поднялся на кафедру, восхвалил и прославил Аллаха, а потом сказал: “О люди, поистине, Могучий и Великий Аллах велит вам: призывайте к одобряемому и удерживайте от предосудительного, прежде чем Я перестану отвечать вам, когда вы будете взывать ко Мне, и перестану помогать вам, когда вы будете молить Меня о помощи, и перестану одарять вас, когда вы будете просить Меня”». Аль-‘Умари аз-Захид сказал: «Проявлением беспечности по отношению к себе и отвращения от Аллаха является то, что ты видишь нечто вызывающее гнев Аллаха и проходишь мимо этого, не призывая [творить добро] и не удерживая [от греха], опасаясь тех, кто не способен принести ни вреда, ни пользы даже себе самому». Он же сказал: «Тому, кто воздерживается от призыва к одобряемому и предостережения от предосудительного из-за страха перед творениями, не будут повиноваться, и если он велит что-нибудь своему сыну или одному из рабов, они обязательно пренебрегут своими обязанностями перед ним». Имам Ахмад в своем «Муснаде» привел хадис Кайса бин Абу Хазима о том, что Абу Бакр ас-Сиддик сказал: «О люди, вы читаете этот аят, но понимаете его неправильно: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение» (Аль-Маида, 105). Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Поистине, если люди при виде несправедливого человека перестанут хватать его за руку (или: если люди при виде предосудительного поступка перестанут исправлять его), то очень скоро Аллах поразит всех их наказанием от Него”». Имам Ахмад передал со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба: «Близко то время, когда селения окажутся разрушенными, оставаясь застроенными и обжитыми». Его спросили: «Как они могут быть разрушенными, оставаясь застроенными и обжитыми?» Он сказал: «[Это произойдет], когда грешники возвысятся над праведниками, а во главе племен встанут лицемеры». Аль-Ауза‘и передал со слов Хассана бин ‘Атийи, что Пророк сказал: «Худшие из моих последователей одержат верх над лучшими из них, и верующими среди них будут пренебрегать, как сегодня пренебрегают лицемерами среди нас». Ибн Абу ад-Дунья передал со слов Ибн ‘Аббаса, что Пророк сказал: «Придет время, когда сердце верующего будет сжиматься подобно тому, как соль растворяется в воде». Его спросили: «Отчего это произойдет, Посланник Аллаха?» Он сказал: «Оттого что он будет видеть предосудительное, но не сможет исправить этого». Имам Ахмад передал со слов Джарира, что Пророк сказал: «Если грешники ослушаются [Аллаха] среди тех, кто сильнее и многочисленнее их и люди не исправляют этого, то Аллах непременно повергает всех их наказанию». В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Усамы бин Зейда о том, что Посланник Аллаха сказал: «Будет человек, которого в день воскресения приведут и бросят в Огонь. Его кишки вывалятся туда, и он будет крутиться, подобно ослу, вращающему [жернова] мельницы. Обитатели Огня соберутся вокруг него и скажут: “Что с тобой, такой-то? Разве ты не побуждал нас к одобряемому и не удерживал от предосудительного?!” Он скажет: “Да, я побуждал вас к одобряемому, но сам не делал этого, и я удерживал вас от предосудительного, а сам совершал его”». Имам Ахмад передал со слов Малика бин Динара: «Был один из израильских первосвященников, в чьем доме собирались мужчины и женщины, и он увещевал их и напоминал им о днях Аллаха. Однажды он увидел, как один из его сыновей прикасается к женщинам, и сказал: “Осторожно, сынок! Осторожно, сынок!” И случилось так, что он упал с кровати и повредил спинной мозг, у его жены произошел выкидыш, а его сыновей убили. А потом Аллах внушил их пророку передать ему: “Я никогда не позволю произойти от тебя правдивому мужу, потому что твой гнев ради Меня ограничился словами: ‘Осторожно, сынок’”». Последствия грехов могут быть страшнее самого греха В «Хилье» Абу Ну‘ейма приводится рассказ о том, что Хузейфу спросили: «Сыны Исраила отказались от своей религии в течение одного дня?» Он ответил: «Нет. Когда им велели совершать что-либо, они не делали этого, а когда им запрещали совершать что-либо, совершали это, [и так продолжалось], пока они не отказались от своей религии подобно тому, как мужчина сбрасывает свою рубаху». Поэтому один из наших предшественников сказал: «Грехи — это предвестник неверия, равно как поцелуй — предвестник соития, пение — предвестник прелюбодеяния, взгляд — предвестник влюбленности, а болезнь — предвестник смерти». В «Хилье» приводятся слова Ибн ‘Аббаса: «О совершающий грехи, не чувствуй себя в безопасности от их дурного конца, ведь совершение греха приводит к тому, что хуже самого греха. Если ты грешишь, не испытывая великого стыда перед теми, кто справа и слева от тебя, то это хуже самого греха. Если ты смеешься, не ведая о том, как Аллах поступит с тобой, то это хуже самого греха. Если ты гордишься грехом, который принес тебе успех, то это хуже самого греха. Если ты печалишься из-за греха, который ты не сумел совершить, то это хуже самого греха. Если ты грешишь, опасаясь того, что дуновение ветра раздвинет занавес на твоей двери, но не страшишься того, что Аллах смотрит на тебя, то это хуже самого греха. Горе тебе! Знаешь ли ты, за какой грех Аллах испытал Айюба болезнью и потерей имущества? Один бедняк попросил у него защиты от тирана, но он не помог ему и не удержал тирана от несправедливости, и за это Аллах подверг его испытанию». Имам Ахмад сказал: аль-Валид рассказал нам, что слышал от аль-Ауза‘и, что тот слышал, как Билал бин Са‘д сказал: «Не смотри на незначительность греха, а смотри на Того, Кого ты ослушался». Аль-Фудейл бин ‘Ийад сказал: «Чем меньше тебе кажется грех, тем больше он перед Аллахом, и чем больше тебе кажется грех, тем меньше он перед Аллахом». Говорят, что Аллах внушил Мусе: «О Муса, первым из Моих творений погиб Иблис, потому что он ослушался Меня, а тот, кто ослушается Меня, считается погибшим». В «Муснаде» и «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис Абу Салиха о том, что Абу Хурейра рассказывал со слов Посланника Аллаха: «Когда верующий совершает грех, у него на сердце появляется черное пятнышко. Если он покается, прекратит [грешить] и попросит прощения, то [вернет] блеск своему сердцу, но если он продолжит [грешить], то пятнышко увеличится и в конце концов покроет все сердце. Это и есть то покрывало, которое Могучий и Великий [Аллах] упомянул в словах: «Но нет! Напротив, их сердца окутаны тем, что они приобрели» (Аль-Мутаффифин, 14)». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным. Имам Ахмад сказал: Йа‘куб рассказал нам, что его отец рассказал ему, что Салих передал со слов Ибн Шихаба, что ‘Убейдуллах бин ‘Абдуллах бин ‘Утба рассказывал со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, что Посланник Аллаха r сказал: «А затем: о курейшиты, вы будете достойны этого дела, пока не станете ослушаться Аллаха, а если вы станете ослушаться Его, то Он нашлет на вас тех, которые обдерут вас подобно тому, как одной веточкой сдирают кору с другой». Потом он содрал кору с веточки, и под ней показалась белая твердая [древесина]. Имам Ахмад передал со слов Вахба: «Могучий и Великий Господь сказал сынам Исраила: “Когда Мне повинуются, Я доволен, и когда Я доволен, Я благословляю, и Моему благословению нет предела. Когда Меня ослушаются, Я гневаюсь, и когда Я гневаюсь, Я проклинаю, и Мое проклятие достигает седьмого колена”». Он же передал со слов Ваки‘, что Закарийя рассказал ему со слов ‘Амира, что ‘Аиша написала письмо Му‘авийе: «А затем: поистине, если раб ослушается Аллаха, люди, которые прежде восхваляли его, начинают порицать его». Абу Ну‘ейм передал со слов Салима бин Абу аль-Джа‘да, что Абу ад-Дарда сказал: «Пусть человек остерегается того, что верующие начнут проклинать его в сердцах, а он даже не будет ведать об этом». Потом он спросил: «Знаешь ли ты, отчего так происходит?» Он сказал: «Нет». Абу ад-Дарда сказал: «Поистине, раб остается наедине с ослушанием Аллаха, и Он вселяет неприязнь к нему в сердца верующих так, что он даже не осознает этого». Грехи не всегда вредят сразу Многие люди ошибаются в отношении грехов, когда не видят их последствий сразу. Иногда последствия грехов проявляются поздно, и раб забывает о них. Он полагает, что они больше не повлияют на его судьбу. Пречист Аллах! Сколько людей погибло из-за этой ошибки! Скольких благ она лишила их! Какие только наказания она не навлекла на них! Как много ученых и достойных мужей, не говоря уже о невеждах, обольстились из-за нее! Обольщенный человек не понимает, что грехи лягут на него тяжким бременем даже спустя много времени подобно тому, как действует яд и как раскрывается нагноившаяся рана. Имам Ахмад передал со слов Абу ад-Дарды: «Поклоняйтесь Аллаху, как будто вы видите Его, и считайте себя умершими, и знайте, что лучше иметь немного того, чего вам достаточно, чем много того, что отвлечет вас [от поклонения Аллаху]. И знайте, что благочестие не ветшает, а грех не забывается». Однажды человек, предававшийся поклонению Аллаху, взглянул на юношу и подумал о его красоте, а потом он увидел сон, и ему было сказано: «Ты непременно вкусишь последствия этого через сорок лет». А наряду с этим грехи влекут за собой и скорое наказание, которое не откладывается. Сулейман ат-Тейми сказал: «Поистине, человек совершает грех втайне, а утром на нем можно увидеть следы этого унижения». Йахья бин Му‘аз ар-Рази сказал: «Я удивляюсь разумному человеку, который взывает со словами: “О Аллах, не позволяй врагам радоваться моему несчастью”, а потом самолично дает всем своим врагам повод злорадствовать». Его спросили: «Как это?» Он сказал: «Он ослушается Аллаха и дает всем своим врагам повод возрадоваться его несчастью в [день] воскресения». Зу-н-Нун сказал: «Кто предает Аллаха втайне, того Он разоблачает всенародно». Главные последствия грехов Грехи имеют скверные, достойные порицания последствия, вредящие душе и телу как в этом мире, так и в будущей жизни, и доподлинно о них известно одному Аллаху. • Грешник лишается знаний. Поистине, знания — это свет, который Аллах помещает в сердце, и грехи тушат этот свет. Когда имам аш-Шафи‘и обучался у Малика, тот был поражен его сообразительностью, его ярким умом и совершенным схватыванием. Он сказал: «Поистине, я вижу, что Аллах озарил твою душу светом. Не позволяй же мраку грехов затушить его». • Грешник ощущает в сердце безмерную отчужденность от Аллаха, с которой не сопоставимо и даже невозможно никакое удовольствие. Если собрать воедино все удовольствия земного мира, их все равно не хватит для того, чтобы возместить эту отчужденность. Но ощутить это может только тот, чья душа полна жизни, потому что рана не причиняет страданий умершему. И если бы сторониться грехов следовало только для того, чтобы избежать этой отчужденности, то одного этого было бы достаточно для благоразумного человека. Поистине, ничто так не отравляет душу, как грехи, ложащиеся один поверх другого. И молить об избавлении от этого следует только Аллаха. • Грешник также начинает сторониться людей, особенно праведников. Среди них он ощущает себя подавленным, и чем сильнее это чувство, тем больше он отдаляется от них, их собраний и лишается пользы общения с ними. И чем дальше он удаляется от партии Милостивого Аллаха, тем больше он сближается с партией шайтана. Такое отчуждение усиливается до тех пор, пока не закрепляется окончательно, и тогда оно отдаляет его от жены, детей и родственников. Он оказывается не в ладах даже с самим собой, и человек начинает чуждаться даже самого себя. Один из наших предшественников сказал: «Поистине, когда я ослушаюсь Аллаха, это отражается на поведении моего скакуна и моей жены». • Дела даются грешнику с большим трудом, и за какое бы дело он ни брался, оно оказывается непосильным для него или же он справляется с ним с большим трудом.Поистине, если человек богобоязнен, то Аллах облегчает ему начинания, но если он пренебрегает богобоязненностью, то Он создает ему трудности. Клянусь Аллахом, удивительно, как двери добра и пользы закрываются перед таким рабом и какие трудности ему приходится преодолевать, а он даже не понимает, почему так происходит! • На сердце грешника опускается самый настоящий мрак, который он может ощутить так же, как беспросветный мрак ночи. Мрак ослушания опускается на его сердце так же, как слепота поражает глаза, потому что повиновение Аллаху — это свет, а ослушание Его — это мрак. И чем гуще этот мрак, тем сильнее смятение и замешательство раба. Вследствие этого он начинает совершать ересь, впадает в заблуждение и увязает в губительных деяниях, даже не ощущая этого. Он словно слепой, который в одиночку вышел из дома темной ночью. Этот мрак сгущается до тех пор, пока не окутывает его взор, пока не покрывает его лицо. В результате оно становится темным, и каждый может увидеть это. ‘Абдуллах бин ‘Аббас сказал: «Поистине, добрый поступок придает сияние лицу и озаряет светом душу, приумножает земной удел, укрепляет тело и вселяет любовь [к этому человеку] в сердца остальных творений, а дурной поступок делает лицо темным, покрывает душу мраком, лишает тело сил, уменьшает земной удел и вселяет ненависть [к этому человеку] в сердца остальных людей». • Грехи лишают сил и душу, и тело. Что касается души, то здесь все очевидно, и она продолжает чахнуть из-за грехов до тех пор, пока в ней не затухает жизнь. Что же касается слабости, которая поражает тело, то она связана с тем, что сила верующего в его духе, и чем сильнее его дух, тем сильнее его тело. Грешник же, даже если он физически крепок, в критической ситуации оказывается вялым и слабым. Силы покидают его тогда, когда он больше всего нуждается в них. Задумайся над тем, как обессилели могучие тела персов и византийцев, когда они больше всего нуждались в силе. Верующие победили их благодаря тому, что их тела и души были сильными. • Грешник упускает возможность совершать богоугодные дела, и будь это единственным наказанием за грехи, [этого было бы достаточно].Грех лишает человека возможности совершить добрый поступок и перекрывает ему путь к другому благодеянию, и третьему, и четвертому, и так далее. Прегрешения отдаляют его от многих добрых деяний, каждое из которых может принести ему больше благ, чем этот мир со всеми его богатствами. Такого человека можно сравнить с тем, кто съел еду, которая вызвала длительное заболевание и лишила его возможности поесть много других более вкусных блюд. И молить об избавлении от этого следует только Аллаха. Грехи сокращают жизненный срок Грехи сокращают жизнь и непременно уничтожают то благо, которое она может принести. Поистине, если благочестие увеличивает жизненный срок, нечестие уменьшает его. Однако люди разошлись во мнениях по этому вопросу. Одни считают, что под сокращением жизни грешника подразумевается потеря того блага, которое она приносит. Это мнение справедливо, но это лишь часть дурных последствий грехов. Другие считают, что его жизненный срок сокращается на самом деле подобно тому, как уменьшается земной удел. Пречистый Аллах установил много причин, увеличивающих и приумножающих благодать, которую мы извлекаем из земного удела, и то же самое относится к жизненному сроку. По их мнению, нет ничего невозможного в том, что жизненный срок увеличивается в силу одних причин и уменьшается в силу других. Земной удел и жизненный срок, счастье и несчастье, здоровье и болезнь, богатство и бедность — все это предопределено Могучим и Великим Господом, но Он предрешил все, что пожелал, вместе с причинами, которые вызывают это. Третьи считают, что сокращение жизни под влиянием грехов объясняется тем, что подлинная жизнь возможна лишь тогда, когда жива душа, и поэтому Пречистый Аллах назвал неверующих мертвыми, а не живыми: «Они мертвы, а не живы» (Ан-Нахль, 21). Таким образом, настоящая жизнь — это жизнь души, и человек живет по-настоящему только те часы, которые он проживает вместе с Аллахом. Это и есть часы его жизни. Благочестие, богобоязненность и повиновение Аллаху увеличивают эти часы, продлевают настоящую жизнь, кроме которой нет иной жизни. Одним словом, если раб отворачивается от Аллаха и предается ослушанию, он теряет дни своей подлинной жизни и вкусит последствия этого в тот день, когда он скажет: «Эх, если бы я заранее позаботился о своей жизни!» (Аль-Фаджр, 24). Такой человек может уделять внимание тому, что приносит ему пользу в этом мире и в последней жизни, а может нет. Если он не делал этого, то загубил свою жизнь полностью, потратив ее впустую. Если же он уделял внимание этому, то его путь к заветной цели будет долгим и полным препятствий. И тем труднее ему будет извлечь пользу из добрых деяний, чем больше он увлекался дурными поступками. Это и есть самое настоящее сокращение жизни. Вся суть вопроса в том, что жизненный срок — это столько, сколько он сумел прожить, но человек живет только тогда, когда устремляется к своему Господу и наслаждается Его любовью, поминает Его и отдает предпочтение Его довольству перед всем остальным. Грехи порождают новые грехи Ослушание Аллаха влечет за собой и порождает новые грехи, и так продолжается до тех пор, пока расставание с ними не представляется рабу чем-то очень тяжелым. Один из наших предшественников сказал: «Часть наказания за совершенный грех — совершение следующего греха, а часть награды за совершенное благодеяние — совершение следующего доброго поступка». Если раб совершает благодеяние, то другое благодеяние говорит: «Соверши меня тоже». Если он совершает его, то третье говорит то же самое, и так далее. Благодаря этому приумножается польза и увеличиваются благодеяния. То же самое относится к дурным поступкам. Так, повиновение Аллаху или ослушание Его становятся характерной особенностью и неотъемлемым качеством. И тогда душа добродетельного человека сжимается, если он отступает от повиновения Аллаху, и земля кажется ему тесной, несмотря на ее просторы, и он ощущает себя словно рыба без воды, пока снова не вернется к совершению добрых дел. Только тогда он обретает покой и получает удовлетворение. Душа грешника, наоборот, приходит в смятение, когда он прекращает грешить и начинает повиноваться Аллаху. Его грудь сжимается, и жизнь кажется ему утомительной, пока он не вернется к совершению грехов. Дело доходит до того, что многие нечестивцы ослушаются Аллаха, не получая от этого никакого удовольствия, и ничто не побуждает их к этому, кроме томления, которое они испытывают, когда перестают грешить. Если раб терпеливо совершает богоугодные деяния, любит их и отдает им предпочтение, то Пречистый и Всевышний Аллах по милости Своей отправляет к нему ангелов, которые подталкивают его творить добро, не дают ему спокойно лежать в постели и поднимают с места, побуждая к благодеяниям. Если же он любит ослушаться Аллаха и отдает предпочтение грехам, то Он посылает к нему шайтанов, которые подстрекают его к неповиновению. Первые силы побуждают на совершение богоугодных дел и являются величайшими помощниками человека в этом, а вторые силы — подстрекают к грехам и помогают человеку в этом. Грех ослабляет желание творить добро Одним из самых опасных последствий грехов является то, что в душе раба ослабевает желание творить добро и усиливается стремление к греху. Его воля к покаянию постепенно уменьшается и наконец полностью исчезает. Если бы она сократилась хотя бы наполовину, то он раскаялся бы перед Аллахом. Он лживо произносит своими устами мольбы о прощении и раскаяния, тогда как его душа скована грехами. Он упорствует в прегрешениях и твердо намерен совершить их, как только ему представится такая возможность. Поистине, это одна из самых опасных и губительных болезней. Неприязнь к грехам покидает душу грешника, и они становятся для него обычным делом. Он не считает постыдным то, что люди видят его за совершением грехов или порицают его. Напротив, заядлые нечестивцы считают это пределом распущенности и верхом удовольствия. Некоторые из них даже гордятся тем, что они ослушаются Аллаха, и рассказывают об этом тем, кто не знает об их преступлениях. Они говорят: «Я совершил то-то и то-то». Эта категория людей не заслуживает прощения, и двери покаяния, как правило, закрыты перед ними. Об этом сказал Пророк: «Все мои последователи будут прощены, кроме тех, кто рассказывал о своих грехах. Аллах покрывает такого раба, а утром он разоблачает себя и говорит: “О такой-то! В такой-то день я совершил вот такой поступок”. Господь покрыл его ночью, а он опозорил себя». Грехи обрекают на унижения и несчастья Грех является причиной того, что раб заслуживает презрения Господа и падает в Его глазах.Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Они заслужили Его презрение и стали ослушаться Его, а если бы они были дороги Ему, то Он уберег бы их [от грехов]». Поистине, если Аллах презрел раба, то никто не окажет ему почтения, как сказал об этом Всевышний: «Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах» (Аль-Хаджж, 18). И если люди внешне выказывают им почтение, потому что нуждаются в них или опасаются их зла, в сердцах они все равно презирают их. Если раб продолжает совершать грехи, то в конце концов он начинает пренебрегать ими в душе и считать их чем-то незначительным. Это и есть верный признак погибели, ибо чем меньше кажется грех рабу, тем тяжелее он перед Аллахом. Аль-Бухари в своем «Сахихе» передал со слов Ибн Мас‘уда: «Поистине, верующий смотрит на свои грехи так, будто он находится у подножия горы и боится, что она обрушится на него, а нечестивец считает свои грехи чем-то вроде мухи, которая села ему на нос, и он отмахивается от нее вот так». Грехи человека навлекают несчастье на остальных людей и его животных, и они обжигаются о совершенные им грехи и несправедливость. Абу Хурейра сказал: «Несправедливость тирана может убить дрофу в ее гнезде». Муджахид сказал: «Поистине, животные проклинают грешников из числа сынов Адама, когда наступает засуха и прекращаются дожди. Они говорят: “Это по причине грехов сынов Адама”». ‘Икрима сказал: «Звери и насекомые на земле, даже навозные жуки и скорпионы, говорят: “Мы лишились дождя из-за грехов сынов Адама”». Он не получает наказания за свой грех сполна, пока его не проклянут те, которые не совершали греха. Ослушание Аллаха непременно обрекает человека на унижение, потому что источником всякого величия является только повиновение Всевышнему. Он сказал: «Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху» (Фатир, 10). Это значит: пусть тот, кто желает величия и могущества, добивается этого посредством повиновения Аллаху, ибо иного способа обрести их нет. Некоторые из наших предшественников говорили во время мольбы: «О Аллах, одари меня могуществом благодаря покорности Тебе и не унижай меня неповиновением Тебе». Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Поистине, если даже их мулы стучат копытами и аргамаки под ними несутся с легкостью, низость грехов все равно не покидает их сердца. Аллах ни за что не согласится [избавить] ослушников от унижения». Грехи поражают разум и запечатывают сердце Ослушание Аллаха пагубно сказывается на разуме, потому что разум — это свет, и грехи непременно загашают его. Если же разум лишается света, то он ослабевает и притупляется. Один из наших предшественников сказал: «Никто не ослушается Аллаха, пока не лишается благоразумия». И это очевидно. Если человек пребывает в здравом уме, то разум должен удерживать его от грехов, ведь он находится во власти Всевышнего Господа, под Его присмотром и зависит от Его воли. Он проживает в Его владениях и ходит по расстеленной Им земле, а Его ангелы присматривают и наблюдают за ним! Коран удерживает его от них, и смерть удерживает его от них, и Ад удерживает его от них. Кроме того, радости и удовольствия, которые он получает от совершения грехов, ничтожны по сравнению с тем, чего он лишается в этом мире и в последней жизни. Разве ж обладающий здравым умом станет пренебрегать всем этим? Когда грехов становится много, они запечатывают сердце человека, и он превращается в беспечного глупца. Комментируя слова Всевышнего «Но нет! Напротив, их сердца окутаны тем, что они приобрели»(ал-Мутаффифин, 14), один из ранних мусульман сказал: «Это один грех, ложащийся поверх другого». Ал-Хасан [ал-Басри] сказал: «Один грех ложится поверх другого, пока сердце не слепнет». Другой комментатор сказал: «Когда их грехов и прегрешений стало много, они окутали их сердца со всех сторон». Дело в том, что сердце человека покрывается ржавчиной от неповиновения Аллаху, и если он продолжает грешить, то она окутывает его со всех сторон. Потом она крепнет и превращается в печать и замок. Сердце окутывается грубым покрывалом, и если человек оказывается в таком состоянии после того, как он следовал прямым путём и обладал ясным знанием, то мир переворачивается в его глазах. И тогда его враг одерживает над ним верх и уводит его, куда пожелает. Из-за грехов человек также лишается пользы, которую приносят мольбы Посланника Аллаха и ангелов. Пречистый Аллах велел Своему Пророку просить прощения за верующих мужчин и женщин. Он также сказал: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: “Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путём, и защити их от мучений в Аду. Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый. Защити их от грехов, ведь только тот, кого Ты защитишь в тот день от грехов, будет помилован Тобой. Это и есть великое преуспеяние”»(Гафир, 7-9). Ангелы возносят мольбы за верующих, которые раскаиваются в грехах, руководствуются Кораном и сунной Посланника и не ищут для себя иного руководства. Никто другой не может надеяться на мольбу ангелов, если он не обладает качествами тех, за кого они молятся. И только Аллаха мы просим о помощи! Пророк описал мучения грешников Некоторые виды наказаний, которым подвергают ослушников, описаны в хадисе Самуры ибн Джундуба, переданном в «Сахихе» ал-Бухари. Он рассказывал, что Пророк часто спрашивал своих сподвижников: «Видел ли кто-нибудь из вас сон этой ночью?» Люди рассказывали ему то, что было угодно Аллаху. А однажды утром он сказал: «Этой ночью ко мне пришли двое. Они взяли меня с собой и сказали: “Ступай”. Я отправился в путь вместе с ними, и мы пришли к лежащему человеку. Над ним стоял другой человек, державший в руке кусок скалы и разбивавший им голову лежащего. После того как он наносил ему удар, камень откатывался в сторону, и он направлялся к камню, чтобы взять его, но не успевал он вернуться к лежащему, как голова того уже срасталась, принимая свой прежний вид, и он снова наносил ему удар. Я сказал: “Пречист Аллах! Кто это?” — а они сказали: “Ступай! Ступай!” Мы продолжили путь и пришли к человеку, который лежал на спине. Над ним стоял другой человек с железным крюком в руке, которым он захватывал угол рта сидящего и раздирал ему щеку, ноздрю и глаз до самого затылка. Потом он проделывал то же самое с другой стороной [лица], но не успевал он завершить это, как разорванная сторона срасталась, после чего он возвращался к ней и проделывал то же самое. Я сказал: “Пречист Аллах! Кто это такие?” — а они сказали: “Ступай! Ступай!” Мы продолжили путь, пока не дошли до отверстия подобного печи, из которого доносились непонятный шум и голоса. Мы заглянули внутрь и увидели там голых мужчин и женщин. Огонь подступал к ним снизу, и когда он приближался к ним, они начинали вопить громче. Я спросил: “Кто это?” — а они сказали: “Ступай! Ступай!” Мы продолжили путь и добрались до реки красного цвета, похожей на кровь. В ней плавал человек, а на берегу находился другой человек, перед которым было собрано много камней. Тот, кто был в реке, проплывал столько, сколько было угодно Аллаху, а потом подплывал к тому, кто собрал перед собой камни. Он открывал свой рот и проглатывал камень, который тот забрасывал в него, и он снова начинал плыть, а потом снова возвращался к нему. И всякий раз, когда он возвращался, он открывал рот и проглатывал камень, который тот забрасывал в него. Я спросил: “Кто это такие?” — а они сказали: “Ступай! Ступай!” Мы опять продолжили путь и пришли к мужчине с самой отвратительной внешностью, которую можно увидеть. Он поддерживал горевший возле него огонь и ходил вокруг него. Я спросил: “Кто это?” — а они сказали: “Ступай! Ступай!” Мы продолжили путь и добрались до тёмного сада, в котором были все цвета весны. Посреди сада стоял высокий мужчина, настолько высокий, что я почти не видел его головы, а вокруг него было столько детей, сколько я не встречал никогда прежде. Я спросил: “Кто он? И кто они?” — а они ответили: “Ступай! Ступай!” Мы пошли дальше и добрались до огромного дерева, и прежде я никогда не видел такого большого и красивого дерева. Мне велели забраться на него, и мы поднялись по нему в город, построенный из золотых и серебряных кирпичей. Подойдя к вратам города. Мы попросили открыть их, и их открыли для нас. Когда мы вошли, нас встретили люди, одна половина которых была прекраснее всего, что вы когда-нибудь видели, а другая половина была отвратительнее всего, что вы когда-нибудь видели. [Мои спутники] сказали: “Уведите их и окуните в ту реку”. Вдали виднелась река, вода которой казалась совершенно белой. Их увели и окунули в реку, а потом вернули к нам, и на них не осталось ничего неприятного. Мне сказали: “Это сад Эдем, а там твоё место”. Мой взгляд устремился ввысь, и я увидел дворец, подобный белому облаку. Мне сказали: “Вот твоё место”. Я сказал: “Пусть Аллах благословит вас обоих! Позвольте мне войти в него”. Они сказали: “Не сейчас, но ты войдёшь в него”. Я сказал: “Этой ночью я увидел удивительные вещи. Что это было?” Они сказали: “Мы непременно сообщим тебе об этом. Первый человек, которого ты увидел и которому разбивали голову камнем, обучился Корану, отверг его и просыпал обязательные намазы. Тот, кого ты увидел потом и кому разрывали рот, ноздри и глаза до затылка, приходил домой и говорил лживые слова, которые распространялись от него по свету. Голые мужчины и женщины, которых ты видел в печи, — это прелюбодеи и прелюбодейки, а тот, кто плавал в реке и проглатывал камни, — это ростовщик. Мужчина с отвратительной внешностью, который поддерживал горевший рядом с ним огонь и ходивший вокруг него, — это Малик, хранитель Ада. Высокий мужчина в саду — это Ибрахим, а дети вокруг него — это дети, умершие с природной склонностью [к единобожию] (в версии ал-Баркани говорится

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow