Общие и специфические признаки классификации изданий

Будучи одним из видов документов, издание может клас­сифицироваться по признакам документа: по содержанию, материальной конструкции, периодичности, знаковой приро­де информации и т. п. Его типологическое многообразие, как и документа в целом, базируется на совокупности признаков, главными из которых являются целевое и читательское на­значение, а также характер информации, содержащейся в издании. Это служит основанием для всесторонней характе­ристики издания как вида документа. Совокупность видов и типов изданий показана на рис. 8.

Издания классифицируют по следующим признакам: це­левому назначению, объему, составу основного текста, струк­туре, степени аналитико-синтетической переработки инфор­мации и др. Это позволяет осуществить внутривидовую клас­сификацию изданий, определить их разновидности и типоло­гическое разнообразие*.

* Характеристика отдельных видов (типов) изданий дана в следую­щих параграфах учебника.



Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов


тяв а7. Издание




                   
 
 
   
     
 
   
 
   
     
 
 
   
 
   
 
   
 
   

Книга

Непериодическое1

Брошюра

у! Сериальное

С|
Листовка
 

^ Периодическое |

Моноиздание

Продолжающееся

Серия

Однотомник

Сборник
Собрание сочинений

Многотомник

Избранные сочинения

Информационное

Библиографиче­ское

Реферативное

Обзорное

Книжное

Дайджест

Текстовое Нотное

Картографическое

Листовое

Изоиздание

Официальное

Научное

Научно-популярное

О

Карточное

  а>
   
ществен литическ
ю о
О П
6  
енн кое
ш о
дст иче>
о со Б
и га
  о.
О с
о.  
с  
     
ф   ф
о 3; о
I ф ж
СО со О
га дет иче
  о со Б
О. со га
о х о.
X про с
X « I Я ш 6 % 5 ш Е с п га — х о. о: П.

Научно-производ­ственное

Рекламное   Литературно-художественное

Рис. 8. Классификационная схема изданий


По целевому назначению выделяют следующие типы изданий: официальное, научное, научно-популярное, науч­но-производственное, производственно-практическое, нор­мативное производственно-практическое, производственно-практическое издание для любителей, учебное, обществен­но-политическое, справочное, издание для досуга, реклам­ное, литературно-художественное.

По степени аналитико-синтетической переработки ин­формации различают 5 видов изданий: информационное, реферативное, библиографическое, обзорное, а также дайд­жест — издание, содержащее публикацию в виде подборки извлечений из конкретного текста, отобранных и сгруппиро­ванных так, чтобы дать о нем общее представление. Это мо­жет быть подборка наиболее интересных материалов, пере­печатанных из других изданий.

По информационным знакам (знаковой природе инфор­мации), т. е. доминирующему в издании способу фиксации сообщений, весь массив изданий подразделяется на 4 вида: текстовое, нотное, картографическое, изоиздание.

В текстовом издании смысл передается с помощью пись­менных знаков естественного языка, т. е. алфавитное, слого­вое или иероглифическое письмо. В научных и других изда­ниях дополнительно к тексту широко используются форму­лы, состоящие из математических, химических и других зна­ков, а также графики, схемы, диаграммы и пр. Поскольку математический знак или символ с полиграфической точки зрения мало отличается от буквы, то издания с подобными знаками также относятся к текстовым.

Издания для слепых — брайлевские издания — также являются текстовыми, хотя полиграфическое их изготовле­ние (выпуклый шрифт для слепых) существенно отличается от обычных текстовых изданий. Поэтому текстовое издание как собирательное понятие подразделяют на две разновид­ности: плоскопечатное и брайлевское текстовое.

Нотное, картографическое и изоиздание являются не­текстовыми изданиями, в которых смысл передается с помо­щью знаков искусственного языка (нотных, картографичес­ких), либо неязыковыми знаками (образно-изобразительны-


 

168 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документ»

ми). К первым относятся нотные и картографические изда­ния, ко вторым — изографические издания (изоиздания). ;

По материальной конструкции (или форме издания) раз­личают следующие виды изданий: книжное, журнальное, листовое, газетное, буклет, карточное издание, плакат, от­крытка, комплектное издание, книжка-игрушка. По отно*- шению к плакатам, буклетам и газетам понятие «листовое издание» является собирательным. «Книжно-журнальное издание», в свою очередь, собирательное для книг, брошюр и журналов.

По объему, т. е. по количеству страниц, а также бумаги, израсходованной на изготовление одного экземпляра издания, весь массив делится на 3 вида: книга, брошюра, листовка.

По составу основного текста (т. е. по количеству вклю­ченных произведений) издания делятся на 2 вида: моноиз­дание и сборник. Моноиздание содержит одно произведе­ние. Сборник — издание, содержащее ряд произведений.

По структуре (т. е. числу единиц, из которых состоит из­дание) различают следующие виды изданий: серия, одно­томное, многотомное издание, собрание сочинений, избран­ные сочинения.

Серия — издание, включающее совокупность томов, объеди­ненных общностью замысла, тематики, целевым или читатель­ским назначением, выходящих в однотипном оформлении.

Однотомное издание (однотомник) — непериодическое издание, выпущенное в одном томе.

Многотомное издание (многотомник) — непериодическое издание, состоящее из двух или более нумерованных томов, представляющее собой единое целое по содержанию и оформ­лению.

К собраниям сочинений относят однотомное или много­томное издание, содержащее все или значительную часть произведений одного или нескольких авторов, дающее пред­ставление о его (их) творчестве в целом. К избранным сочи­нениям (произведениям) относят однотомное или многотом­ное издание, содержащее часть наиболее значительных про­изведений одного или нескольких авторов, отобранных по определенному признаку.


г.яп а7. Издание

По классу художественно-полиграфического исполне­ния издания делятся на: 1) издания повышенного качества (подарочные, юбилейные, сувенирные, факсимильные, экспорт­ные, особенно тщательно оформленные); 2) издания в улуч­шенном оформлении; 3) издания в обычном и экономном оформлении. Издание может быть иллюстрированным и неиллюстрированным, с художественно-образными или науч­но-познавательными иллюстрациями. Иллюстрации могут со­стоять из рисунков, гравюр, фотографий, чертежей, схем и т. п. По способу печати издание может быть напечатано вы­сокой, офсетной, глубокой, трафаретной и др. специальными видами печати. Издание может быть однокрасочным и мно­гокрасочным (в частности детское). Различен шрифт. Круп­ный шрифт — для детских изданий и учебников для млад­ших классов, мелкий — для справочных изданий.

По формату издания делят на издания больших (от 84x108/8 до 84x90/16), средних (от 70x100/16 до 70x108/32), малых форматов (от 70x90/32 до 70x102/64) и издания миниатюрные (от 70x90/64 до 60x84/102).

В универсальной схеме классификации изданий их типы и виды совмещены, что обусловлено как трудностями в чет­ком определении их различий, так и тем, что они тесно взаи­мосвязаны между собой.

Контрольные вопросы

1. Что входит в понятие «издание»?

2. Каковы основные видообразующие признаки издания?

3. Как соотносятся понятия «издание», «полиграфиче­ская продукция» и «произведение печати»?

4. В чем особенности информационной и материальной составляющих издания?

5. Каковы основные разновидности издания? Их отли­чие друг от друга.

6. Каковы перспективы дальнейшей разработки пробле­мы классификации и типологии изданий?

7. Что можно сказать о будущем изданий?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: