Киевское государство (Киевская Русь) возникло в IХ в. Именно в рамках этого государства формировались основы феодализма, после чего оно распалось в ХII в. на мелкие феодальные княжества.
Процесс формирования феодализма на Руси происходил почти так же, как в Королевстве франков. Князь, который теперь встал во главе государства, первоначально был военным вождем и подчинялся вечевому собранию. Но входе образования государства в противовес народу, объединенному в общины, все большую роль начинает играть дружина князя.
Теперь дружина делится на две части. Старшая дружина состояла из бояр, не простых воинов, а приближенных князя, и представляла собой государственный совет. Это люди, которые выдвинулись и разбогатели на службе у князя. Они имеют свои хозяйства, а иногда и свои дружины. Это приближенные князя, его друзья (ведь дружина – от слова «друг», «содружество»). Князь с ними считается, советуется по всем вопросам. Из состава старшей дружины назначаются и правители отдельных районов и послы в иные страны.
|
|
Младшая дружина состояла из отроков – простых воинов. Младшие они теперь не по возрасту, а по пожеланию. Это действительно только воины.
Первоначально князь с дружинной жил за счет дани с завоеванных земель. Объезжая эти земли, он собирал дань натурой – мехами, медом, воском. Это называлось «полюдьем». К местам остановок князя с дружиной дань доставляла верхушка подчиненных племен.
Со временем были установлены нормы дани – «от дыма» или «от рала» (рало – пахотное орудие), т. е. с каждого хозяйства. И теперь князь с дружинной уже не ездил сам собирать дань на места, а отправлял туда своих представителей (из бояр), поручал им в управление отдельные области и назначал «корм». «Полюдье» сменилось «кормлением»: назначенный на место боярин собирал дань, часть собранного оставлял на «корм», т. е. на содержание себе и своим людям, а остальное отправлял князю.
Таким образом, сначала знатные люди не были крупными землевладельцами-феодалами, они существовали за счет военной добычи, дани, которая постепенно превращалась в государственный налог. Но с течением времени уже не столько сама дань, сколько земля с населением, которое платило эту дань, стала представлять главную ценность для знатных людей. Вчерашние воины, мечтавшие о военной добыче и грабеже, становились землевладельцами.
До конца ХI в. бояре получали землю без крестьян. Раздача земли с крестьянами началась позже. Так, крупными землевладельцами стали бояре дружинные, выдвинувшиеся на военной службе, и бояре земские, местная знать, верхушка покоренных племен, на которую князь опирался на местах. Кроме светских землевладельцев, появились и церковные. Церковное землевладение, которое сначала возникло также за счет княжеских пожалований, затем росло за счет вкладов «на помин души» (завещаний имущества церкви).
|
|
Но земля без живущих на ней крестьян, которые несут феодальные повинности, - еще не феодализм. Другая сторона формирования феодализма выражается в том, что свободные крестьяне попадают в феодальную зависимость. На Руси этот процесс был более сложным, чем в Королевстве франков.
Во-первых, бояре сажали на землю своих холопов. Холопы – это рабы. Прежде они были заняты лишь в домашнем хозяйстве господина, а теперь им начали выделять участки земли, чтобы они жили за счет своего хозяйства и выполняли повинности для господина.
Во-вторых, бояре закабаляли крестьян. Хозяйство крестьянина, еще недавно выделенное из общего хозяйства рода, было ненадежным источником существования. Чтобы не умереть от голода и не дать погибнуть своей семье, крестьянин был вынужден идти к богатому человеку, боярину, брать у него «купу» (ссуду) и становиться закупом, т.е. долговым рабом. До возвращения купы он должен был работать на своего кредитора.
Но холоп и закуп – это рабы, а не феодально-зависимые крестьяне. Именно они до конца ХI в. и работали в хозяйствах бояр. А это значит, что в хозяйствах бояр были не феодальные, а рабовладельческие отношения. Но из этого не следует, что можно говорить о рабовладельческом строе. Подавляющая часть крестьян оставалась свободной.
Из источников ХII в. мы узнаем, что князья стали раздавать боярам земли с крестьянами. В положении таких крестьян при этом ничего не менялось: они по-прежнему жили общинами, только дань, которую они прежде платили князю, теперь в том же размере должны были платить боярину. Но если дань князю как главе государства надо рассматривать как государственный налог, то плата землевладельцу – это феодальная рента. Крестьяне платили феодалам пока только оброк, в отличие от холопов и закупов, обязанных выполнять барщину, крестьяне могли уйти от господина.
Прежде считалось, что крестьяне того времени назывались смердами. Теперь в исторической науке господствует представление, что смерды – лишь одна категория зависимого населения. Это крестьяне, которые вышли из общин и отдались под власть князя (изгои), а также переселенные на земли князя представители побежденных народов. Князь выделял им землю, обеспечивал защиту, а за эту защиту и землю они были обязаны платить князю оброк и участвовать в военных походах. Смерды, таким образом, находились в феодальной зависимости, причем уже в ХI в., но не от бояр, а только от князя. Это самая первая группа феодально-зависимых крестьян.
Техника земледелия в Киевской Руси сделала некоторый шаг вперед. Появился плуг. В отличие от сохи, просто бороздившей землю, плуг переворачивал пласт земли. Кроме того, дополнительно к переложной и двухпольной системам появилось трехполье.
Очень важным дополнением к земледелию были лесные промыслы: охота, рыболовство и бортничество (разведение диких пчел). Продукты этих промыслов, а не зерно, шли на уплату дани и вывозились на обмен в другие страны. Не случайно первыми выделились не зерновые, а рыболовно-охотничьи хозяйства бояр и князя.