По мнению Листа, древние тевтонцы обладали
гностической религией, позволявшей людям проникать в
тайны природы. Вотан занимает место главного бога в
немецком пантеоне. Основными источниками для древней
религии служили руны и Эдда. Старая северная поэзия
Исландии рисует красочную мифологию язычников, ко-
торых Лист рассматривал как приверженцев Вотана, вы-
нужденных бежать из Германии, спасаясь от
христианских преследований на заре средневековья. Эдда,
таким образом представляет собой запись мифов и ве-
рований древних германцев. В Эдде Вотан почитался как
бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. Он
также считался магом и некромантом. "Хавамал" и "Во-
люспа" описывают как Вотан предавался ритуальному
самоистязанию, чтобы овладеть магическим ведением
тайн природы. Если верить ученым XIX века, эти
действия являются формой шаманизма. Ценою боли
исполнитель ритуалов приобретает магическую и физиче-
скую силу. В "Хавамал" Вотан ранен копьем и, без-
|
|
защитный, привязан к дереву на девять ночей без воды
и питья. На вершине страданий к нему внезапно
приходит понимание рун. Спустившись с дерева, он со-
ставляет восемнадцать рунических заклинаний, заклю-
чающих в себе тайну бессмертия, способность к враче-
ванию себя, искусство побеждать врага в бою, власть
над любовными страстями. В "Волюспе" Вотан предлагает
Мимиру собственный глаз в обмен на пророческое ведение
будущего. Весьма вероятно, что этот миф напоминал
Листу его собственные оккультные откровения в период
слепоты 1902 года.
Руны общеизвестны как форма древнего северного
письма - выразительные, отделенные друг от друга
знаки - написанные или вырезанные в дереве, металле,
камне; но они также высоко ценились за их магические
свойства, способность служить амулетами
заклинаниями. Каждая руна имела имя и собственную
символику, выходящую за пределы ее фонетики и бук-
вального смысла. Необходимо признать, что Лист вы
ступил пионером оккультного чтения рун, поскольку он
первым связал рунический алфавит с руническим
заклинаниями Вотана в "Хавамал". Лист сопроводил каж-
дый стих Вотана особой руной, присовокупив также ее
оккультный смысл и окончательную формулу
заклинания. Предполагалось, что эти оккультные смыслы
и формулы составляют основное содержание вновь откры-
той религии вотанизма. Ее классические максимы был
таковы: "Познав себя, ты познаешь мир!"; "Заключи в
себе мир и ты станешь творцом универсума!"; "Не бойся
смерти, она не может убить тебя!"; "Твоя жизнь в руках
|
|
Бога, доверься ему!"; "Брак - корень арийской расы!"
"Человек одно с Богом!". Ударение в этих максима
неизменно падало на внутреннюю силу человеческого
духа и его единство с Богом, открывающее гностическую
природу вотанизма.
Но вотанизм также подчеркивает мистическое
единство человека с миром и его магическую власть над
ним. Мир здесь описывается как непрерывная черед
превращений, как путь через "рождение", "бытие",
"смерть" и "возрождение". Вращение планет, смена вре-
мен года, процветание и упадок всего живого подтвер-
ждают истинность простой циклической космологи
За этой цепью перемен и превращений Лист видел
"первичные законы природы". Законы говорили о сокро-
венном присутствии Бога в природе. Все вещи Лист
представлял себе как проявления духовной силы. Человек
оказывался неотъемлемой частью единого космоса и пото-
му был выужден следовать простому этическому правилу
жить в согласии с природой. Все напряжения и против
речия должны были изживаться в таинственном единении
человека и космоса. Расовая чистота выглядела естест-
венным следствием верности природе.
Двойственные идеи магической самости и мистичес-
кого единства в листовской версии гностической религии
Вотана отражают духовные противоречия романтизма
XIX веке, который, в свою очередь, являлся реакцией
на более общие культурные и социальные сдвиги, произо-
шедшие в Европе того времени. Георг Л. Мосс, исследуя
мотивы романтизма, в связи с этим писал: "Запутавшиеся
и прижатые к стенке, люди пытались быть собой. Но по-
скольку размах индустриальных преобразований, их
причины и следствия ускользали от разума, многие
рациональному решению проблем предпочли собственные
эмоциональные глубины. Желание найти самого себя
сопровождалось противоречивым стремлением принадле-
жать чему-то большему, нежели индивидуальная душа...
поскольку социальные условия выглядели лишенными
ясности и угрожающими, романтики искали такого все-
объемлющего единства, которое не имело бы отношения
к преобладающим экономическим и политическим обсто-
ятельствам".
Вот и Лист сформировал свою религию из архаических
материалов в пику современности. Его учение опиралось
на мощь и незыблемость индивидуального духа в царстве
природы. Как подлинный опыт древних германцев, эта
религия должна была воскреснуть в вере и моральном
единении нового движения пангерманистов.
Для воссоздания древнего знания Лист использовал
понятия современной теософии. В этом ему послужили
два различных источника. Первым стало творчество Мак-
са Фердинанда Зебальдта фон Верта (1859-1916). Зе-
бальдт начал свою литературную карьеру как издатель
журнала "Практическое христианство" (1891) при со-
трудничестве Морица фон Эгиди, выдающегося пред-
ставителя Lebensreform в Германии. Много писал о путе-
шествиях и чужих странах. В 1897 начал публиковать
толстые тома по сексологии. Его "Ванидис" (1897) и
D. I. S. "Сексуальные религии" (1897) описывают сек-
суальные религии арийцев, священные евгенические
практики, предназначенные для укрепления чистоты
расы. Обе работы опубликованы Вильгельмом Фридрихом
в Лейпциге, известным своими теософскими изданиями
и проилллюстрированы магическими кривыми свастики;
рисунки делал теософский художник Фидус. Затем Зе-
бальдт опубликовал "Генезис" (1898-1903) в пяти томах,
где исследовал эротизм, либидо, манию в контексте сек-
сологии и расизма.
Берлинский автор с очевидностью предвосхитил
ариософию, соединив расовые доктрины с оккультными
идеями и сопроводив это сочетание причудливым истол-
кованием тевтонских мифов. Содержание "Ванидиса"
|
|
указывает на его склонность к выявлению метафизиче-
ского смысла символики немецкого пантеона. По Зе-
бальдту древняя арийская космология определялась твор-
ческим актом бога Мундельфори (Mundelfцri), который
создал мир из первоначального огненного хаоса. После
чего определилась двойственность полярных начал ма-
терии и духа, мужского и женского. Он настаивал на
значении евгенических мероприятий для арийского пре-
восходства, поскольку только соединение "чистых
противоположностей" могло бы освободить первоначаль-
ную энергию, заложенную в этой двойственности и тем
самым способствовать рождению отличного потомства.
Схожие идеи в последующие годы появились и в труда
Листа.
Первое указание на то, что Лист знаком с творчество
Зебальдта содержится в его анонимной статье
"Germanischer Lichtdienst", опубликованной в "Des
Scherer", сатирическом тирольском ежемесячном журна-
ле, сотрудничавшем с австрийскими пaнгepмaниcтaми.
Обсуждая религиозное значение языческих солнечных
феерий. Лист высказывал предположение, что этот риту-
ал символизирует первоначальное рождение солнца. Он
также утверждал, что свастика является священным
арийским символом, поскольку происходит
Feuerquirl - огненной метелки (венчика), вращением ко-
торой Мундельфори приводил космос к бытию. В сен-
тябре 1903 венский оккультный журнал "Гнозис"
опубликовал статью Листа, также отсылающую к 3е
бальдту. В ней исследуется "древнеарийская сексуальная
религия" и мистическая космогония, фазы которой
иллюстрируются иероглифами <f2.gif>. Здесь Лист
также впервые упоминает о бессмертии, перевоплощении
и кармической предопределенности. Он различает мeжду
экзотерической (вотанизм) и эзотерической (арманизм)
формами религиозного учения и пишет о неограниченной
власти, которую посвященные имели над обычными
людьми в древней Германии. Тевтонские боги, Вотан,
Донар и Локи понимаются им как символы эзотерйческих,
космологических идей, что является зембальдтианским
штампом, очевидным для современников. Этой статьей
|
|
Листа отмечен первый этап в истолковании германской
оккультной религии, главной заботой этого этапа высту-
пала расовая чистота.
В последующие несколько лет работы Листа
приобрели откровенно теософский характер. Его заметки
и ссылки постоянно указывают на "Тайную доктрину
Блаватской, опубликованную в немецком переводе
Вильгельмом Фридрихом, и на немецкое издание "Ут-
раченной Лемурии" Вильяма Скотта Эллиота с
описанием сказочного континента и исчезнувших
цивилизаций. Лист больше не употребляет привычное
"немцы" и "народ", но пользуется словами "ариогерман-
цы" и "раса", как будто подчеркивая совпадение с пятой
корневой расой в этнологической схеме Блаватской. Жре-
цы Вотана, вопрос о которых Лист впервые поднял в
1890-х годах, теперь превратились в просветленную
гностическую элиту посвященных (Armanenschaft), что
соответствовало иерофантам "Тайной доктрины".
в "Таинствах ариогерманцев" (1908) основные элементы
теософской космогонии в их предполагаемом отношении
к арийской вере хлынули потоком. Скрытые и явные
божества, рождение мира божественным дыханием,
первичный огонь как источник силы, напоминающей
Fohat, постепенная эволюция космоса в соответствии с
подчинением этой силы "законам природы", - все это
получило здесь детальную проработку. Заголовки разде-
лов сопровождались теософскими надписями и знаками
<f3.gif>. В синтезе теософии и немецкой мифологии за-
кладывался фундамент мировидения (weltanschaung)
Листа. Тогда как в первых трех "исследовательских отче-
тах" слово "теософия" применительно к воображаемому
миру тевтонских верований встречалось только случайно.
Лист обнаружил глубокое знание теософических де-
талей. Жизнь у него развивалась в соответствии с "раз-
мерностью", ее усиление предполагало прогрессивное вос-
хождение через круги. Он также упоминал о дирижаблях
и циклопических постройках атлантов. "Религия ариогер-
манцев" (1910) содержала долгое обсуждение
индуистских космических циклов, воодушевленное
гипотезой Блаватской. Лист был глубоко захвачен
количественным соответствием между арифметическими
загадками "Гримнизмал" в Эдде и числом лет в Калиюге,
самой короткой и наиболее упадочной из индуистских
эпох. Источником своих размышлений он считал "Тай-
ную доктрину" Блаватской. Астрологические анализы в
его книгах появились в 1910 году, в том же году Тео-
софский Издательский Дом выпустил первый популярный
немецкий астрологический журнал.
В "Die Bilderschrift der Arro-Germenen (1910) тео-
софская космогония описана следующим образом: изу-
чение того, как божество обнаруживает себя, ведет к
трем формам Логоса и соответствующим кругам огня,
воздуха, воды и земли. Лист изображает эти этапы при
помощи индуистских знаков Блаватской <f4.gif> и
связывает первые четыре круга с мифологическими тев-
тонскими царствами Муспильхайм, Асгард, Ваненхайм и
Мидгард, в которых правили соответственно драконы
огня, боги воздуха, титаны воды и люди. В его адаптаци
семи корневых рас для каждого круга тоже сказывается
влияние Блаватской. Лист полагал, что ариогерманцы
представляли пятую действующую расу в нынешнем кру-
ге, а имена мифических тевтонских гигантов приписывал
четырем предшествующим расам. Дилювиальные атланты
были признаны родственными титану Бергельмиру,
пережившему потоп в северной мифологии, а треть
раса - титану Трудгельмиру. Соглашаясь с Блаватской
Лист полагал, что третья раса (ее лемурианцы) первой
перешла к половому размножению. Две первые расы
родственные Имиру и Оргельмиру, были андрогинами
соответствовали астральной и гиперборейской расам
схеме Блаватской.
Эта германизация теософии представлена трем
таблицами в приложении. Первая из них иллюстрируя
эволюционные ступени одного полного циклического
перехода от единства к множественности и до возвра-
щения к единству. Теософские понятия неявного и явного
божества, трех форм Логоса, пяти первоначальных сфер
(включая эфир) и появление человечества Лист сопро-
водил германизованными мифологическими эквивален-
тами. Так, божество Аллватер раскрывалось у него
трех формах Логоса, каковы Вотан, Вили и Ви. Серии
направленных против часовой стрелки трискелионов
свастик, перевернутые треугольники, символизировал
этапы космической эволюции нисходящего цикл
(движение от единства к множественности), в то время
как движение по часовой стрелке и линии, обращенных
вверх, свидетельствовали об обратном пути к богу.
Взаимное наложение "падающих" и "восходящих" линий
образовывало знак сложной структуры, похожий на гек-
саграмму и Мальтийский Крест <f5.gif>. Лист утверждал, что
эти последние знаки особенно священны, поскольку они
соединяют противостоящие силы творения: на вершине
цикла они указывают на ариогерманского богочеловека
высшую форму, которой только может достичь жизнь в
универсуме. Две другие таблицы содержат каббалистиче-
скую схему "соответствий" между растениями, деревьями
птицами и божествами классического и немецкого пан-
теонов. Франц Гартман комментировал эту работу,
сравнивая ее с "Разоблаченной Изидой" Блаватской и
хвалил Листа за раскрытую им связь германских и
индуистских учений.
В 1914 году Лист опубликовал шестой и последний
из своих "исследовательских отчетов", "Протоязык
ариогерманцев", в котором вводились все новые тео-
софские понятия применительно к национальному прош-
лому. Для корневых рас лемурианцев и атлантов он
предназначил земли затонувших континентов, о которых
он прочитал у Вильяма Скотта-Эллиота, чью карту и
зоспроизводил. Лист думал, что доисторические мегалиты
и огромные обломки скал Нижней Австрии указывают
на сохранившиеся Атлантические "островки" в центре
современного европейского континента. На карте, прила-
гаемой к работе. Лист пытался соединить геологические
периоды Земли, по данным современной палеогеографии
с фазами последнего теософического круга 4 320 000 000
лет или кальпа по индуистской хронологии.
Почему же теософия стала такой важной частью
исследований Листа? Один из ответов на этот вопрос
может связываться с чрезвычайной модой на теософию
и с тем фактом, что многие участники Общества Листа
глубоко интересовались оккультизмом. Фридрих Ванек,
например, был рьяным спиритуалистом и верным
учеником теософских махатм, Мория и Куут Хууми;
полковник Блазиус фон Шемуя (1856-1920) был связан
с мистической школой Алоиса Мэландера в Дармштадте,
с 1890, среди последователей которого были также Франц
Гартман и Вильгельм Губбе-Шлейден. Шемуя был вы-
дающимся теософом и другом Деметера Джоржвитца-
Витцера (1873-1949), издававшим Zentralblatt fьr
Okkultismus и писавшим различные оккультные труды
под псевдонимом G. W. Surya; Макс Зелинг написал
статью о Мэландере и другие книги по спиритизму и
оккультизму; Фридрих Швиккерт (1857-1930) изучал
труды сэра Эдварда Бульвер-Литтона и написал иссле-
дование об эликсире жизни. Он же стал одиним из ве-
дущих астрологов в Веймарской Германии; Карл Хейзе
оыл участником культа Mazdarnan и вместе со своим
оратом Генрихом основал коммуну под названием
"Ариана" близ Цюриха; Владимир фон Эглоффштейн
увлекался хронологическими построениями, касательно
циклов и написал эзотерическую историю церкви. На-
конец, и сам Ланц фон Либенфельс со своим мощным
направлением расистского оккультизма многим был обя-
зан теософии. Лист заимствовал некоторые идеи у своего
молодого друга: об оккультном значении тамплиеров, о
манихейской борьбе между расой господ (ариогерманцы)
и расой рабов (не-арийцы); о первоначальной родины
арийцев, исчезнувшем полярном континенте под на-
званием Arktogдa.
Теософия предлагала этим людям целостный взгляд
на мир, возможность видеть настоящее через призму
прошлого. Воображаемое прошлое оправдывало множе-
ство самых разных социальных, политических и куль-
турных идеалов, таких как расизм, магия, иере
фантический элитаризм, единодушно отвергавших со
ременный мир. Будучи вполне мифологическим, это
оправдание все же включало в себя современные научные
достижения, представления об обществе и истории
ссылки на сверхъестественное. И это было спасением для
тех, кого не устраивала современная жизнь. В лучшем
случае, оккультные предрассудки могли усилить и на-
полнить смыслом сопротивление происходящим социаль-
ным процессам. В худшем случае, они позволяли уйти
в мир фантазии, где обладатели истинного знания могли
чувствовать себя удобно и издалека сетовать на беды
мира действительного.