Задания для самостоятельной работы

Задание для самостоятельной работы представляет собой графический, фонетический и морфологический анализ текста на старославянском языке. Графический и фонетический анализ предполагает: а) раскрытие слов под титлом; б) выявление слов со слоговыми плавными, указание на способы передачи их на письме; в) фонетический анализ отдельных слов (п. 3), образец дан в задании 3 (с. 11); г) обозначение слабой и сильной позиций редуцированных, нахождение слов, отражающих процесс падения редуцированных в данном памятнике письменности; д) объяснение происхождения старославянских мягких согласных и звукосочетаний -ра-, -ла-,
-рѣ-, лѣ-.

Морфологический анализ включает анализ форм существительных, глаголов, местоимений, употребленных в тексте. Морфологический анализ следует проводить по следующей схеме:

Имя существительное: выписать слово в данной форме, указать нач. ф., род, тип склонения, вариант склонения, число, падеж.

Глагол: выписать слово в данной форме, указать нач. форму, наклонение, время, лицо, число.

Местоимение: выписать слово в данной форме, указать нач. форму, разряд по значению, вариант склонения (у неличных местоимений), род, число, падеж.

Образец:

ЧЛОВѢКЪ ЕТЕРЪ БѢ БОГАТЪ IЖЕ IМѢАШЕ ПРИСТАВЬНИКЪ (Зогр. ев.).

ЧЛОВѢКЪ – сущ., нач. ф. ЧЛОВѢКЪ, м. р., скл. на -*ŏ, тв. вар., в ед. ч., им. п.

IМѢАШЕ – глаг., н. ф. IМѢТИ, в изъяв. накл., имперф, 3 л., ед. ч.

IЖЕ – мест, н. ф. IЖЕ, относит., мяг. вар., в м. р., ед. ч., им. п.

ВАРИАНТ 1

1. Переписать текст 2 на стр. 308 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: глааше, ги.

3.Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): i’штѧ, лѣто, ѭ.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: смоковьни ц ѫ, въса жд ена, i’ шт ѧ, ре ч е, прихо жд ѫ, посѣ ц и, зе мл ѭ, опра ж нѣетъ, отъвѣ шт авъ, осы пл ѫ, посѣ ч еши.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: пѫтати – запона.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 2

1. Переписать текст 3 на стр. 308 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: глаахѫ.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): бѣахѫ, поѩшѩ.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: отъпѹ шт ьше, хотѣа ш е, млъ ч и, ѹле ж е, ч ьто, ти ш ина, послѹ ш аѭтъ.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: почѧти – почьнєтъ.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 3

1. Переписать текст 4 на стр. 308 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: глѭште, глемое, гла, мрь, оца, iв.

3.Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): плачѫшта, бѣшѧ.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: поидо ш ѧ, слы ш авъ, въ ш ьдъ, пла ч ѫ шт а, отрокови ц а, о ц а, отро ч ѧ, ле ж ѧ, хо жд ааше.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: сънѧти-сънимати.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 4

1. Переписать текст 5 (первые 10 строк) на стр. 308–309 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: ис, глашѧ, гла, д, в.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): бышѧ, имѫшта.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: и ш ьдъ, овь ц ѧ, имѫ шт а, на ч ѧтъ, ѹ ч ити, ѹ ч ени ц и, вь с ѣхъ, отъвѣ шт авъ.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: жѧти – пожинати.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 5

1. Переписать текст 6 (первые 10 строк) на стр. 309 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: глѧ, црь, ic, глеши, глаахѫ, гла, глѹ, ха, iса.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): бѣ, отъпѹштѫ.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: ц̅ рь, ре ч е, стар ц и, ни ч ьсоже. отъвѣ шт а, слы ш и ш и, з ѣло, в с ѣхъ, отъпѹ шт ати, нари ц аемааго, хо шт ете.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: дѫти - надъменъ.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 6

1. Переписать текст 7 (первые 10 строк) из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: днь, ис, гла, глѧ, нбскыѩ.

3.Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): землѧ, сѣѭштѹмѹ.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5.Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: и ш ьдъ, мно з и, сѣѭ шт ѹмѹ, пти ц ѧ, зе мл ѧ, слъньцю, сѣдѣа ш е, притъ ч ѫ, падо ш ѧ.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, - рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: коньць – начѧти.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 7

1.Переписать текст 8 на стр. 310 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: глѧ, црствие, нбское, чкоу, чкомь, гнѹ, чскъ.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): сѣмѧ, хоштеши, рекѫ.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5.Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: ц рствиѥ, пъшени ц ѧ, рѣ ш ѧ, хо шт е ш и, ж ѧтвы, съвѧ ж ате, притъ ч ѫ, при ш ьдъше, съпѧштемъ.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: дѣти – доити.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 8

1. Переписать текст 9 на стр. 310 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: глѭшти, iсомъ, чка, глъ, iсвъ.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): прѣжде, стоѩште.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: сѣдѣа ш е, отъвръ ж е, i ш ьдъ ш ю, стоѩ шт е, начѧтъ, ре ч е, прѣжде, рѣ ш ѧ, в с ѣми.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение памѧть – поминати.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 9

1. Переписать текст 10 на стр. 310 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: глѧ, иса.

3.Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): осѫдишѧ, видѣ.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: бывъ ш ю, сътвори ш ѧ, стар’ ц и, людьс ц ии,съвѧзавъ ш е, съгрѣ ш ихъ, рѣ ш ѧ, ѹзьри ш и.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: ѩти – имати.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 10

1. Переписать текст 1 (первые 10 строк) на стр.307 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: глѭште, глааше, хъ, глѧ.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): бѫдѣте, рѣшѧ.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: въпра ш аахѫ, ѹ ч ителю, отъвѣ шт авъ, рѣ ш ѧ, помы шл ѣѭ шт емъ, въ срьдь ц ихъ, крь шт аѭ, крѣ пл и.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: распѧти – распинати.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 11

1. Переписать текст 1 на стр. 311 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: иса, оць, бѹ, исъ, снъ, отц.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): гонѣахѫ, творѧшта.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: творѣа ш е, отъвѣ шт ава ш е, о ц ь, ре ч е, мо ж етъ, творѧ шт а, пока ж етъ, ни ч есоже.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: сънѧти – сънимати.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 12

1.Переписать текст 2 (первые 10 строк) на стр. 311 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: црквь, моси, глши, глти.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): прѣжде, ѩтѫ.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: ѹ ч аа ш е, къни ж ьни ц и, ж енѫ, ѹ ч ителю, рѣ ш ѧ, искѹ ш аѭ шт е, писаа ш е, въпра ш аѭште, прѣ жд е, врь з и, исхо жд аахѫ, старь ц ь.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: начьнъши – начѧти.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 13

1. Переписать текст 3 (первые 10 строк) на стр. 312 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: гла. глашѧ, ис, гь, исъ.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): ношть, тѫ, бѣшѧ.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5.Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: при брѣ з ѣ, ѹ ч ени ц и, отъвѣ шт ашѧ, въврь з ѣте, обрѧ шт ете, мо ж аахѫ, дрѹ з и, кораби ц ьмь, зе мл ѧ.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: ѩсѧ - имати.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 14

1. Переписать текст 4 на стр. 312 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: и̅сѣ, глаша, сп̅сна, гла̅ште, и̅съ, гл̅еши.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): аште, исѧкнѫ, ризѣ.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: па ч е, при ш ьдъ ш и, слышавъ ш и, исто ч ьникъ, ц ѣлѣватъ, о шт ю шт ь, обра шт ь, ѹ ч ени ц и, види ш и, сътворь шт ѫѭ, ре ч е.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: совати – соунѫти

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 15

1. Переписать текст 5 на стр. 312-313 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: глглѭтъ, глѭште, мосии, исъ, бжиѩ.

3.Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): мѧ, ведѫште.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5.Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: въскрѣ ш ению, ѹ ч ителю, ж енѫ, отъвѣ шт авъ, ре ч е, б ж иѩ, ч ѧдъ, остави ш ѧ.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: чѧдо (ср. нем. kinder).

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 16

1. Переписать текст 6 на стр. 313 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: исъ, рче, члкомъ, оцемъ, оца, ѥѹлие, црстви.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): ѩзѫ, ицѣли.

4. Выписать из текста 3–4 слова с редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: и ц ѣли, нари ц аемааго, мрѣ ж ѧ, лов ц а, о ц емъ, прохо жд ааше, имѫ шт ѧ, ж илами.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: плоути – пловѫ.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 17

1. Переписать текст 7 (первые 10 строк) на стр. 313 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: члкъ, гспдинѹ.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): решти, грѧдѫ, сѣмо.

4. Выписать из текста 3–4 слова редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: на ч ѧсѧ, отъри ц ати, ре ч е, нѫ жд ѫ, отъро ч ьна, при ш ьдъ, ни шт ѧѩ, ве ч ерѫ.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, - рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: начѧсѧ – начинати.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 18

1. Переписать текст 8 на стр. 313–314 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: члкъ, ерсма, млсрдова, млсть.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): аште, пѣнѧза.

4. Выписать из текста 3–4 слова редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5.Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: съхо жд аа ш е, въло ж ь ш е, оста вл ьше, ж ива, при ш едъ, въса жд ъ, въ гостини ц ѫ, пѣнѧ з а, възвра шт ѫ.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение : пѣти –поѥтъ.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 19

1. Переписать текст 3 на стр. 315 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Расшифровать следующие слова под титлом: гь, члка, црквь, бже, глѧ, члцi, глѭ.

3. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): пошѫ, стоѩ.

4. Выписать из текста 3–4 слова редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

5. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: ре ч е, прить ч ѫ, молѣа ш е, чл ц и, хышьни ц и, неправедьници, по ш ѫ, прiтѧ ж ѫ, грѣ ш ьникѹ.

6. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

7. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло]. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

8. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: приѩти – приимати.

9. Выполнить задание по морфологии.

ВАРИАНТ 20

1. Переписать текст 4 на стр. 315 из пособия Войловой К. А. «Старославянский язык» (М., 2003). Перевести его на русский язык. Дать краткую характеристику памятнику, из которого взят данный отрывок.

2. Произвести фонетический анализ следующих старославянских слов (см. образец): зѣло, придѫ.

3. Выписать из текста 3–4 слова редуцированными ъ, ь, ы, и, обозначить позиции редуцированных. Выписать из текста 3–4 слова, в которых пропущены буквы ъ, ь на месте слабых редуцированных. Установите, есть ли в тексте написания с буквами о, е на месте редуцированных ъ, ь в сильной позиции. Сделать вывод об отражении судьбы редуцированных в данном памятнике письменности.

4. Объяснить происхождение выделенных согласных в следующих словах: i ж е, мѫ ж ю, възвѣа ш ѧ, ѹподо бл ѫ, на пѣсъ ц ѣ, дъ жд ь, раздрѹ ш ениѥ, з ѣло.

5. Выписать из текста слова с неполногласными сочетаниями -ра-,
-ла-, -рѣ-, -лѣ-. Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей неполногласное сочетание.

6. Выписать из текста слова с [Ро] [Ло] Восстановить праславянский облик морфемы, содержащей слоговые согласные.

7. Выделить корни, установить тип чередования, объяснить его происхождение: эаѩти – заимати.

8. Выполнить задание по морфологии.

ТЕСТ

А.1 Глаголические памятники в ряду кириллических:

1) Киевские листки

2) Остромирово евангелие

3) Саввина книга

4) Пражские листки

5) Супрасльская рукопись

А.2 Правильная географическая и хронологическая последовательность жизни и деятельности Кирилла:

1) Солунь

2) Моравия

3) Паннония

4) Рим

5) Византия

А.3 Деятельность Кирилла и Мефодия проходила на территории славянских княжеств:

1) Македония

2) Моравия

3) Киевская Русь

4) Болгария

5) Паннония

А.4 Создание первой славянской азбуки подробно описано в памятнике:

1) «Житие Константина»

2) «Житие Климента»

3) Сказание «О письменах» черноризца Храбра

4) Летописный свод «Повесть временных лет»

А.5 Допустимая комбинация звуков в пределах слога в старославянском языке:

1) мнь

2) спль

3) дра

4) мхо

А.6 Слова с мягкими парными согласными в старославянском языке:

1) соуша

2) цѣсарь

3) море

4) въпль

5) голѫбь

А.7 Правильная последовательность звуков в пределах слога в старославянском языке:

1) звонкий согласный

2) плавный согласный

3) глухой фрикативный согласный

4) гласный

5) носовой сонорный согласный

А.8 Правильное старославянское написание слова ВЕРА:

1) ВЬРА

2) ВѢРА

3) ВЕРА

4) ВЬРЪ

5) ВѢРЪ

Б.1 1 палатализация отражена в слове:

1) ДЫШАТИ

2) НАЧИНАТИ

3) ПЛАЧѪ

4) РѢЖЕТЪ

5) ВРАЖЬДА

Б.2 Йотовая палатализация отражена в слове:

1) ШЬДЪ

2) КРЬШТЕНИѤ

3) НОУЖДА

4) ЖЬДАТИ

5) ЧЬТО

Б.3 Неполногласие отражено в слове:

1) СТРѢЛА

2) СЛАВА

3) СРѢДА

4) БРАТЪ

5) ВЛАДѣТИ

Б.4 Слоговые [Ро] и [Ло] имеются в словах:

1) ЖЛЬТЪ

2) ДРЬЗОСТЬ

3) ПЛЪТЬ

4) КРЬСТЪ

5) БЛЪХА

Б.5 3 палатализация заднеязычных отражена в слове:

1) КОНЬЦЬ

2) ПОМОSИ

3) ДОУСИ

4) ОУЧЕНИЦА

5) ОТЬЦЬ

Б.6 Ѣ дифтонгического происхождения представлен в слове:

1) НОSѢ

2) ПѢТИ

3) БѢДА

4) ЦѢЛЪ

5) БѢГАТИ

Б.7 Старославянское по фонетическим признакам слово:

1) рост

2) расти

3) раб

4) робкий

5) жажда

В.1 К склонению на *ā относится существительное:

1) ДЪШТИ

2) БОГЫНИ

3) МЕЖДА

4) БОУКЫ

5) ГРѢШЬНИЦА

В.2 К склонению на -*ĭ относится существительное:

1) ДЬНЬ

2) ПѪТЬ

3) ВОЖДЬ

4) ЧРЬВЬ

5) СВѢДѢТЕЛЬ

В.3 К склонению на согласный относится существительное:

1) ОГНЬ

2) СЛОВО

3) МѢСТО

4) ПЛАМЫ

5) ОКО

В.4 Существительное иного типа склонения:

1) СЛОВО

2) ТѢЛО

3) НЕБО

4) ЧОУДО

5) СЕЛО

В.5 Глагол употреблен в форме аориста в примере:

1) НОШААХЪ

2) СЪПААХЪ

3) МОЛИХЪ

4) НЕСОХЪ

5) ТЕЧААХЪ

В.6. Глагол употреблен в форме перфекта в примере:

1) БѢАШЕ ПОСЛАЛЪ

2) ОУМРЬЛЪ ЕСТЪ

3) СѪТЪ СЪБЬРАЛИ

4) БѢАХѪ ПРИШЬЛИ

5) ЕСМЬ ОУТѢШИЛЪ

В.7 Личное местоимение представлено в примере:

1) ОНЪ

2) НАШЬ

3) АЗЪ

4) ТЪ

5) СЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: