Модуль 5

1. Укажите предложение с оборотом «дательный самостоятельный»

1) Господинъ домоу рече рабоу своемоу

2) Глагола къ немоу блаженыи

3) Еште же емоу далече с@mоу оузьрh и отьць его

4) Вълезшю же емоу въ корабль оулеже вhтръ

2. Какую синтаксическую функцию выполняли в предложении краткие прилагательные?

1) Сказуемого

2) Определения

3) Сказуемого и определения

4) Обстоятельства

3. Какую синтаксическую функцию выполняли в предложении полные прилагательные?

1) Сказуемого

2) Определения

3) Сказуемого и определения

4) Обстоятельства

4. В каком предложении употреблен супин?

1) И посъла и на села сво" пастъ свинии

2) Бысть гладъ крhпъкъ на странh тои и тъ нач#тъ лишати с#

3) Тъ нед@гы наши при>тъ и болhзни понесе

4) И нач#тъ оумывати нозh оученикомъ

5. Указать предложение с составным именным сказуемым

1) Изиде сh# и сh>тъ сhмене своего

2) Ово паде при п@ти и попьрано бысть

3) Овьц# гласъ его слыш#тъ

4) Хошт@ прикосн@ти с# р@цh тво~и

6. Указать предложение с составным именным сказуемым

1) И потьк@ с# храминh тои и паде

2) И иисоусъ видh народъ многъ

3) Тъ тать есть и разбоиникъ

4) Они нач#ша негодовати

7. Среди данных предложений укажите односоставное определенно-личное

1) И овьц# гласъ его слыш#тъ

2) Призови раба и даждь емоу мъзд@

3) И онъ прhдъ ними ходитъ

4) Не влива\тъ вина новы въ мhхы ветъхы

8. Среди данных предложений укажите сложноподчиненное с придаточным причины

1) И възьрhвъш# видhш# "ко отъваленъ бh камень

2) Онъ же рече емоу "ко братъ твои прииде

3) Одh"ние его бhло "ко снhгъ

4) Сh же зракъ его "ко мълънии

9. Среди данных предложений укажите сложноподчиненное с придаточным времени

1) Не вhмь чьто глаголеши

2) Чловекъ единъ бh богатъ иже насади виноградъ

3) Егда званъ б@деши на бракъ не с#ди на прhдниимь мhстh

4) Рече бо "ко божии сынъ есмь

10. В какой группе старославянские слова являются в современном русском языке стилистически окрашенными (книжными)?

1) Алчный, дьявол, багряный

2) Благовонный, низвергать, обуять

3) Власть, наитие, достоверный

4) Время, воздух, маститый

11. Слова-антонимы употреблены в предложении

1) Иже насади виноградъ и оплотомь и огради

2) Въставъ ид@ къ отьцоу моемоу и рек@ емоу

3) Оуклони с# отъ зъла и твори добро

4) H съниде дъждь и при@ рhкы

12. В какой группе слов старославянские слова являются в современном русском языке стилистически нейтральными?

1) Власть, мощь, откровение

2) Младенец, благовонный, возраст

3) Враг, время, владеть

4) Низвергнуть, жребий, наитие

13. В какой группе слов фразеологизмы являются старославянскими по происхождению?

1) Точить балясы, бить баклуши, тьма кромешная

2) Избиение младенцев, знамение века, не судите, да не судимы будете

3) Труса праздновать, нищие духом, камни возопиют

4) Очертя голову, собаку съесть, изгнать торговцев из храма

14. В каких группах слов синонимы являются словообразовательными дублетами?

1) Храмъ – домъ

2) Пастырь – пастоухъ

3) Истина – правьда

4) Кънижьникъ – кънигъчии

15. В каких группах слов синонимы являются словообразовательными синонимами?

1) Клад#зь – стоуденьць

2) Рыбарь – рыбакъ

3) Видhти – зьрhти

4) Коупьно – въкоупh

16. В каком предложении слово «вьсь» употреблено в значении «деревня»

1) Вьси бо пророки

2) Прохождааше иисоусъ грады и вьси

3) Во вьси дьни бhхъ въ васъ

4) Вьсь длъгъ оставихъ тебh

17. Выбрать строку с фразеологизмами неславянского происхождения

1) Златой телец, злачное место

2) Притча во языцех, бразды правления

3) Волосы дыбом встали, медвежий угол

4) Геена огненная. Кесарю кесарево, а богу богово.


3.2.3. Перечень вопросов к экзамену
по старославянскому языку

1. Старославянский язык. Его место среди других славянских языков. Значение старославянского языка для истории русского литературного языка.

2. Старославянское письмо. Кириллица и глаголица. Числовое значение букв. Надстрочные знаки.

3. Система гласных звуков старославянского языка второй половины 9 века. Редуцированные гласные ъ и ь.

4. Система согласных звуков старославянского языка второй половины 9 века.

5. Палатализация заднеязычных согласных. Изменение согласных перед гласными переднего ряда.

6. Изменение согласных в сочетании с последующим йотом. Упрощение групп согласных. Диссимиляция.

7. Количественные, качественные и качественно – количественные чередования гласных звуков. Чередования, вызванные преобразованием дифтонгов и дифтонгических сочетаний.

8. Имя существительное. Категория рода, числа, падежа. Типы склонения существительных.

9. 1, 3 и 5 типы склонения существительных.

10. 2 и 4 типы склонения существительных. Отличие существительных 2 склонения муж. рода мягкой разновидности от существительных муж. рода 4 склонения.

11. Местоимение. Склонение личных местоимений 1 и 2 лица и возвратного местоимения.

12. Местоимение. Склонение указательных местоимений (твердая и мягкая разновидность).

13. Имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Именные (нечленные) прилагательные. Значение, морфологические признаки, синтаксическая функция в предложении. Склонение именных прилагательных.

14. Полные (местоименные) формы прилагательных. Их образование и склонение.

15. Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

16. Глагол. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Глагольные основы. Тематические и нетематические глаголы. Спряжение тематических и нетематических глаголов в наст, времени.

17. Форма будущего времени: будущее простое, будущее сложное 1-е и будущее сложное 2-е. Их образование, спряжение.

18. Формы прошедшего времени. Аорист, его значение. Аорист простой и сигматический.

19. Формы прошедшего времени. Имперфект, его значение, образование и спряжение.

20. Сложные формы прошедшего времени: перфект и плюсквамперфект. Их значение, образование и спряжение.

21. Повелительное, условное наклонение. Значение. Образование.

22. Инфинитив и супин. Значение. Образование.

23. Причастие. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Их образование. Склонение.

24. Страдательные причастия настоящего времени. Их образование. Склонение.

4. Методические рекомендации

4.1. Методические рекомендации для студентов

Дисциплина «Старославянский язык» занимает важное место в филологической подготовке учителя-словесника.

Старославянский язык, являясь первым письменно-литературным языком славян, сыграл огромную роль в развитии русского литературного языка как сложного взаимодействия живого русского языка и церковнославянских элементов, генетически связанных со старославянским языком.

В дисциплине «Старославянский язык» по сложившейся традиции изучается история фонологической системы и история морфологического строя древнего языка как книжного источника всех славянских языков. Именно эта дисциплина, выполняя роль историко-лингвистического введения в научное изучение русского и других славянских языков, является основой для дальнейшей работы студентов над курсом «История русского языка».

Студентам необходимо заучивать парадигмы склонения существительных, именных форм прилагательных, спряжения глаголов (чтобы это заучивание было осмысленным, желательно связывать вопросы морфологии с фонетическими явлениями). Знание фонетических и грамматических особенностей поможет при анализе текстов старославянского языка.

Образец выполнения заданий контрольной работы №1

1. Объясните чередования звуков в словах:

1) скочити – скакати [о] ////// [а]

Вэтих словах отмечается чередование в корне [о] // [а]. Чередование количественное [*ŏ, *ă] // [*ō, * ā],возникло в период формирования праславянского единства как итог разной судьбы долгих икратких гласных индоевропейского языка.

2) плести – плотъ [ е ] // [о], то есть * ě // *ŏ* ặ

В этих словах отмечается чередование в корне [е] // [о]. Объясняется индоевропейским качественным чередованием кратких звуков [*ě] // [*ŏ, *ă]

3) сыноу – сынове [оу] // [ов]

* ои

Данное чередование вызвано преобразованием дифтонга в период действия закона открытого слога в праславянском языке. Чередование развилось в аффиксальной морфеме. Чередуются звуки [у] // [ов]. Оба чередующихся элемента восходят к дифтонгу * ои, который в слове сыноу оказался на конце слова, поэтому монофтонгизировался в звук [oу], а в слове сынове оказался перед гласным звуком, поэтому распался на два звука: слогообразующий звук [о] остался в пределах данного слога, а * и изменился в [в] и отошел к последующему слогу. Все слоги открытые.

4) звонъ – зв@къ [он] || [@]

*on

Данное чередование вызвано преобразованием дифтонгического сочетания * оп в период действия закона открытого слога (праславянский язык). Чередование развилось в корневой морфеме, чередуются звуки [ он ] и[@]. Оба чередующихся элемента восходят к дифтонгическому сочетанию * оп, которое в слове зв@къ оказалось перед согласным звуком [к], поэтому монофтонгизировалось в [@], а в слове звонъ, оно оказалось перед гласным звуком, поэтому гласный звук остался в этом слоге, а согласный отошел к последующему слогу, в результате чего все слоги стали открытыми.

5) бhргъ – берег [рh] /// [ере]

Чередование [рh] /// [ере] возникло в результате преобразования дифтонгического сочетания *ег в период действия закона открытого слога. Первоначальный корень *berg-. В слове брhгь – старославянское неполногласие [рh], а в слове берегъ древнерусское сочетание – ере-.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: