Повороты под парусами. Поворот оверштаг

Поворотом шлюпки под парусами называется изменение направления ее движения, обязательно связанное с переменой галса. Изменение курса, не связанное с переменой галса, называется полуповоротом.

При повороте оверштаг шлюпка пересекает линию ветра носом. Поворот безопасен, требует мало места и времени, но выполняется на хорошей скорости. Вот почему, если шлюпка шла в крутой бейдевинд, перед поворотом оверштаг для набора скорости она спускается до полного бейдевинда.

Старшина шлюпки, убедившись, что повороту ничто не мешает, подает команду «К повороту». Гребцы, сидящие на шкотах, отвечают: «Есть к повороту», усиливают внимание и ждут следующую команду. Когда шлюпка наберет скорость, старшина подает команду «Поворот оверштаг» (7), а затем — «Фок стянуть» и медленно кладет руль в сторону поворота (2)

Рис 26. Выполнение поворота оверштаг.

Гребец, сидящий на фока-шкоте, подбирает его по мере надобности. Если быстро стягивать фок и перекладывать руль в начале поворота, шлюпка потеряет ход.

Когда нос шлюпки пойдет на ветер, подается, команда «Кливер раздернуть» (3). Гребцы № 3 и 4 раздергивают кливер-шкоты. Когда нос шлюпки будет подходить к линии ветра, руль резко кладется на борт (4).

Как только нос шлюпки придет на линию ветра, старшина командует: «Кливер на левую (правую)» (5). Кливер шкотом выбирается в сторону, на которой находился до поворота.

Если в ходе поворота шлюпка станет против ветра и не увалится на новый галс, подается команда «Вынести кливер». Впередсмотрящий рукой выносит кливер на ветер. (Если шлюпка получила задний ход, одновременно с этой командой руль перекладывается на противоположный борт.)

Когда кливер наполнится ветром (заберет), впередсмотрящий докладывает: «Кливер забрал», после чего следует команда «Фок раздернуть» (6). Когда шлюпка достаточно увалится, старшина командует: «Шкоты на правую (левую)» (7) — и ставит руль прямо. Гребцы выбирают фока-и кливер-шкоты на соответствующий борт и быстро пересаживаются на наветренный борт лицом к парусу. Поворот считается оконченным (8).

Если поворот с первого раза не удался, нужно лечь на прежний галс, набрать скорость и повторить маневр. При волнении моря поворот оверштаг следует делать сразу же после прохода большой волны.

В тех случаях, когда поворот оверштаг не получается, создают дифферент на нос, пересаживая двух или трех гребцов в нос шлюпки, и повторяют поворот. Когда кливер заберет, гребцы возвращаются на свои места.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: