Словарная работа на уроках чтения

Словарная работа не требует определенного этапа, ее можно проводить до чтения, во время и после чтения текста.Главная цель словарной работы: объяснение слов и выражений трудных для понимания детей; обогащение активного словаря школьника; воспитание чуткости к слову; умение чувствовать красоту и точность речи.

Приемы объяснения новых слов.

  1. наблюдение предмета в естественной обстановки или показ его в классе (микроскоп).
  2. использование предметных картин и рисунков.
  3. использование синонимов, антонимов.
  4. морфемный состав объяснения.
  5. элементарное определение понятия.
  6. описание предмета
  7. абстрактные понятия объясняются с помощью примеров из жизни.
  8. образные выражения (метафора), объясняются с помощью вопросов.

Методика работы над идеей произведения

Идея- это стержень произведения, главная мысль, поэтому раскрытие идеи объединяет все компоненты анализируемого произведения: работа над образом, над худ. изоб. средствами, композицией.

Прежде всего, учитель сам выясняет идею произведения. Основываясь на идеи, намечает систему вопросов и заданий.

Хоть по программе спец. Расшифровке терминов «тема, идея» и не дается дети понимают их так:

Тема – то, о чем рассказывается в произведении.

Идея - то, что он хотел сказать.

Идея произведения раскрывается через образ или систему образов, поступки героев, через их взаимоотношения.

Слова осн. мысль и идея яв-ся синонимами.

Основная мысль и идея не выдаются уч-ся как нечто готовое, которое надо обязательно запомнить. Поэтому анализ произведения должен по возможности выливаться в свободную, непринужденную беседу, а для этого учитель придумывает грамматные вопросы по сюжету, хар-ке деталей. Выслушивает описание, суждения, слов по характеру героев.

В литературоведении есть такие понятия как образ-персонаж, образ-пейзаж, образ- вещь.

1.Центр является образ-персонаж. Учитель так организует анализ произношения, чтобы дети воспринимали действующее лицо, как видимый образ глазами людей определения эпохи, как конкретность человека со своими особенностями.

2. Выделяются главные черты данного персонажа, объясняются мотивы поведения героя.

3. Надо показать авторское отношение к героям.

4. Чрезвычайно важным являются выяснения отношения к герою самих учащихся.

5. В целом работа над образами должна быть направлена на то, чтобы дети не остались равнодушными к герою.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: