Аль-Баша, 'Абд-ар-Рахман Рафат 2 страница

Он ответил:

— Я попросил моего Господа сделать так, чтобы я вообще не спал и мог поклоняться Ему ночью и днём, как я сам того желаю. Но этого Он мне не даровал.

Услышав это, я сказал ему:

— Пожалей себя, ибо поистине, ты проводишь ночь в молитве и постишься днём, и поистине, Рай можно заслужить меньшими усилиями и от Огня можно уберечься, испытывая меньше тягот и страданий, чем испытываешь ты…

18 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Он сказал:

— Поистине, я боюсь горько пожалеть потом, когда сожаление уже не принесёт пользы. И клянусь Аллахом, я непременно буду усердствовать в поклонении до тех пор, пока у меня будет такая возможность. И если я спасусь, то по милости Аллаха, а если попаду в Огонь, то за мои упущения...

'Амир ибн 'Абдаллах был не только одним из тех, кто посвящает ночь поклонению Всевышнему, но и принадлежал к числу тех, кто днём превращался в благородных и бесстрашных воинов.

Когда глашатай созывал людей для участия в походе на пути Аллаха, Амир непременно внимал этому призыву одним из первых.

Собираясь в поход вместе с остальными, 'Амир внимательно смотрел на людей, чтобы выбрать себе товарищей. Выбрав тех, кто казался ему подходящим окружением, он говорил этим людям:

— О такие-то! Поистине, я хотел бы держаться вместе с вами, но поставлю вам три условия.

Они спрашивали:

— Какие же?

Он отвечал:

— Я буду прислуживать вам, и никто из вас не станет оспаривать у меня это занятие. Во-вторых, я буду муаззином* для вас, и никто из вас не будет оспаривать у меня это занятие. И в-третьих, я буду расходовать на вас по мере своих возможностей.

И если они соглашались, то он присоединялся к ним. А если кто-то из них не соглашался с чем-то, то он присоединялся к кому-то другому.

* Тот, кто произносит азан (призыв на молитву).

'Амир ибн 'Абдуллах ат-Тамнми19


'Амир был одним из тех воинов, которые проявляют себя наилучшим образом в бою, но мало интересуются трофеями. Он сражался так, что ему трудно было найти равных, но к военной добыче он относился с таким равнодушием и скромностью, что другого такого воина было нелегко сыскать.

После сражения при Кадисийи командующий мусульман Са'д ибн Ваккас вступил во дворец персидского правителя — хосроя — и велел 'Амру ибн Мукаррину собрать военную добычу и вести учёт. Пятую часть нужно было отослать в казну, а оставшееся разделить между воинами. Мусульманам досталось столько сокровищ и драгоценностей, что даже подсчитать их было трудно.

Чего здесь только не было: и резные корзины, наполненные золотой и серебряной посудой с царского стола, и сундуки из дорогого дерева, набитые одеждами и украшениями хосроя. Сколько там было кафтанов, расшитых драгоценными камнями и жемчугом, и сколько бутылочек с благовониями, шкатулок с драгоценностями, наполненных бесценными украшениями изумительной красоты. Были и ножны мечей, которые персидские правители передавали из поколения в поколение, и мечи, принадлежавшие царям и полководцам народов, покорённых персами...

Пока назначенные командующим люди подсчитывали трофеи на глазах у мусульман, к тому месту подошёл покрытый пылью человек с взъерошенными волосами, тащивший обеими руками тяжёлый сосуд с драгоценностями. Люди стали разглядывать диковинку — такого им не доводилось

20 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


видеть раньше. Много добычи досталось им в тот день, но ничего подобного этому сосуду среди собранных трофеев не было.

Они заглянули внутрь и увидели, что сосуд наполнен жемчугом и драгоценными камнями. Они спросили:

— Где же ты взял это сокровище?

Он ответил:

— Это трофей, который достался мне в такой-то битве в таком-то месте.

Люди спросили:

— Ты брал что-нибудь отсюда?

Он ответил:

— Да наставит вас Аллах на истинный путь... Клянусь Аллахом, и этот сосуд, и все сокровища персидских царей не стоят для меня и обрезанного ногтя! И если бы не право казны мусульман, я бы не стал поднимать этот сосуд с земли и приносить его сюда.

Люди спросили:

— Кто ты, да почтит тебя Аллах?

Он ответил:

— Клянусь Аллахом, я не скажу вам этого, чтобы вы не хвалили меня, и не скажу этого другим, чтобы они не славословили обо мне. Я восхваляю Всевышнего Аллаха и надеюсь получить награду от Него.

Сказав это, он повернулся и ушёл. Они послали за ним одного человека, чтобы тот проследил за ним и разузнал, кто он. Этот человек шёл за ним так, чтобы тот его не заметил, а когда он дошёл до своих товарищей, посланец спросил у них, кто это был. Они ответили:

— Ты что же, не знаешь его?! Это самый равнодушный к мирским благам человек в Басре — Амир ибн 'Абдаллах ат-Тамими

'Амир ибн 'Абдуллах ат-Тамнми21


Но жизнь 'Амира ибн 'Абдаллаха нельзя назвать спокойной, как могло бы вам показаться после всего вышесказанного. Были в его жизни события, которые омрачали её, и нашлись люди, стремившиеся обидеть его.

Его постигло то же, что постигает всех, кто открыто произносит слово истины, осуждая порицаемое и стараясь устранить или исправить его.

Вот что стало причиной страданий, выпавших на долю 'Амира. Он увидел одного человека, помощника начальника городской стражи, схватившего за горло какого-то зиммия и истязавшего его. Зиммий кричал и звал на помощь:

— Защитите меня, да защитит вас Аллах! Защитите того, кого взял под своё покровительство ваш Пророк, о мусульмане!

'Амир подошёл к нему и спросил:

— Ты выплачиваешь джизью?

Он ответил:

Да, я выплачиваю её.

'Амир повернулся к человеку, который держал его за горло, и спросил:

— Чего ты хочешь от него?

Тот ответил:

— Хочу отвести его в сад начальника городской стражи, чтобы он почистил его.

'Амир спросил зиммия:

— Ты согласен выполнять эту работу?

Зиммий ответил:

— Нет... Это отнимет у меня силы и время и отвлечёт меня от добывания хлеба насущного для моей семьи.

'Амир повернулся к державшему зиммия и сказал:

— Отпусти его.

22 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Тот сказал:

— Я не отпущу его.

Тогда 'Амир набросил свой плащ на зиммия и сказал:

— Клянусь Аллахом, не будет попрано покровительство Мухаммада , пока я жив!

Потом собрались люди и помогли 'Амиру справиться с притеснителем и вызволить зиммия. Но помощники начальника стражи обвинили 'Амира в неповиновении и в выступлении против Сунны и общины. Они сказали:

— Он мужчина, который не женится на женщинах, и не ест мясо и молоко животных, и ведёт себя высокомерно, отказываясь посещать собрания правителей.

И они пожаловались на него халифу — 'Усману ибн 'Аффану .

Халиф велел своему наместнику в Басре вызвать 'Амира ибн 'Абдаллаха к себе и расспросить его о том, в чём его обвиняют. Наместник Басры вызвал к себе 'Амира и сказал:

— Поистине повелитель верующих, да сделает Аллах долгой его жизнь, велел мне спросить тебя о том, в чём тебя обвиняют.

'Амир сказал:

— Спрашивай, о чём пожелаешь.

Наместник спросил:

— Почему ты противишься Сунне Посланника Аллаха и не желаешь жениться?

Амир ответил:

— Я отказался от женитьбы не потому, что не желаю следовать Сунне Пророка . И я свидетельствую, что в исламе нет монашества. Просто я человек, понимающий, что у него только одна душа, и посвятивший её Всевышнему Аллаху, и я побоялся, что жена завладеет ею.

'Амир ибн 'Абдуллах ат-Тамнми23


Наместник спросил:

— А почему ты не ешь мяса?

Амир ответил:

— Я ем его, когда мне хочется и я могу достать его. А если мне не хочется или хочется, но нет возможности достать его, то я не ем его.

Наместник спросил:

— А сыр ты почему не ешь?

'Амр ответил:

— Я живу в квартале, где есть огнепоклонники, занимающиеся изготовлением сыра. А они не делают различий между мертвечиной и зарезанным животным. И я боюсь, что сычуг, который они используют, может оказаться взятым из овцы, которая не была подвергнута закланию. А тот сыр, относительно которого два человека могут засвидетельствовать, что при его изготовлении был использован сычуг из правильно зарезанной овцы, я ем...

Наместник спросил:

— А что мешает тебе приходить к правителям и посещать их собрания?

'Амир ответил:

— Поистине, у ваших дверей всегда много людей. Приглашайте же их к себе и давайте им то, о чём они просят, и оставьте в покое того, кому ничего от вас не нужно...

Его ответы передали повелителю верующих 'Усману ибн 'Аффану, и он не нашёл в них никаких намёков на неповиновение или отход от Сунны и общины. Однако это не погасило огонь зла. Пошли толки и сплетни об 'Амире ибн 'Абдаллахе и дошло до того, что его сторонники и противники чуть было не затеяли серьёзную ссору. Тогда 'Усман велел отправить

24 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


'Амира в Шам* и поселиться там. И он велел своему наместнику в Шаме Му'авии ибн Абу Суфьяну встретить его достойно и позаботиться о нём.

В тот день, когда 'Амир ибн Абдаллах покидал Басру, на улицу вышло много его учеников и просто братьев по вере, чтобы попрощаться с ним. Они провожали его до самого Марбада. Там он сказал им:

— Я обращусь к Аллаху с мольбой, а вы говорите: «Амин!»

Люди внимательно смотрели на него. Движения прекратились. Все взоры были устремлены на него.

Он поднял руки и сказал:

— О Аллах! Тот, кто оклеветал меня и оболгал и стал причиной моего выдворения из моего города и моей разлуки с товарищами... О Аллах, я простил его, прости же его и Ты. И покрой и меня, и его, и остальных мусульман Своей милостью, прощением и благодеянием, о Милостивейший!

Потом он направил свою верблюдицу в сторону Шама и отправился в путь.

Остаток жизни 'Амир ибн 'Абдаллах провёл в Шаме.

Его новым домом стал Иерусалим. Наместник Шама My'авия ибн Абу Суфьян относился к нему с почтением и уважением, которые 'Амир вполне заслуживал.

В дни его предсмертной болезни его товарищи пришли навестить его и увидели, что он плачет.

Они спросили:


* Шам — историческая область; территория современных Сирии, Ливана, Палестины и Иордании.

'Амир ибн 'Абдуллах ат-Тамнми25


— Почему ты плачешь? Ведь ты был таким-то, и таким- то, и таким-то...

'Амр сказал:

— Клянусь Аллахом, я плачу не потому, что жалею о мире этом или боюсь смерти. Я плачу потому, что путешествие предстоит долгое. А запасы так ничтожно малы... И вот теперь подъём и спуск, подъём и спуск... Я между Раем и Адом... И не знаю, куда попаду...

Сказав это, он поминал Аллаха до последнего вздоха.

Там, в месте, которое было первой киблой мусульман, третьей по важности заповедной земле, в месте, в котором побывал Посланник Аллаха во время своего ночного путешествия, и был похоронен 'Амир ибн 'Абдаллах ат-Тамими.

Да наполнит Аллах могилу ' Амира светом и да сделает он лицо его сияющим и довольным в Садах вечности!

'УРВА ИБН АЗ-ЗУБАЙР

Кто желает посмотреть на человека из числа обитателей Рая, пусть посмотрит на 'Урву ибн аз-Зубанра.

'Абд-алъ-Малик ибн Мерван

Е два постепенно клонящееся к западу солнце позолотило своими лучами Заповедный дом Аллаха и свежий ветерок начал обдувать его пречистые просторы, как совершающие обход вокруг Каабы — дожившие до этого дня сподвижники и их старейшие последователи — наполнили воздух словами «Нет божества, кроме Аллаха». Тут и там раздавался такбир и возносились благие мольбы.

Люди собирались небольшими группами вокруг величественно возвышавшейся Каабы. Они не уставали смотреть на её благородное великолепие и вели беседы, в которых не было ни пустословия, ни чего-то греховного.

Возле йеменского угла Каабы сидели четверо юношей благородного происхождения, со светлыми лицами, и от них исходило благоухание. Они были подобны голубям, прилетавшим в мечеть, — так чисты и ослепительно-белы были их одежды, так прочны были узы, связывающие их сердца.

Это были 'Абдаллах ибн аз-Зубайр, его брат Мус'аб ибн аз-Зубайр, их брат 'Урва ибн аз-Зубайр и 'Абд-аль-Малик ибн Мерван.

 
 


Благочестивые юноши вели спокойную, неторопливую беседу. И вдруг один из них сказал:

'Урва ибн аз-Зубайр 27


— Давайте помечтаем, и пусть каждый скажет, чего он желает получить от Аллаха.

Они дали волю своему воображению, и мысли унесли их далеко... Наконец 'Абдаллах ибн аз-Зубайр сказал:

— Я мечтаю стать правителем Хиджаза и сделаться халифом.

Его брат Мус'аб сказал:

— А я желал бы править двумя Ираками (Куфой и Басрой) и чтобы никто не оспаривал их у меня.

'Абд-аль-Малик ибн Мерван сказал:

— Вы ограничились этим, а я — нет. Я хочу править всей землёй и стать халифом после Му'авии ибн Абу Суфьяна.

А 'Урва молчал. Видя, что он ничего не говорит, остальные юноши посмотрели на него и спросили:

— А ты чего желаешь, 'Урва?

Он сказал:

— Да сделает Аллах благодатным для вас то мирское, о котором вы мечтаете... Я же мечтаю быть учёным, трудящимся (ради Аллаха), чтобы люди перенимали от меня Книгу их Господа, Сунну их Пророка и нормы своей религии... И ещё я желаю снискать довольство Аллаха в мире вечном и обрести Его Рай.

 
 


Прошли дни, и вот 'Абдаллаху ибн аз-Зубайру присягают как халифу после смерти Язида ибн Му'авии, и он правит Хиджазом, Египтом, Йеменом, Хорасаном... А позже его убили недалеко от того места, на котором он когда-то сидел, рассказывая о своём желании.

И вот Мус'аб ибн аз-Зубайр становится правителем Ирака — на эту должность его назначает его брат 'Абдаллах ибн аз-Зубайр. Он также гибнет из-за обретённой власти.

28 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


И вот 'Абд-аль-Малик ибн Мерван становится халифом после смерти своего отца и после убийства 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра и его брата Мус'аба его солдатами: люди единодушно избирают его своим правителем, а потом он становится величайшим правителем своей эпохи.

А что же 'Урва?

Давайте расскажем его историю с самого начала.

 
 


'Урва ибн аз-Зубайр родился за год до конца правления 'Умара ибн аль-Хаттаба в одном из самых достойных и благородных домов мусульман.

Его отец — аз-Зубайр ибн аль-'Аввам, апостол Посланника Аллаха , первый, кто вынул меч из ножен в исламе, и один из десяти обрадованных при жизни благой вестью об ожидающем их Рае.

А мать 'Урвы — Асма бинт Абу Бакр, прозванная обладательницей двух поясов*.

Его дедом со стороны матери был Абу Бакр ас-Сыддик, преемник Посланника Аллаха и его сподвижник, сидевший вместе с ним в пещере во время переселения.

А его бабушкой со стороны отца была Сафийя бинт 'Абд-аль-Мутталиб, тётя Посланника Аллаха со стороны отца.

Тётей 'Урвы со стороны матери была мать верующих 'Аиша . Когда её хоронили, 'Урва спустился в могилу, сам уложил туда её тело и разровнял землю на её могиле.


* Её прозвали так потому, что в своё время она собрала для Посланника Аллаха и своего отца Абу Бакра еду, когда они переселялись в Медину, но у неё нечем было перевязать свёрток, и тогда она разорвала пополам свой пояс и одной частью перевязала припасы, а второй подпоясалась сама.

'Урва ибн аз-Зубайр 29


Можно ли представить более благородное происхождение? И можно ли представить себе больший почёт, чем почёт веры и величие ислама?

 
 


Чтобы осуществить свою мечту, о воплощении которой он просил Аллаха у благословенной Каабы, 'Урва занялся приобретением знания и посвятил этому всё своё время. Он воспользовался тем, что в то время ещё жили многие сподвижники Посланника Аллаха . Он постоянно посещал их дома, совершал молитву под их руководством, присутствовал на их собраниях. Со временем он стал передавать хадисы от 'Али ибн Абу Талиба, 'Абд-ар- Рахмана ибн 'Ауфа, Зейда ибн Сабита, Абу Айюба аль-Ансари, Усамы ибн Зейда, Са'ида ибн Зейда, Абу Хурайры, 'Абдаллаха ибн 'Аббаса, ан-Ну'мана ибн Башира и других.

'Урва перенял много знаний от своей тёти — матери верующих 'Аиши. В конце концов он стал одним из семи главных факихов Медины, к которым обращались мусульмане по религиозным вопросам и к помощи которых прибегали праведные правители, желавшие править рабами Аллаха и вверенными им областями должным образом.

Когда 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз приехал в Медину после того, как аль-Валид ибн 'Абд-аль-Малик назначил его правителем города, люди пришли поприветствовать его. Совершив полуденную молитву, 'Умар вызвал к себе десять факихов Медины, среди которых был и 'Урва ибн аз-Зубайр.

Когда они собрались у него, 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз радушно принял их и оказал им почёт, после чего восхвалил Всевышнего Аллаха самым достойным образом и сказал:

— Поистине, я позвал вас ради дела, за которое вы получите награду, дабы вы были моими помощниками в утверждении истины. Я не хочу принимать решения, не выслушав ваши

30 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


мнения или, по меньшей мере, мнения присутствующих из вашего числа. Если увидите, что кто-то покушается на кого-то или вам станет известно о том, что кто-то из назначенных мною поступает несправедливо, то я прошу вас ради Аллаха: сообщите мне об этом.

И 'Урва ибн аз-Зубайр обратился к Аллаху с благой мольбой за него, попросив для него у Аллаха благоразумия и следования прямым путём.

 
 


'Урва ибн аз-Зубайр не только приобретал знание, но и успешно применял его и претворял в жизнь. Он постился днём и простаивал ночи в молитве, и язык его постоянно поминал Всевышнего.

К тому же он почти не расставался с Книгой Аллаха и много читал её. Каждый день он прочитывал из мусхафа четверть Корана, а ночью повторял заученные наизусть аяты в дополнительных молитвах.

Известно, что он жил так с юных лет и до самой своей кончины и только один раз пропустил своё чтение — в тот день, когда его постигло испытание, о котором пойдёт речь далее.


'Урва ибн аз-Зубайр находил отдохновение в молитве. Она была усладой очей его и его раем на земле, и он совершал её самым безупречным образом, тщательно исполняя все положенные действия, и совершал её долго.

Рассказывают, что однажды он увидел человека, который совершал молитву очень быстро. После молитвы он подозвал его и сказал ему:

— О сын брата моего! Разве тебе совсем ничего не нужно от твоего Всевышнего Господа? Поистине, я прошу у Всевышнего Аллаха в молитве всё, даже соль.

'Урва ибн аз-Зубайр 31

       
 
 
   


'Урва ибн аз-Зубайр был щедрым, снисходительным и великодушным человеком. Рассказывают, что ему принадлежал один из самых больших садов Медины. Там была чистая вода, приятная тень и множество пальм. В течение всего года сад был окружён забором, чтобы скотина и озорная ребятня не портила сад. А когда появлялись свежие финики и их уже можно было есть и всем как раз хотелось свежих плодов, забор по его велению частично убирали, чтобы люди могли входить в сад и есть. И люди приходили в сад, наедались плодами вдоволь и уносили с собой столько, сколько им хотелось. А сам 'Урва каждый раз, входя в свой сад, повторял слова Всевышнего: «Отчего же, войдя в свой сад, ты не сказал: "Так пожелал Аллах! Нет силы ни у кого, кроме как от Аллаха!"» (18:39).

 
 


В один год в период правления халифа аль-Валида ибн 'Абд-аль-Малика*, Всевышний Аллах пожелал подвергнуть 'Урву испытанию, выдержать которое способны лишь обладатели сердец, в которых живёт вера и твёрдая убеждённость.

Халиф пригласил 'Урву ибн аз-Зубайра посетить его в Дамаске. 'Урва принял приглашение и, взяв с собой старшего сына, отправился в путь.

Когда 'Урва прибыл к халифу, тот встретил его очень радушно, оказал ему почёт и прекрасный приём.

Но потом Всевышний Аллах пожелал, чтобы ветер подул не туда, куда желают корабли.

Сын 'Урвы отправился на конюшни аль-Валида, чтобы поглядеть на его скакунов, и там одно из животных лягнуло его так сильно, что он скончался.


* Шестой халиф из бану Умайя.

32 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Но не успел скорбящий отец отряхнуть с рук землю после похорон сына, как у него самого началась гангрена на одной ноге.

Нога у него распухла. Опухоль увеличивалась и распространялась всё дальше с ужасающей быстротой. Халиф созвал для гостя лекарей со всех областей и велел им спасать больного любыми средствами. Но все они в один голос сказали, что выход только один — отнять больную ногу, и 'Урве пришлось согласиться.

Когда пришёл лекарь со специальным ножом для рассечения плоти и пилой для распиливания кости, другой лекарь сказал 'Урве:

— Я считаю, что мы должны напоить тебя вином, чтобы ты не чувствовал боль, ибо она будет очень сильной.

'Урва сказал:

— Ни в коем случае. Я не стану прибегать к запретному средству ради исцеления, на которое я надеюсь.

Лекарь сказал:

— Тогда мы напоим тебя притупляющим боль средством.

'Урва сказал:

— Я не хочу лишиться одного из своих органов, не почувствовав при этом боли. Я буду терпеть и надеяться на награду от Аллаха.

Когда лекарь собрался отнять ногу 'Урвы, к нему подошли несколько человек.

'Урва спросил:

— Кто это такие?

Лекарь ответил:

— Их привели, чтобы они подержали тебя, ведь, почувствовав боль, ты можешь дёрнуть ногой и причинить вред самому себе.

'Урва сказал:

— Пусть они отойдут. Мне они не нужны. Поистине, я надеюсь, что поминание и прославление Аллаха заменит их мне.

Тогда лекарь подошёл к 'Урве и разрезал ножом плоть до самой кости, а потом стал распиливать кость. А 'Урва повторял:

'Урва ибн аз-Зубайр 33


— Нет божества, кроме Аллаха, и Аллах Велик...

Лекарь делал своё дело, а 'Урва всё повторял эти слова.

Наконец лекарь отнял ногу. Затем в железном чане вскипятили масло и опустили туда ногу 'Урвы, чтобы остановить кровь. 'Урва лишился чувств и долго пролежал без сознания, что помешало ему прочитать в тот день свою обычную часть Корана. Это был единственный раз с ранней юности, когда 'Урва упустил это благо. Придя в сознание, 'Урва первым делом попросил принести ему его отрубленную ногу. Ему подали её. Он стал поворачивать её в руках со словами:

— Клянусь Тем, Кто помогал мне с помощью неё идти к мечети в темноте, поистине, Он знает, что никогда не шёл я с её помощью к запретному...

А потом он прочитал стихи Ма'на ибн Ауса:

Клянусь, ни разу я руки не протянул

К запретному, и ноги не несли меня к дурному,

Ни мысли, ни взор мой меня не толкали

К чему-то запретному, ни разум и сердце...

Знай же, что испытание от Аллаха, которое

Меня постигло, других до меня постигало...

 
 


Аль-Валида ибн 'Абд-аль-Малика огорчило то, что его дорогого гостя постигло столько бед: он потерял сына и лишился ноги, и всё это случилось за считанные дни. Он стал думать, как ему утешить 'Урву и помочь ему терпеливо перенести выпавшие на его долю испытания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: