Что такое фонетика

Речь доступна для восприятия слушающих благодаря матери­альности своих знаков. Знаки эти - звуковые при устном обще­нии и графические - при письменном. Поэтому изучение звуко­вой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой (фонетика - от греческого phone - “звук”, “звучание”).

Звуковой строй языка - особый ярус в его структуре, и поэто­му фонетика - особый раздел языковедения, имеющий свой осо­бый предмет.

Больше того: не зная фонетики, нельзя понять и современное письмо, нельзя правильно разобраться и в грамматике; так, в школе, где фонетике уделяют очень мало внимания, путают звуки и буквы, а в результате неверно излагают и грамматику, напри­мер, утверждая, что в формах глагола играть и играют одна и та же основа игра- (а конечные части -ть и -ют), на самом деле здесь две разных основы [игра-т'] и [играj-ут], без понимания чего вся система форм глагола получает неправильное объяснение; для правильного же понимания необходимо строго различать буквы и звуки (в данном примере одна буква ю, которая передает два звука [j] и [У]) и уметь понять, из каких звуковых единиц составлены корни, приставки, суффиксы, окончания. Всем известно, что луна, луны, луну - разные падежи, различающиеся между собой. Но чем же они различаются? Тем, что различает звуки [а], [ы], [у], а об этом различии можно узнать только в фонетике.

Фонетика не сразу вошла в науку о языке, несмотря на блестящие достижения в этой области древнеиндийских ученых и удач­ную классификацию звуков у греческих александрийских ученых; в дальнейшем лингвистика мало обращала внимания на звуковую сторону языка. Исключением являются работы француза Кордемуа, видного представителя славянской общественной мысли XVII в. Ю. Крижанича, М. В. Ломоносова (XVIII в.) и некоторых других. Но даже еще в первой половине XIX в. ученые плохо раз­личали звуки и буквы.

Необходимость составлять грамматики туземных языков в ко­лониях, изучение бесписьменных диалектов и сравнительно-исто­рические описания языков и их групп двинули фонетику вперед.

Возникла экспериментальная (экспериментальный - от французского experimental, из латинского experimentum - “опыт”, см. ниже, § 42) фонетика, свя­занная с применением звукозаписывающих инструментов, что по­зволяло не “на слух”, а совершенно объективно наблюдать разли­чия и сходства звучаний по графической записи на закопченной или на ферромагнитной ленте.

Физика, анатомия, физиология, теория пения с разных сто­рон помогали молодой языковедческой дисциплине - фонетике. Однако к концу XIX в. успехи экспериментальной фонетики на­столько поглотили изучение всех остальных сторон звукового строя языка, что фонетику стали рассматривать как естественную нау­ку, не имеющую ничего общего с изучением других сторон языка, подлежащих ведению общественной науки. Выход из создавшего­ся положения был найден в теории фонем, которая, будучи все­цело элементом общественной науки и высшей формой объясне­ния звуковых явлений языка, не отменяет экспериментальных методов, считая их вспомогательным видом исследования.

Мы уже знаем, что материальные знаки языка - звуки (а во-вторых, и буквы) - выполняют две функции: функцию доведе­ния речи до восприятия (звуки - ухом, буквы - глазом) -пер­цептивную и функцию различения значимых единиц языка морфем и слов - сигнификативную. Поэтому следует прежде всего ознакомиться с материальной природой звуков, что необходимо для понимания того, что же мы можем воспринимать органами чувств (ухом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: