Виды учебной деятельности | Формы организации занятий | Виды учебных занятий | Активные / интерактивные методы | |
час | % | |||
Аудиторные учебные занятия | Групповые коллективные | лекция-беседа | ||
лекция с элементами проблемного изложения | ||||
лекция-визуализация | ||||
Практическое занятие-коллоквиум | ||||
Практическое занятие - учебная дискуссия | ||||
Практическое занятие - деловая игра | ||||
Практическое занятие - проектирование документов | ||||
Практическое занятие - решение ситуационных задач | ||||
45% |
Для организации изучения теоретического материала по «Документоведению», в зависимости от дидактических целей используются такие формы обучения с применением активных и интерактивных средств, как:
- лекция с элементами проблемного изложения,
- лекция-визуализация,
- лекция-беседа,
- коллоквиум,
- деловая игра,
- проектирование,
- ситуационные задачи.
При этих формах дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.
|
|
Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Документоведение» является лекция. Лекционный материал служит основой для контрольных вопросов по программе курса.
Наряду с традиционными пассивными формами (вводная лекция, лекция-информация, обзорная лекция) рекомендуется использовать такие активные формы, как: проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-беседа
Лекция с элементами проблемного изложения. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. В ходе проблемной лекции задача преподавателя состоит в том, чтобы создать ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Документоведение». Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивного воссприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.
|
|
Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (слайдов, схем, рисунков, таблиц, графиков, моделей). Лекция-визуализация проводитсяпри любой возможности показать связь излагаемого научного материала с практикой, значение приобретаемых знаний в будущей практической деятельности.
Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Документоведение» связана с тем, что студенты первого курса, как правило, не имеют личного опыта составления документа, не знакомы с правилами его оформления. Особенно нуждаются в наглядности те разделы лекции, где рассматриваются вопросы об особенностях подготовки распорядительных и информационно-справочных документах. К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.
Лекция-беседа предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией с использованием различных дидактических приемов, что позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп лекции.
Практические занятия занимают особое место в курсе «Документоведение», что обусловлено прикладным характером курса. Практические занятия призваны стимулировать учебную деятельность студентов на овладение ими профессионально важными компетенциями в области документоведения и документационного обеспечения управления.
В зависимости от темы, методических и дидактических средств практические занятия могут проводиться в различных формах: коллоквиума, учебной дискуссии, проектирования документов, деловой игры и др.
Коллоквиум – собеседование (беседа) преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний, как правило, по разделам, тематическим блокам. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи. Коллоквиум может проводиться также при обсуждении устных выступлений, рефератов, прикладных проектов и др.
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т.е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории. Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек). Групповая дискуссия на практическом занятии предполагает столкновение мнений в процессе обсуждения проблемы. Чаще всего тематика дискуссии продумывается преподавателем заранее, намечаются соответствующие вопросы, примеры, высказывания.
Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры.
Практико-ориентировочные (прикладные) проекты. Результат четко обозначен в начале, обязательно ориентирован на оформлении конечного продукта - проекта приказа, инструкции, служебного письма и пр.Такой проект требует хорошо продуманной структуры, знания нормативно-правовых актов и государственных стандартов, учета конкретной управленческой ситуации.