К. и Ш. взаим-т по линии длиной bw. В зацеплении находится, то одна то две пары зубьев. А суммарная длина контакта меняется скачком, а следовательно возникают удары и шум
Размер зоны однопарного сопротивления зависит от коэф-та торцевого перекрытия – εα
По условию плавности хода и непрерывного зацепления, этот коэф лежит в интервале 1,2 – 1,7
Если ≤ 1, то зацепление прерывается.
- косозубое зацепление
Косые зубья входят и выходят из зацепления постоянно => ↓ шум и динамич нагрузки, но при этом возникает опасность обламывания угла зуба.
В зацеплении нах как правило пара зубьев, т.е. нет однопарного перекрытия.
lw = bw / cos β
lw = l∑
Если ≤ 1, то преравания не наблюдается.
К.з. передачи хар-ся коэф-том осевого перекрытия:
εβ = bw / Px = bw * sinβ/ π*m
Px – осевой шаг
m – модуль
Для обеспечения виброакустических св-в передачи коэф осевого перекрытия д.б.
εβ> 1,27
β>βmin (миним угол наклона к зуб.пер.)
βmin = arcsin (4m / bw)
18. Приведение косозубого цилиндрического зубч колеса к экв-му прямозубому
Как уже отмечалось, профиль косого зуба в нормальном сечении А-А (рис.) соответствует исходному контуру инструментальной рейки и, следовательно, совпадает с профилем прямозубого колеса. Расчет косозубых колес ведут, используя параметры эквивалентного прямозубого колеса.
Делительная окружность косозубого колеса в нормальном сечении А-А (см. рис.) образует эллипс, радиус кривизны которого в полюсе зацепления (см. курс аналитической геометрии)
Профиль зуба в этом сечении совпадает с профилем условного прямозубого колеса, называемого эквивалентным, делительный диаметр которого
откуда эквивалентное число зубьев
где z — действительное число зубьев косозубого колеса.
следует, что с увеличением β возрастает z