Ременная передача — это передача механической энергии при помощи гибкого элемента (ремня) за счёт сил трения или сил зацепления (зубчатые ремни). Может иметь как постоянное, так и переменное передаточное число (вариатор), валы которого могут быть с параллельными, пересекающимися и со скрещивающимися осями.
Состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня (одного или нескольких).
Движение передаётся посредством специального кольцевого замкнутого ремня.
СХЕМА РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ |
ОСНОВНЫЕ СЕЧЕНИЯ РЕМНЕЙ |
а) плоские, прямоугольного сечения;
б) трапециевидные, клиновые;
в) круглого сечения;
г) поликлиновые.
Наибольшее распространение имеют плоские и клиновые ремни. Плоские ремни применяются как простейшие, с минимальными напряжениями изгиба, а клиновые имеют повышенную тяговую способность.
|
|
Клиновые ремни применяют по несколько штук, чтобы варьировать нагрузочную способность и несколько повысить надёжность передачи. Кроме того, один толстый ремень, поставленный вместо нескольких тонких будет иметь гораздо большие напряжения изгиба при огибании шкива.
В лёгких передачах благодаря закручиванию ремня можно передавать вращение между параллельными, пересекающимися, вращающимися в противоположные стороны валами. Это возможно потому, что жёсткость на кручение ремней вследствие их малой толщины и малого модуля упругости мала.
Слайд 25
Недостатки (в сравнении с цепной передачей):
· большие размеры;
· малая несущая способность;
· скольжение (не относится к зубчатым ремням);
· малый срок службы.
Достоинства (в сравнении с цепной передачей):
· плавность работы;
· бесшумность;
· компенсация перегрузок (за счет проскальзывания);
· компенсация неточности установки шкивов редуктора;
· сглаживание пульсаций как от двигателя (особенно ДВС), так и от нагрузки, поэтому упругая муфта в приводе может быть необязательна;
· отсутствие необходимости в смазке;
· низкая стоимость;
· лёгкий монтаж;
· возможность работы на высоких окружных скоростях;
· при выходе из строя - нет повреждений.
Основные критерии расчёта ременных передач:
è тяговая способность или прочность сцепления ремня со шкивом;
è долговечность ремня.
Если не будет выдержано первое условие, ремень начнёт буксовать, если не выполнить второе – ремень быстро разорвётся.
Шкивы плоскоременных передач имеют: обод, несущий ремень, ступицу, сажаемую на вал и спицы или диск, соединяющий обод и ступицу.
|
|
Шкивы обычно изготавливают чугунными литыми, стальными, сварными или сборными, литыми из лёгких сплавов и пластмасс.
Плоские ремни должны обеспечивать:
è прочность при переменных напряжениях;
è износостойкость;
è высокое трение со шкивами;
è малую изгибную жёсткость.
Этим условиям удовлетворяют высококачественная кожа и синтетические материалы (резина), армированные белтинговым тканевым (ГОСТ 6982-54), полимерным (капрон, полиамид С-6, каучук СКН-40, латекс) или металлическим кордом. Применяются прорезиненные тканевые ремни (ГОСТ 101-54), слоистые нарезные ремни с резиновыми прослойками, послойно и спирально завёрнутые ремни. В сырых помещениях и агрессивных средах применяют ремни с резиновыми прокладками.
У шкивов клиноременных передач рабочей поверхностью являются боковые стороны клиновых канавок.
Клиноременные шкивы выполняют из тех же материалов, что и плоскоременные. Известны сборные шкивы из стальных тарелок.
Материалы клиновых ремней в основном те же, что и для плоских. Выполняются прорезиненные ремни с тканевой обёрткой для большего трения, кордотканевые (многослойный корд) и кордошнуровые ремни (шнур, намотанный по винтовой линии), ремни с несущим слоем из двух канатиков.
Слайд 26, 27