Осведомленность Дом животного *
Словарный запас Завершение картинок
Арифметика Лабиринты
Нахождение сходства Геометрические схемы *
Понимание Конструирование блоков
Предложения * (дополнительный тест)
«Предложения» - это тест на запоминание, заменивший тест «запоминание цифр» из WISC. От ребенка требуется вслед за экспериментатором повторять каждое произносимое им предложение. Этот тест можно использовать либо вместо любого вербального теста, либо предъявить как дополнительный для получения более точной информации о ребенке, в последнем случае результаты выполнения теста не учитываются при подсчете IQ. Тест «дом животного» сходен с тестами «цифровые символы» и «кодирование» из WISC. В этом тесте ребенку предъявляется карта с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. В верхней части карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различного цвета цилиндриками (дом животного). От ребенка требуется расставить домики по соответствующим изображениям животных. Показателем успешности выполнения заданий служат время выполнения, ошибки и пропуски. В тесте «геометрические схемы» от ребенка требуется с помощью цветного карандаша скопировать 10 простых чертежей.‹…›
|
|
Нормы. WPPSI была стандартизована на национальной выборке из 1200 детей от 4 до 6,5 лет (по 100 мальчиков и 100 девочек в каждой возрастной группе); возрастной интервал равнялся полугоду, иными словами, дети включались в одну возрастную группу, если они были моложе или старше требуемого возраста не более чем на 6 недель. Выборка была стратифицирована относительно переписи США 1960 г. по месту жительства, принадлежности к городскому или сельскому населению, расовому признаку (белый-цветной) и с учетом профессионального уровня отцов. Первичные показатели каждого субтеста переводились в стандартные показатели с М = 10 и s = 3 для каждой возрастной группы с возрастным интервалом в четверть года. Суммы шкалированных показателей полной и вербальной шкалы и шкалы действия переводились затем в стандартный IQ с М = 100 и s = 15. Хотя сам Д. Векслер возражал против использования показателей умственного возраста из-за их возможного неправильного истолкования, в руководстве к тесту помещены таблицы для перевода первичных показателей по каждому субтесту в тестовые возраста в единицах по четвертям года.
‹…› Тщательно проведенный повторный анализ выборки стандартизации из 1200 испытуемых (A. S. Kaufman, 1973 b) выявил связь показателей WPPSI с социоэкономическим статусом (показатель профессионального положения отца), принадлежностью к городскому или сельскому населению и месту жительства. Для каждого из этих трех условий сравнивались показатели IQ по всем трем шкалам выборок, выравненных по всем факторам, кроме рассматриваемого.
|
|
Социоэкономический статус дал значимые различия только в экстремальных зонах распределения. Дети, чьи отцы работали по специальностям, требовавшим высокой профессиональной подготовки, получили более высокие IQ, значительно выше, чем в остальных группах (в среднем их IQ = 110). Те дети, чьи отцы занимаются трудом неквалифицированным, получили более низкие, чем в остальных группах, показатели (в среднем их IQ = 92,1). Влияние фактора принадлежности к определенному географическому району никак не сказалось. В отличие от первых исследований WISC и Станфорд-Бине не удалось выявить значимых различий по выборкам городских и сельских детей (H.G. Seashore, A.G. Wesman, J.E. Doppelt, 1950; Q. Me Nemar, 1942). Это расхождение можно, по мнению авторов работ, отнести за счет влияния других переменных, которые в первых исследованиях не учитывались, а в последующих были взяты под контроль. Но более важным фактором является время, в которое собирались данные. За 25-30 лет происходят значительные изменения и в перемещении населения из деревни в город и наоборот и, следовательно, изменяется и уровень образования, и уровень культуры. Можно полагать, что такие социокультурные изменения могут свести на нет наблюдавшиеся сначала различия в выполнении тестов интеллекта детьми из этих двух типов социальной среды…
Итоги. Существующие в настоящее время три формы шкал Векслера отражают уровень знаний и опыта в разработке теста того периода, в котором создавались WAIS (1955), WPPSI (1967) и WISC-R (1974). По сравнению с другими индивидуальными тестами их выборки стандартизации (особенно для популяций взрослых и дошкольников) больше и репрезентативнее, методика их построения и проведения лучите, как пример можно назвать данные о надежности и ошибках измерения. Слабым местом всех трех шкал является недостаток эмпирических данных о валид-ности. Исследования с применением факторного анализа позволили уточнить состав этих шкал с точки зрения описания их выполнения, но даже они были бы более информативными, если бы включили больше признаков поведения, внешнего по отношению к самим шкалам.
Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев
Тест Д. Векслера
Диагностика структуры интеллекта (Детский вариант)
Санкт-Петербург