Звук и буква О

Тема,

Цель:

1. Четкое произнесение звука.

2. Выделение звука О (под ударением после согласного).

3. Воспроизведение слоговых рядов (ко-по-то, ко-то-по и т.д.).

4. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа
множественного числа существительных — составление предло­
жений по предметным картинкам со словом много по данно­
му образцу.

5. Знакомство с буквой О, печатание, упражнения с разрезной
азбукой.

Оборудование: предметные картинки (дом, кот, конь, мох, лимон, ка­ток, окна, окно, мойка, пальто, венок, вагон, хобот, батон, бидон, ноги, двойка, тополь, окунь, ноты, подкова, комната, кофта, бинокль, аль­бом, пион, удод, охотник, бинт, вата, туфли), сюжетная картинка "Каток", тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия

I. Оргмомент (сложная инструкция: припоминание картинок на А, У, И). П. Повторение изученных гласных: отгадывание по артикуляционной позе, произнесение, сопоставление.

III. Знакомство с темой по результатам игры "Четвертый лишний":

а) кот, заяц, медведь, лиса
корова, коза, собака, окунь
редиска, лимон, огурец, тыква
диван, кровать, окно, стул

б) припоминание названий выделенных картинок, воспроизведе­
ние ряда слов: котокунь — лимонокно;

в) выделение звука О из данного ряда слов.

IV. Произнесение звука О, характеристика звука, наблюдение за ар­
тикуляцией и фонацией.

V. Выделение звука О:

а) из звукового ряда: о, а, у, и, о, и, а, о, а, у, о, и, э...;

б) из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ок, ит, то, па, ки, ко, ку, по, ут...;





в) из ряда слов: забор, капуста, овощ, хвост, старик, кошка, петух,
стакан, жаба, мотор, жук, такси, торт, картон...;

г) отбор картинок на панно — игра "Найди и исправь ошибки".

VI. Формирование навыков звукового анализа:

а) выделение гласного после согласного в прямом слоге, преобра­
зование — игра "Живые звуки":

ка -> ко пу -♦ по тэто тито

б) воспроизведение слоговых рядов из прямых слогов со звуком О:

по-то-ко по-ко-то то-по-ко то-ко-по ко-по-то ко-то-по

в) выделение звука О после согласного под ударением в словах по
картинкам — игра "1-2-3":

отыскивание картинок на О в начале слова, в конце слова; рассматривание оставшихся картинок.

Вывод: звук О в середине слова (после согласного).

VII. Знакомство с буквой О: рассматривание, отыскивание, обведе­
ние контура, печатание.

VIII. Упражнения с разрезной азбукой: составление по следам анали­
за, преобразование и чтение слогов:

ок -+ ко оп -> по от -♦ то

IX. Печатание под диктовку слогов: ок, ко, по, оп, от, то.

X. Физкультминутка со скороговоркой «От топота копыт...».

XI. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа
существительных (единственное и множественное число), состав­
ление по индивидуальным картинкам предложений со словами
много, нет по образцу:

а) подбор имен на звук О:

Таня, Дина, Шура, Тома, Толя, Дима, Вася, Петя;

б) игра "Многонет":

У Толи много лимонов. У Томы нет лимонов (лимона).

XII. Итог. Произнесение, характеристика звука О.
Рассматривание картины "Каток". Придумывание слов со звуком

О к этой картине: Коля, Толя, Тома, Тоня, каток, водой (при необходи­мости помощь логопеда: Придумайте имена со звуком О. Что делают Толя и Коля? Что тут будет? Кого будут катать Коля и Толя?).


Закрепление на подгрупповых логопедических занятиях

1. Игра "Запомни, повтори":

по-то-ко то-ко-по ко-по-то и т.д.

2. Игра "Многонет" (припоминание названий картинок на О).

3. Игра, на звуковой анализ и синтез "Живые звуки" {от, оп, уп, ок-, ко,

по, то, та).

4. Гимнастика для рук со скороговоркой: «От топота копыт пыль по

полю летит».

Работа воспитателя по заданию логопеда

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. См. подгрупповые занятия 1-4.

3. Закрепление графических навыков и ориентировки на плоскости.

ЗАНЯТИЕ 11

Звуки Й-Л'

Тема.

Цель:

1. Правильное произношение и различение звуков.

2. Закрепление представлений о мягкости согласных.

3. Упражнение в различении существительных мужского, женс­
кого, среднего рода, соотнесение притяжательных местоиме­
ний мой, моя, мое с существительными.

4. Практическое усвоение спряжения глаголов в настоящем вре­
мени (без 2 лица единственного числа).

5. Приставочные глаголы — составление предложений по сю­
жетным картинкам.

6. Образование относительных прилагательных от названий дере­
вьев: липа, клен, тополь, калина и т.п.

Оборудование: предметные картинки (лимон, лев, лента, олень, тюльпа­ны, липа, хлеб, клюв, ель, альбом, малина, клетка, линейка, лифт, улитка, поляна, лебедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, калитка, маяк, белье, копейка, юбка, майка, яхта, кофейник, ягоды, мойка, двойка, айва, попугай, баян), сюжетные картинки на приставочные глаголы от глагола лить (поливать тюльпаны, наливать воду, выливать), сю­жетная картинка "Дети помогают маме".


Ход занятия

I. Оргмомент (припоминание картинок на К, К').

II. Выделение звука Л' из слов: линейка, клей, лилия, сталь.

III. Произнесение и характеристика звука Л': согласный, плавный,
мягкий.

IV. Выделение звука Л' на слух, произношение, дифференциация
Л'-Й:

а) ля, я, ли, аль, аи, и, лю, юль, ю, ле, ель, е...;

б) елка, яблоко, лед, еж, юг, люди, люк, Юля, Люба, Лена, ела, ель, полено...;

в) по картинкам на панно:

проговаривание, отбор картинок на Л', осложненный грамма­тическим заданием:

составление словосочетаний с притяжательными местоимени­ями мое, мой, моя (по данному образцу):

Это мой лев.

V. Звуковой анализ и синтез обратных слогов: аль, оль, уль, иль.

VI. Воспроизведение слоговых рядов:

аль-оль-уль-иль ля-лё-лю-ли и т.д.

VII. Упражнение в употреблении приставочных глаголов от глагола
лить:

а) составление предложений по сюжетным картинкам с помо­
щью вопросов:

Лена поливает тюльпаны. Коля поливает тюльпаны. Оля наливает воду в лейку. Толя наливает воду в лейку. Люда выливает воду из лейки. Леня выливает воду из лейки.

б) преобразование глаголов единственного числа настоящего вре­
мени во множественное:

Лена и Коля поливают тюльпаны. Оля и Толя наливают воду в лейку. Люда и Леня выливают воду из лейки.

в) преобразование глаголов множественного числа настоящего
времени во множественное число прошедшего времени:

Лена и Коля поливали тюльпаны. Оля и Толя наливали воду в лейку. Люда и Леня выливали воду из лейки.

VIII. Спряжение глаголов настоящего времени по образцу (исклю­чается 2 лицо единственного числа):


Поливать лилии. Лепить оленя. Клевать клюкву.

IX. Физкультминутка со скороговорками: Ехали мы, ехали, до клена
доехали, клен мы объехали и домой поехали.
(То же с липой, елью,
тополем).

X. Составление рассказа по картине "Дети помогают маме":

а) образование полных имен:

ТоляАнатолий ЛенаЕлена ИлюшаИлья

б) подбор названий деревьев и кустарников со звуком Л': тополь,
липа, клен, калина, малина;

в) беседа:

Что делает Елена? Кому помогает Елена? Что делают Анатолий и Илья? Чего здесь будет много?

г) объединение ответов в рассказ, заучивание:

Дети помогают маме. Елена помогает маме мыть окна. Анатолий и Илья копают ямы. Тут будет много кленов, лип, тополей, калины, малины.

XI. Образование относительных прилагательных от названий дере­
вьев, кустарников — игра "Устроим аллеи в новом саду":

из кленовкленовая из лип— липовая

из тополейтополевая из калинкалиновая

XII. Итог. Произнесение звука Л', характеристика. Игра "Закончи
слово":
тю., мо., е., ию., уго., ме..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: