Рутины- образцы, шаблоны, модели поведения, которые не требуют рационального обдумывания, выполняются автоматически, являются предсказуемыми. Рутины: технологические- взаимодействие человека и природы. Элемент страхования в условиях неопределенности, экономия на издержках принятия решений, выбор на основе прошлого опыта, использование неявного знания.Отношенческие- между людьми. Экономия на издержках принятия решений, формирование ожиданий, предсказуемости поведения, возможность координации действий. Действия человека стереотипны на 90-95%.эти действия не обдумываются. Компоненты рутины: знания, навыки. Рутины- экономичный способ хранения знаний и навыков.
Ментальные модели и ценности (ММ)- основа современных действий моделей (одинаковое восприятие, интепритация реальности). ММ на уровне общества в фелом зависят от системы ценностей сложившейся культуры. Ценности- составная часть культуры(индивидов и общества в целом). Ценности характеризуют планы действий: «это хорошо»,«это плохо». Ценности: абсолютные- мы им следуем независимо от своей выгоды при любых обстоятельствах. Относительные- только пока это выгодно. Одни и те же ценности м.б для одних- абсолютными,для других- относительными. Ценности (наряду с гос. политикой),во многом определяются успешностью развития экономики, воздействуя на стимулы участников эк отношений(пример протестантские).
|
|
Ценноcти> (нормы> правила)- предписания.
(Ценность образования) (надо учиться) (заданное эссе надо подготовить в срок.)
Оценки классов действий- это хорошо, это плохо.предписания по классам действия- что делать, что не делать. Предписания по конкрет. действиям-если условие А, следовать стратегии. Выполнение предписаний носит добровольный характер. Либо основывается на санкциях (соц. эконом. юрид.).
Правила- общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определ. виды действия одного субъекта при взаимодействии с другим.
Правила-предписанные модели(образцы) поведения, говорящие о том как себя надо вести в конкрет. ситуациях. Правила- ограничение в свободе действий. Позволяющие оценить заранее эффект исследования
Правила: - индивидуальные(топменеджер Иванов не нанимает родственников)- социальные: формальные(правила дорожного движения) и неформальные(приветствие при встрече).Отличия ФП и НП: ФП: создаются централизованно и осознанно; легко фиксируются; обеспеченны специальной легализированной защитой; могут быть быстро изменены. НП: спонтанно возникают внутри группы; нигде не зафиксированы явно(могут по разному интегрироваться, элемент непредсказуемости в отношениях); не защищены со стороны государства; могут изменяться лишь малыми приращениями. Соотношения ФП и НП.
|
|
дополнение и поддержка ФП неформальными
конфликт ФП и НП
нейтральность ФП и НП
НП могут стать источником формирования и изменения ФП(создавая законы люди лишь фиксируют норму, которая сложилась на практике).
Институт - правила игры в обществе, дополненные механизмом принуждения к его исполнению.главную роль., которую играют институты в обществе, заключается в снижении неопределенности путем установления устойчивой (хотя……. И не обязательно эффект-й структуры взаимодействия между людьми. Институты – некие ограничительные рамки, которые люди построили. Чтобы не сталкиваться друг с другом, чтобы легче было проводить переговоры и достигать соглашения, чтобы упрощать путь к поставленной цели из т. А в т. В.институт подобен лабиринту. Институт ограничивает свободу выбора эк. агента, он навязывает…. модель поведения(законом или обычаем). Институты обучают эк субъектов на основе: собственного опыта, внешней информации(в т.ч при помощи спец. организаций). Институты не вечны, изменения м.б. эволюционными и революционными.
Институт и организация. Организация- группа людей, делегировавших свои интересы лидеру и объединившая ресурсы для достижения определ. цели, трудноосущ-ой для каждого в отдельности. Форма и поведение в организации определяются институтами. Если институты- правила игры, то организация –команда игроков, взаимодействующих в рамках данных правил. Организации вырастают из институтов.