Россия - Куба: сотрудничество в изменившихся условиях

В мае 2010 г. Россия и Куба отметили 50-летие восстановления дипломатических отношений[A25].

В истории наших государств были непростые моменты. Тесные и теплые связи, характерные для кубинского периода, в 90-е годы оказались фактически заморожены. Были свернуты проекты экономического, технического сотрудничества, строительства ряда крупномасштабных объектов. Лишь с середины 2000-х годов российско-кубинское взаимодействие стало обретать взвешенный и динамический характер.

Юридической основой развития двусторонних контактов стала Декларация о принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Куба, подписанная в мае 1996 г. во время визита в Гавану министра иностранных дел Е. М. Примакова. Обе стороны сформулировали в ней принципы взаимодействия в соответствии с Уставом ООН и общепризнанными нормами международного права международного права. В контексте новых глобальных вызовов были обозначены такие сферы сотрудничества, как борьба с организованной преступностью, международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиком, контрабандой оружия. Наши государства едины в оценке угроз сепаратизма и религиозного сепаратизма.

Поддерживается постоянный политический диалог по ключевым международным проблемам, где позиции России и Кубы традиционно совпадают или близки. Это касается таких вопросов, как становление как становление нового глобального миропорядка, приверженность принципам суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы ее применения против территориальной целостности либо политической независимости государств, невмешательства в их внутренние дела, признания прав народов на самоопределение. Стороны отстаивают принцип многосторонности в международных отношениях. Несмотря на несколько различающиеся подходы к вопросе о реформе Организации Объединенных Наций, совпадают наши взгляды на необходимость укрепления центральной роли этой международной организации как универсального инструмента по поддержанию мира и урегулированию конфликтных ситуаций.

О взаимопомощи между Россией и Кубой свидетельствует реакция последней на события в связи с военной агрессией Грузии против Южной Осетии. В официальном заявлении правительства Кубы от 10 августа 2008 г. было отмечено, что действия российской стороны в вооруженном конфликте были абсолютно оправданы, так как по существу предотвратили геноцид народа этой республики, имеющего полное прав на самоопределение. Однако Куба пока воздерживается от официального признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

Большое значение для развития отношений имели визиты президента РФ Д.А. Медведева на Кубу в ноябре 2008 г. и председателя Госсовета и Совета министров Республики Куба Р. Кастро в январе-феврале 2009 г. (впервые за последние 25 лет). Главы государств подтвердили намерения вывести отношения на стратегический уровень – был подписан Меморандум о принципах стратегического партнерства между Российской Федерацией и Республикой Куба и еще 34 документа по широкому спектру сотрудничества, включая соглашение о предоставлении государственного кредита и безвозмездной продовольственной помощи.

Регулярно проводятся встречи министров иностранных дел как во время работы сессий Генеральной Ассамблеи ООН, так и в ходе взаимных визитов, налажена практика проведения межмидовских консультаций. По итогам переговоров, проходивших в рамках официального визита руководителя российского МИД С.В. Лаврова в феврале 2010 г. министры двух внешнеполитических ведомств подписали Совместное заявление по случаю 50-й годовщины восстановления дипломатических отношений, Совместное заявлении о праздновании 65-й годовщины Победы над фашизмом и План политических консультаций между министерствами иностранных дел на 2010-2011 годы.

Активно осуществляются межпарламентские обмены, которые не прекращались даже в самые сложные периоды истории наших взаимоотношений. В конце декабря 2010 г. в Гаване между Государственной Думой РФ и Национальной ассамблеей народной власти Кубы было заключено соглашение о межпарламентском сотрудничестве – первый документ такого рода, который нижняя палата российского парламента подписала с одной из стран Латинской Америки. Он предусматривает расширение контактов в области культуры, здравоохранения, экологии и других сферах, представляющих взаимный интерес. Выступая за скорейшую отмену американского эмбарго в отношении Кубы, Государственная Дума приняла в сентябре 2010 г. обращение «К парламентам государств-членов Организации Объединенных Наций и международным парламентским организациям о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Республики Куба».

Расширяются контакты на уровне руководителей министерств и ведомств, деловых кругов. За последние два года достигнуты договоренности о взаимодействии в области уголовного права, сотрудничестве по линии МЧС, где в числе первоочередных мероприятий определена помощь в усовершенствовании сейсмических и метеорологических систем наблюдений на Кубе и создание учебно-практического центра по подготовке специалистов гражданской обороны. Куба заинтересована в сотрудничестве с Россией в военной и военно-технических сферах для модернизации вооруженных сил, оснащенных техникой и вооружением еще советского производства, а также в подготовке кадров по линии МВД.

Переход России после распада СССР к построению отношений на принципах на принципах экономической целесообразности и деидеологизации, повлек за собой необходимость обновления договорно-правовой базы. Еще в 90-е годы были подписаны соглашения о торговом судоходстве (1992),

о поощрении и взаимной защите капиталовложений (1993), о создании совместных организаций и предприятий (1993), о сотрудничестве в области туризма (1995). В 2000 г. было подписано соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении от уплаты налогов на доходы и капитал, которое, однако, российская сторона ратифицировала лишь спустя 10 лет (в ноябре 2010 г.); в силу оно вступило

с 1 января 2011 года. Имеются соглашения о сотрудничестве и обмене информацией по вопросам соблюдения налогового законодательства (2004), о воздушном сообщении (2007) и другие.

Заметная активизация российско-кубинского торгово-экономического сотрудничества началась в 2006-2007 гг. после визита в Гавану премьер-министра России М.Е. Фрадкова (сентябрь 2006 г.) В ходе встреч был сделан первый шаг по соглашению «болевой точки» взаимоотношений – подписано Соглашение об урегулировании задолженности Республики Куба пред Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам в размере 166 млн. дол. и Соглашение о предоставлении государственного кредита в объеме до 355 млн. дол. для финансирования поставок российских товаров, работ и услуг[A26].

Увеличение российского экспорта машинно-технической продукции за счет кредита обеспечило рост товарооборота до 353,6 млн. дол. в 2009 г. (187 млн. дол. в 2005 г.), хотя характеризовать его как стабильный и сбалансированный было бы преждевременно (см. Приложение, табл. 12). Пока трудно говорить о серьезном прогрессе в развитии внешней торговли, поскольку на долю РФ в товарообороте Кубы приходится всего 2,4 % (1,9 % в 2005 г.) и Россия замыкает первую десятку ее торговых партнеров. В 2010 г. произошло снижение объема экспортно-импортных торговых операций почти на 22 %, которое продолжилось в 2011 г. и было обусловлено сокращением российского экспорта.

До 2005 г. Россия имела отрицательное сальдо в торговле с Кубой. В 2005 г. объем российского экспорта снизился до 61,4 млн. дол. (181 млн. дол. в 2004 г.), с тех пор он не превышал 83 млн. долларов. Подобные перемены сказались на торговом балансе – в 2005-2010 гг. он сводился с положительным для РФ сальдо. Это связано, прежде всего, с уменьшением закупок кубинского сахара[A27]. Вместе с тем, сахар, как и раньше, основным товаром российского импорта из этой страны (см. Приложение, табл. 13). Россия также продолжает импортировать и также традиционные кубинские товары, как табак и сигары, спиртные напитки, прежде всего знаменитый кубинский ром, замороженный апельсиновый сок. Существенно сократилась доля медико-фармацевтической продукции (с 10,5 млн. в 2005 г. до 0,6 млн. дол. в 2010 г.).

В отличие от импорта, структура российского экспорта на Кубу претерпела заметные изменения. Если в советский период экспорта составляла нефть и нефтепродукты и примерно столько же приходилось на машины, оборудование и транспортные средства, то в настоящее время доля нефти сократилась до менее 0,1 %, а доля машин, оборудования и транспортных средств поднялась до 60-80 % (см. Приложение, табл. 14). Однако в стоимостном выражении экспорт машинно-технической продукции (около 135 млн. в 2010 г.) значительно ниже уровня того периода (1,3 млрд. в 1982 г. и 2,1 млрд. дол. в 1989 г.), что позволяет говорить о потенциальной емкости кубинского рынка для этой группы российской продукции.

Благодаря экспортному кредиту, кубинская сторона получила возможность приобрести технику и запчасти к машинам, поставленным во времена Советского Союза, необходимое оборудование для построенных тогда же промышленных и энергетических объектов, остро нуждающихся в модернизации. Основными экспортными товарами в 2010 г. были электрические трансформаторы, радиолокационная и радионавигационная аппаратура, транспортные средства социального назначения и запасные части к ним (в т.ч. двигатели внутреннего сгорания, железнодорожный материал (рельсы, саморазгружающиеся вагоны и др.), турбореактивные двигатели и их части, шины, азотные удобрения, контрольно-измерительная аппаратура, насосы, газетная бумага, цистерны, асбест. Одной из новых статей российского экспорта на Кубу стала пшеница.

Несмотря на положительные сдвиги в развитии торговых отношений, объем товарооборота

не соответствует коммерческому потенциалу обеих экономик. Стороны еще в 1999 г. предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. Однако в современных условиях конкуренции и широкого присутствия на рынке Кубы товаров и капиталов из других государств российским экспортерам необходимо расширять номенклатуру и качество поставляемой машинно-технической продукции и других товаров, учитывать требования по маркировке, упаковке и сопроводительной документации, строго соблюдать обязательства, заботиться об имидже российских корпораций как надежных деловых партнеров в торговых и инвестиционных связях.

Основная внешнеэкономическая деятельность ведется в рамках Межправительственной российско-кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), которая была создана в декабре 1992 г., однако свою работу начала лишь в 1997 году. С июня

2008 г. российскую часть МПК возглавляе заместитель председателя правительства Российской Федерации И.И. Сечин. Во главе кубинской части комиссии находится заместитель председателя Совета министров Республики Куба Р. Кабрисас. Назначение председателями МПК руководителей столь высокого уровня свидетельствует об особом внимании, которое стороны уделяют развитию взаимоотношений. Девятое заседание комиссии проходило в Москве в январе 2009 г. накануне официального визита Р. Кастро. Результатом работы стало подписание 10 соглашений по основным направлениям сотрудничества.

В 2005 г. создан Деловой Совет Россия – Куба, в состав которого в конце 2010 г. входили 46 российских предприятий и организаций. Его деятельность в основном сводится к определению перечня проектов двустороннего взаимодействия, формированию предложений российских бизнесменов, своего рода выработке идеологии сотрудничества между предпринимательскими кругами обоих государств.

В числе важнейших сделок последних лет – поставка российской авиатехники на Кубу. С 2005 по 2010 г. кубинский авиационный парк пополнили: семь российских самолетов: три Ил-96-300 и Ту-204 (два среднемагистральных пассажирских ТУ-204-100 и два грузовых Ту-204-С[A28]). Кроме того, Куба разместила заказ на приобретение трех самолетов Ан-148, которые рассчитывает получить до 2014 года. При содействии ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) на Кубе создан центр по техническому обслуживанию самолетов российского производства, поставке оборудования, стажировке персонала.

В январе 2009 г. «АвтоВаз» и корпорация «Кубальсе» (Cubalse) подписали меморандум о намерениях. Начиная с 2000 г., поставки автомобилей «Лада» на кубинский рынок осуществлялись через уругвайскую компанию Rusia Automotriz S.A. и реализовывались исключительно через национальные государственные компании. Потенциал продаж оценивается более чем в 2000 единиц в год. Однако из-за отсутствия государственных заказов в 2007-2010 гг. поставки не осуществлялись, хотя контракт на отгрузку в 2010 г. на Кубу 1250 автомобилей и запасных частей между ОАО «АвтоВАЗ» «Русиа Аутомотрис С.А. (Rusia Automotriz S.A.) был подписан (исполнен только в отношении запчастей). Примечательно, что за последние годы значительно выросли поставки на Кубу автомобилей китайского производства (16,5 млн. дол. в 2010 году). Основные причины такой «переориентации», возможно, кроются не только в привлекательности китайских автомобилей с точки зрения более высокой комфортности и лучшего оснащения, но и большей ответственности и оперативности производителей и поставщиков азиатского гиганта. Пока же на дорогах Кубы преобладают (не считая американских, ставших уже ретро-автомобилями) автомашины Волжского завода, которые он продавал на острове с 80-х годов. Поэтому на ближайшее будущее вопрос о поставках запасных частей, узлов, деталей, агрегатов и шин для автомобилей российского производства остается актуальным.

Большие проблемы испытывает автобусный парк Кубы. ООО «Русские автобусы – Группы ГАЗ» в течение 2007-2008 гг. в рамках кредитной линии 2006 г. поставило комплекты запчастей и 200 автобусов, почти половина из которых через 1-2 года эксплуатации вышли из строя. Для устранения неполадок в 2010 – в начале 2011 гг. было поставлено несколько дополнительных партий запасных частей на общую сумму 697 тыс. долларов. Однако проблема состояла не столько в дефиците запчастей, сколько в отсутствии единого технического центра по обслуживанию автобусов. Его наличие позволило бы привести техническую базу в соответствие с нормативной документацией, оказать действенную помощь кубинской стороне в организации технического обслуживания и ремонта, а также провести обучение кубинских специалистов (водителей, механиков, электриков), в т.ч. таким, казалось бы, простым вопросам, как соблюдение правил эксплуатации и регламента технического обслуживания российских автобусов. Несмотря на наличие договоренностей, кубинская сторона не спешит принимать необходимое решение. Другим препятствием является текучесть кадров и как следствие, недостаток в автобусных парках слесарей-ремонтников и другого специально обученного персонала.

Востребована и имеет хорошие перспективы автомобильная продукция марки «ГАЗ». С 2004 по 2009 гг. на Кубу было поставлено 500 легких коммерческих автомобилей этой марки и запасных частей к ним на сумму более 14 млн. дол. (в 2010 г. поставлялись только запасные части). По оценке кубинских компаний, потребность в автомобилях этой марки составляет 300-500 единиц в год.

После длительного перерыва Россия возвращается в нефтегазовый сектор Кубы. В январе 2009 г. был подписан меморандум о сотрудничестве российского «Национального нефтяного консорциума[A29]» с кубинской «Кубапетролео» (CUPET). Предполагалось участие консорциума в поисково-разведочных работах на 20 блоках, расположенных в глубоководной части исключительной экономической зоны в Мексиканском заливе, а в будущем – добыча, переработка и сбыт нефти. Пока же оценка показала высокие риски при средних и небольших размерах ожидаемых запасов и необходимость более детальной проработки проектов.

В ноябре 2009 г. российская компания ОАО «Зарубежнефть» и «Кубапетролео» подписали четыре долгосрочных (на 25 лет) на проведение геологоразведочных работ и добычу углеводородов (на двух блоках на побережье и двух на шельфе) – первые соглашения, заключенные в этой сфере между РФ и Кубой за последние 20 лет. Эти участки начали осваиваться с помощью СССР еще в 1984 г., но к концу 80-х годов работы были остановлены. «Зарубежнефть» ведет переговоры о совместной работе на кубинских нефтяных блоках с другими зарубежными компаниями, в частности, с «Петровьетнам» (Petrovietnam). Летом 2010 г. в Гаване состоялась торжественное открытие представительства ОАО «Зарубежнефть». Интерес к работе на Кубе проявила и ОАО «Газпромнефть»: в октябре 2010 г. было подписано соглашение о приобретении 30 % в действующем Соглашении о разделе продукции (СРП) у малайзийской компании «Петронас».

Определенные перспективы имеет российско-кубинское сотрудничество в сфере энергетики.

В марте 2010 г. ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» открыло представительство на Кубе для организации совместного с государственной компанией «Уньон Электрика» (Union El ectrica) предприятия «Хенерасьон Мариэль С.А.». Предполагалось, что СП в качестве пилотного проекта займется модернизацией и увеличением мощностей ТЭС «Максимо Гомес» (Maximo Gomez) в г. Мариэль. Базовым условием, инициативно предложенной ранее кубинской стороной, было предоставление для ТЭС сырой нефти на безвозмездно основе. Однако в сентябре 2010 г. Исполнительный комитет Совета министров Кубы приостановил процесс регистрации СП, настаивая на переходе от безвозмездной поставки топлива к его продаже. Другим обязательным условием стало определение «Кубапетролео» в качестве единственного поставщика сырья для ТЭС. Это существенно осложнило положение российской компании, для которой было бы предпочтительнее возможность приобретать топливо у нескольких альтернативных поставщиков.

Оценка данного проекта показала высокие инвестиционные риски, необходимость привлечения «длинных» кредитов под низкие проценты. Впрочем, организация финансирования, в том числе с государственным участием, и возврата вложенных средств – принципиальные вопросы для большинства реализуемых на Кубе проектов.

Россия проявила интерес к восстановлению участия в никелевой промышленности. В конце

2008 г. между ОАО ГМК «Норильский никель» и кубинской компанией «Кубаникель» (Cubaniquel) подписан меморандум о сотрудничестве и финансировании геологических изысканий месторождений серпентинитов на рудниках Никаро (Nicaro). Однако практические шаги по созданию совместного предприятия с кубинской госкомпанией «Коммершиал кариббеан никель» (Commercial Caribbean Nickel) по разработке никелевого месторождения сделала дочерняя компания «Альфа-групп» - «Объединенная золотая компания А1». Договор о создании предприятии и учредительные документы подписаны в сентябре 2010 г. Согласно условиям договора, 51 % в СП принадлежат кубинцам и 49 % получает «А1». Вклад кубинской стороны – это лицензия на недропользование, переработку отвальных шлаков (никелевых «хвостов») и право на землю. Возобновление присутствия российских компаний в горнорудной промышленности в свою очередь может служить стимулом для увеличения закупок российской большегрузной техники, карьерного, насосного и прочего оборудования.

В октябре 2009 г. подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства, которое предусматривает развитие контактов в области сохранения и рационального использования морских ресурсов, предотвращении незаконного промысла, проведении рыбохозяйственных исследований, развитии аквакультуры, разработке совместных проектов по рыбному промыслу, развитии технологий добычи и переработки рыбы. Подписанный документ дает возможность использовать кубинские порты для ремонта и техобслуживания российских судов. Российская сторона в свою очередь может предоставить технологии для организации рыбоводства в акватории Карибского моря, участвовать в модернизации кубинского флота, а также оказать в подготовке специалистов в области рыбного хозяйства и переработки продукции рыболовства.

По итогам заседания 9-й Межправительственной комиссии были подписаны: соглашение меду Центром генной инженерии и биотехнологий Кубы и российскими предприятиями «Фармстандарт» и «Биопроцесс» о сотрудничестве в регистрации, производстве и продаже медикаментов и вакцин; декларация о намерениях между правительствами кубинской телекоммуникационной компании «ЭТЭКСА» (ETECSA) и российскими операторами связи ОАО «Ростелеком» и ОАО «Вымпелком»; рамочное соглашение о взаимодействии между ОАО «КАМАЗ» с кубинской госкомпанией «Традекс» (Tradex) предусматривающее создание совместной торгово-сервисной компании по продаже, сервису, текущему и капитальному ремонту автомобилей КАМАЗ. «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) совместно с Внешэкономбанком и Министерство транспорта Республики Куба подписали меморандум о взаимодействии по проектированию и строительству на российских судостроительных предприятиях судов и морской техники.

Перечисленные договоренности свидетельствуют о том, что Россия постепенно наращивает торгово-экономические отношения с Кубой. В формат российско-кубинского взаимодействия вновь прочно входят кредитные отношения. Именно они во многом определяют возможности развития взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества. Как отмечалось выше, во время визита Р. Кастро в Москву (январь

2009 г.) обсуждался вопрос о выделении российской стороной трех кредитов: в размере 20, 100 и 150 млн. долларов. Соглашение о предоставлении государственного кредита о предоставлении государственного кредита до 20 млн. дол. (под 5 % годовых) дл финансирования контрактов на поставку российской продукции военного назначения и оказания услуг по ремонту вооружения и военной техники был подписано 30 января 2009 года. В июне 2009 г. правительство одобрило проект соглашения о предоставлении Кубе государственного экспортного кредита в сумме до 150 млн. дол. на 2 года под 7 % годовых для финансирования контрактов на поставку российской строительной и сельскохозяйственной техники.

Надо отметить, что определенные ограничения, для притока российских капиталовложений на Кубу на Кубу ставит проводимая в этой стране политика: инвестиции возможны лишь в форме создания совместного предприятия или иной формы ассоциации, но с превалирующей долей кубинской стороны. Сдерживающую роль играют и такие факторы, как недостаточная информированность компаний (например, нет единого Интернет-ресурса для иностранного инвестора с информацией об особенностях налогообложения, законодательства Кубы, качества рынка рабочей силы и др.), невозможность ведения дел на уровне «бизнес – бизнесу». Многие российские бизнес-структуры опасаются высоких рисков для своих вложений. Реализация проектов зачастую наталкивается на административные препоны, необходимость проведения многочисленных согласований. Несмотря на некоторые подвижки последних лет в инвестиционном сотрудничестве, перспектива его будет зависеть от экономической конъюнктуры и целесообразности. Пока наиболее крупные потенциальные ниши для реализации инвестиционных проектов видятся в участии российской стороны в программах реконструкции транспорта (железнодорожного и морского), сельскохозяйственного производства (глубокой переработки сельхозпродукции), модернизации инфраструктурных сетей (энергосистемы, строительстве и реконструкции водопроводов, газификации населенных пунктов), туристической инфраструктуры и пр. С реализацией этих и некоторых других проектов, (например, по нефтедобыче и нефтепереработке, в никелевой промышленности) связаны перспективы для наращивания для российского экспорта машинно-технической продукции.

Немалые резервы имеет партнерство в области биотехнологий и в медико-фармацевтической сфере, генной инженерии, телекоммуникаций. Особого внимания заслуживает сотрудничество в сфере высоких технологий и нанотехнологий. На третьем Международном семинаре по нанотехнологиям в Гаване в сентябре 2010 г. было объявлено о создании Центра перспективных научных исследований. Член российской делегации вице-президент РАН академик Ж. Алферов выразил заинтересованность в участии российских специалистов в работе такого Центра.

Быстрыми темпами развивается взаимодействие в области туризма. Число российских туристов увеличилось с 37 тыс. в 2009 г. до 56 тыс. в 2010 году. Этому во многом благоприятствует отсутствие необходимости оформления виз для поездок сроком до 30 дней. Регулярные авиарейсы на Кубу осуществляет компания «Аэрофлот» (в Гавану, в том числе совместные рейсы с «Кубана де Авиасьон»), а чартерные – «Трансаэро» в Гавану и Варадеро). Туристический сектор Кубы имеет высокий инвестиционный потенциал. Страна неоднократно выражала свою заинтересованность в участии России в этом сегменте и даже заявляла о готовности в порядке исключения предоставить специальные условия по долевому участию в совместных предприятиях. Речь шла о создании пяти СП (Гавана Варадеро, Кайо Коко, Кайо Антон Чико и Гуардалавака) для строительства курортно-туристических комплексов. Однако затем,

не получив своевременного отклика, кубинская сторона отказала в предоставлении площадок и «привилегированных» условий.

Постепенно возрождаются культурные связи. Важным событием стал фестиваль российских фильмов, проведенный в октябре-ноябре 2008 г. в рамках программы Дней России в странах Латинской Америки. К этому событию были приурочены выставки «Православная Русь» и «Современная Россия». Кульминацией мероприятия стало освящение храма Русской православной церкви в Гаване (первого в Карибском бассейне), построенного при содействии кубинского правительства. В январе 2009 г. при храме открылась первая на Кубе публичная библиотека с русскими книгами, работают курсы по изучению русского языка, воскресная школа, на постоянной основе организована фотовыставка, посвященная России.

В феврале 2010 г. Россия на правах почетного гостя участвовала в XIX Гаванской международной книжной ярмарке. В состав российской делегации, возглавляемой С.В. Лавровым, наряду с официальными лицами, входили деятели культуры и искусства, в кинотеатрах кубинской столицы были организованы показы российских фильмов. В дни работы ярмарки между министерствами культуры России и Кубы подписана программа сотрудничества, предусматривающая расширение прямых контактов между российскими и кубинскими организациями культуры, укрепление сотрудничества в области сохранения и восстановления исторических памятников, активизацию библиотечного обмена, совместного кинопроизводства и другие проекты.

В рамках седьмого международного конгресса «Университеты 2010» (Гавана, февраль 2010 г.) Россия и Куба подписали межправительственное соглашение о взаимном признании диплома дипломов

об образовании и ученых степеней. Также было подписано соглашение между Курским университетом и Кубинским институтом информационных наук. Университеты будут обмениваться опытом, персоналом, студентами, развивать совместные проекты научных исследований, организовывать различные академические мероприятия в интересах обеих сторон, в том числе курсы повышения квалификации и программы совместного обучения в аспирантуре для кубинских специалистов. Обмен между преподавателями и студентами предусматривает договор между МГУ им. М.В. Ломоносова и Гаванским университетом, подписанный в марте 2011 г. в ходе II встречи ибероамериканских и российских ректоров. Возобновлена практика направления государством кубинских граждан в российские вузы.

Россия неоднократно оказывала Кубе гуманитарную помощь. Так, в сентябре 2008 г. после тропических ураганов из России по линии МЧС прибыли четыре самолета с гуманитарными грузами.

В апреле 2009 г. направлено в качестве продовольственной помощи около 23 тыс. т. пшеницы.

Интенсификация российско-кубинских отношений, наблюдаемая в последние годы, показывает, что первоначальный этап адаптации хозяйственных структур к изменившимся условиям пройден. Определены основные направления сотрудничества и создана правовая основа для практической реализации достигнутых договоренностей, подписаны меморандумы и протоколы о намерениях. К сожалению, некоторые из них не получают практического развития. Большинство проектов требует «актуализации» с указанием конкретных временных рамок реализации и анализа состояния проекта, контроля над его выполнением.

Развитие сотрудничества с Кубой, несомненно, отвечает российским интересам. Близость позиций по многим международным проблемам позволяет рассматривать эту страну как хорошего внешнеполитического партнера, способного содействовать развитию отношений с Латинской Америкой. Дальнейшее укрепление торгово-экономического взаимодействия имеет неплохие перспективы не только благодаря сохраняющемуся на острове «советскому наследию», нуждающемуся в ремонте, обновлении и модернизации, который может осуществить российская сторона. И Россия, и Куба способны предложить друг другу, пусть пока в ограниченном масштабе, новые перспективные разработки для совместного продвижения на рынке современных технологий. Потенциал такого сотрудничества используется явно недостаточно.

Успех в развитии отношений во многом будет зависеть от решения вопросов финансирования, прежде всего организации системы кредитования и государственной поддержки. Механизм реализации кредитных соглашений также требует доработки и тщательной подготовки контрактов. Многие российские компании, имеющие техническую возможность для участия в проектах на Кубе, не располагают достаточными собственными средствами и нуждаются в поддержке. Очевидно, что расширение сотрудничества потребует гибкости и высокой ответственности с обеих сторон. Необходимо долгосрочное стратегическое планирование на кубинском рынке на основе принципа экономической целесообразности и взаимной выгоды.

Отношения с Кубой являются важной частью латиноамериканской политики России, которую целесообразно выстраивать используя в качестве опорных точек те страны региона, сотрудничество с которыми способен обеспечить наибольший экономический и внешнеполитический эффект. Куба входит в число таких стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: