Структура личности

В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - это ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область предсознательного - это совокупность опыта, не осознаваемого на данный момент, но потенциально активируемая сознательным усилием, это психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Бессознательное - совокупность примитивных инстинктов, эмоций и воспоминаний, подспудно, неосознанно влияющих на поведение человека, так же источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, насыщенную сексуальной энергией. З. Фрейд ее обозначил термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.[6,c-448]

В начале 20-х годов в работах ««Я» и «Оно»», «По ту сторону удовольствия» 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и как еще их принято называть «Ид», «Эго», «Суперэго».

«Оно» - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов. Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Оно» представляет собой влечения, существует с рождения и всегда целиком подсознательно. Оно представлено у Фрейда в качестве того унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, напоминающие собой старых демонов и выражающие различные безотчетные влечения человека.

«Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Я» формируется в результате контакта с внешним миром и развивается постепенно, в течение всего детства и отроче­ства. Это посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия в деле оказания влияний этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сознательная душевная жизнь преимущественно протекает в «Я».

«Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Это инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения. Формируется оно под влиянием воспитания, в первую очередь в результате отождествления себя с любимой (и ненавидимой) личностью одного из родителей. Хотя «Сверх-Я» функционирует бессознательно, оно имеет и сознательные аналоги (совесть, идеал «Я»), достигая своего развития в возрасте 4-5 лет путем переживания Эдипова комплекса.[14,c-73]

В психоаналитической философии Фрейда отношения между этими тремя инстанциями предстают как весьма сложные и многообразные. Для понимания существа этих отношений Фрейд прибегает к образным сравнениям. Оно и Я - это лошадь и всадник. Я пытается подчинить себе Оно, подобно тому как всадник предпринимает усилия по обузданию превосходящей силы лошади. В конечном счете оказывается, что если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то и Я фактически подчиняется воле Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ней, или как выражается Фрейд, Я является слугой Оно, старающимся заслужить расположение этого господина.

Не менее сложным оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствования, на другом - лик запретов, Сверх-Я, так же как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли совести или же чувства вины. Поскольку же по своему происхождению и сущностной основе Сверх-Я рассматривается Фрейдом не иначе, как в образе своеобразного «адвоката внутреннего мира», т.е. Оно, то в итоге Я оказывается в тисках многообразных и глубочайших противоречий, возникающих на почве постоянных и настоятельных требований Оно и Сверх-Я. Более того, по выражению Фрейда, «Я является несчастным существом, которое служит трем господам и вследствие этого подвержено троякой угрозе: со стороны внешнего мира, со стороны вожделений Оно и со стороны строгости Сверх-Я»[13,c-456].

Для Фрейда основной мотивационной доминантой жизни является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание(внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Фрейд считает, что существует единый перечень врожденных влечений, которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов и не могут корректироваться сознательными размышлениями и решениями. Все влечения состоят из следующих элементов:

- Источник - определенная часть тела, где возникает напряжение.

- Цель - действия, которые приводят к ослаблению напряжения.

- Стимул - количество энергии, вызывающее реализацию влечения.

- Объект - предмет, с помощью которого напряжение переходит в разрядку. Объект может быть основным или парциальным, частичным[10,c-148].

Одно из основных положений психоаналитическогo учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, иго доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка - это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: