Проблемы эффективного использования нефтегазовых доходов в России

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики. [4,C.1].

По прогнозу Министерства финансов РФ доходы федерального бюджета России от нефтегазового сектора уменьшатся почти втрое к 2023 году, нефтегазовые доходы бюджетной системы уменьшатся с 8,8 процента от ВВП в 2007 году до 3,1 процента от ВВП в 2023 году. По словам Кудрина, это будет происходить из-за массового вывода старых месторождений из эксплуатации. [18,С.1]

По оценке Минфина, на уменьшение доходов бюджета будут влиять не цены на нефть, а падение доли нефтегазового сектора в ВВП. Как ожидается, эта тенденция не изменится, даже если цены на нефть будут держаться в пределе от 120 до 150 долларов за баррель. При этом в целом, по расчетам Минфина, доходы федерального бюджета снизятся с 23,6 процента от ВВП в 2007 году до 12,9 процента от ВВП в 2023 году. [18,С.2]

На сокращение нефтегазовых доходов также будет влиять увеличение необлагаемого минимума при расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть. С 2009 года необлагаемый НДПИ минимум будет увеличен с 9 до 15 долларов за баррель нефти. Кроме того, возможность применения понижающего коэффициента при добыче нефти на месторождениях с высокой степенью выработанности, а также расширение списка территорий, добыча на которых подпадает под налоговые каникулы, также отрицательно скажется на нефтегазовых доходах бюджета. Премьер-министр России Владимир Путин предложил ввести налоговые каникулы для нефтяников в середине мая 2008 года. В частности, премьер предложил установить налоговые каникулы при разработке нефтяных месторождений на шельфе, на Ямале и в Тимано-Печерском бассейне. Позже предложение было одобрено Государственной думой и Советом Федерации[20,C.1].

В России наблюдается небольшой спад производства нефти, который произошел после достижения абсолютного рекорда по данному показателю в феврале 2008 года. В общей сложности за первые полгода 2008 года добыча нефти и газового конденсата снизилась на 0,3 процента по отношению к аналогичному периоду 2007 года.

Нефтегазовые доходы бюджета в ближайшее десятилетие сократятся на 3,5-4% ВВП, сообщил министр финансов Алексей Кудрин на конференции Академии народного хозяйства: около 2,5% по НДПИ и по 1-1,2% — по экспортным пошлинам. Предыдущее десятилетие было для России уникальным из-за комбинации трех факторов, сказал он: непрерывного роста цен на нефть, достижения ими исторического рекорда почти в $95 за баррель (средняя цена 2008 г.) и быстрого роста добычи нефти после провала 1990-х.

Когда в 2009 г. цена нефти пошла от $40 к $80, ко многим, в том числе в правительстве, вернулось настроение, что следующие 10 лет будут такими же, как предыдущие, что не соответствует реалиям, подитожил Кудрин. За минувшие 10 лет средняя цена нефти составила $48,8, указал он, и цена в $70, заложенная в бюджет 2012 г., может оказаться достаточно высокой по сравнению с ценой текущей десятилетки: «В ближайшие годы надо прийти к дефициту бюджета не более 1% ВВП при $60 за баррель». При росте нефтедобычи на 1-2% в год и экономики — на 3-5% в год доля нефтегазового сектора в ВВП к 2020 г. сократится с 25% до 14%, подсчитал Кудрин: «Это будет такая неизбежная диверсификация». [21,С.2].

Расчеты сделаны на основе прогноза Минэкономразвития: добыча будет расти гораздо медленнее, чем ВВП. По данным Росстата, в 2000-2008 гг. добыча росла в среднем на 4,5% в год. Теперь даже 1,5% роста в год — чересчур оптимистичный прогноз для десятилетки, До 2013 г. максимальный рост — 1,3-1,5%, а потом ожидается стабилизация и даже снижение. Рост обеспечат новые месторождения Восточной Сибири, для которых действуют налоговые льготы. [18,С.9 ].

Согласно прогноза Минфина, доля экспортной пошлины от нефти и НДПИ в доходах бюджета 2007-2009 гг. — 30-36%. Только в 2010 г. от обнуления пошлины на нефть Восточной Сибири бюджет недосчитается 120 млрд руб., примерно 4% от всех нефтегазовых доходов бюджета 2009 года. При действующей налоговой системе поступления в бюджет от НДПИ и экспортной пошлины будут сокращаться независимо от цены нефти, следует из расчетов Минфина. Нефтегазовые доходы перестают быть опорой бюджета: при консервативном прогнозе при ценах на нефть в $70 в 2010 г. доля нефтегазовых доходов составит 8,3% ВВП, а к 2020 г. — только 4%.[18,С.3]

Снижение нефтегазовых доходов на 4-5 п. п. ВВП ставит вопрос об оптимальных контурах налоговой системы, рассказал А.Кудрин: «Существует риск, что придется задуматься о повышении налогов». [6,С.1].

Помощник президента Аркадий Дворкович согласен, что структурные изменения экономики ударят по наполнению казны, но налоги повышать необязательно: «Все зависит от того, удастся ли сделать так, чтобы больше компаний и людей добросовестно платили налоги. А это легче делать, когда налоги ниже, а не выше». По мнению Кудрина, пока от повышения налогов «можно воздержаться, если по-умному тратить». Потенциал сокращения расходов невелик: за три года они и так сократятся на 20% в реальном выражении, сообщил Кудрин. Жесткие бюджетные ограничения заставят всех участников бюджетного процесса эффективнее расходовать средства. Трансформация ожидает и сам бюджет, он будет состоять из долгосрочных целевых программ, решающих конкретные задачи развития. [20,С.4].

Другой вариант ответа на вынужденную диверсификацию — отказ от дифференцированного налогообложения нефтяников, знает Трунин, и переход к универсальному налогу на добавочный доход (НДД) — с разницы между доходами и расходами. В правительстве вопрос о влиянии изменения доли нефтегазового сектора пока не обсуждали, говорит Кудрин, но он неизбежно встанет. Идею о замене налога Минфин на обсуждение пока тоже не выносил, сказал министр финансов[20,С.5].

На совещании с нефтяниками в Киришах в феврале 2009 г. правительство поручило Минфину и Минэнерго подготовить предложения по налогообложению нефтяного сектора. Минфин предлагал ввести НДД только на новых месторождениях, Минэнерго — на всех. Текущий вариант — для новых месторождений (уплата налога начинается только после окупаемости капитальных затрат), говорит чиновник ведомства, участвующего в обсуждении вопроса. [18,С.5].

В основных направлениях налоговой политики Минфина до 2012 г. введение НДД предполагается не раньше 2011-2012 гг.

Без учета новых регионов и Восточной Сибири налогообложение отрасли достигает 80% выручки от добычи, говорит сотрудник нефтяной компании, а инвестиционная составляющая не учитывается в формуле пошлины: «Переход на систему уплаты налогов с доходной части — решение проблемы». С учетом льгот по НДПИ и экспортной пошлине уровень нагрузки в Восточной Сибири, стимулирующий, но такие разовые льготы могут легко отнять, беспокоится его коллега. «Мы уже видим, что принято не очень хорошее, но вряд ли долговременное решение об обнулении пошлин на нефть, добываемой в Восточной Сибири», — говорит Трунин. [18,С.7].

Каким образом НДД позволит стабилизировать доходы бюджета от нефтяного сектора, не совсем понятно: НДПИ и пошлину компании платят в зависимости от цены нефти и независимо от издержек, что стимулирует контролировать затраты, а НДД, как и любой налог на прибыль, стимулирует раздувание расходов. [18,С. 4].

Подытожив, можно сказать, что мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем:

- нефтегазовые доходы перестают быть опорой бюджета;

- доходы федерального бюджета России от нефтегазового сектора уменьшатся почти втрое к 2023 году из-за массового вывода старых месторождений из эксплуатации;

- на уменьшение доходов бюджета будут влиять не цены на нефть, а падение доли нефтегазового сектора в ВВП;

- на сокращение нефтегазовых доходов также будет влиять увеличение необлагаемого минимума при расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть;

-возможность применения понижающего коэффициента при добыче нефти на месторождениях с высокой степенью выработанности, а также расширение списка территорий, добыча на которых подпадает под налоговые каникулы, также отрицательно скажется на нефтегазовых доходах бюджета;

- снижение нефтегазовых доходов на 4-5 п. п. ВВП ставит вопрос об оптимальных о повышении налогов;

Таким образом, при анализе нефтегазовых доходов напрашиваются такие выводы:

1. Доля нефтегазовые доходы поступивших в федеральный бюджет резко увеличивается в 2008 году на 51,5%, однако в 2009 году сокращается на 32%. Это обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс»;

2. В связи с повышением объёмов доходов федерального бюджета на 19,2% в 2008 году, доля нефтегазовых доходов в общем объёме доходов федерального бюджета в 2008 году повышается на 10,1%, а затем снова падает до 40,7 % в 2009 году.

3. Доля же не нефтегазовых доходов в 2008 году в связи с этим в снижается на 10,1%, а в 2009 году увеличивается соответственно на 6,6%

4. Наибольший удельный вес в структуре нефтегазовых доходов федерального бюджета занимают налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и вывозные таможенные пошлины на нефть сырую.

5. Наибольший темп роста нефтегазовых доходов наблюдался в 2008 году – 51,5%. Такой скачок произошёл из-за роста объемов добычи природного газа и газового конденсата и отсутствием зависимости ставки налога от мировых цен на природный газ.

6. В 2009 году наблюдалось резкое снижение доходов относительно предыдущего года – на 32%. Это произошло из-за более низких темпов роста цены на нефть марки «Юралс».

7. Темп роста доходов в 2009 году относительно 2007 года составил в целом 3%;

8. использование нефтегазовых доходов осуществлялось в следующих направлениях:

-в 2007 году 1593,7 млрд. руб. со счёта по учёту нефтегазовых доходов были зачислены в Стабилизационный фонд РФ для обеспечения нефтегазового трансферта;

- в 2008 году средства от нефтегазовых доходов были использованы следующим образом:

- зачислены на обеспечение нефтегазового трансферта в объёме 2135,0 млрд.руб.;

- зачислены в Резервный фонд в сумме 1 150,64 млрд.руб.;

- в фонд Национального благосостояния в объёме439,58 млн. руб.;

- в 2009 году - на обеспечение нефтегазового трансферта было зачислено на единый счет федерального бюджета 2 531,13 млрд. рублей;

- остаток поступлений от нефтегазовых доходов в сумме 488,49 млрд. рублей перечислен в Резервный фонд Российской Федерации.

-с 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: