Императрица вдохновлялась идеей просвещенной монархии. О просвещенной монархии в XVIII в. писали Вольтер, Руссо и другие просветители1. В те времена многие полагали, что история совершается
1 Просветители — мыслители XVIII в., которые высказали идеи о «естественном равенстве людей», боролись за установление политической свободы в обществе, отмену сословных привилегий, гражданское равенство людей перед законом, иными словами — «за царство разума». Просветители говорили о необходимости образования и распространения научных знаний. Многие просветители выступили против мракобесия, предрассудков. Они высмеивали и бичевали произвол и деспотизм. Крупнейшими просветителями являлись: Дж.Локк — в Англии; Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций — во Франции; Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер, И.В.Гете — в Германии; Т.Джефферсон, Б.Франклин, Т.Пейн — в Северной Америке.
поступками великих людей: полководцев, государственных сановников и, конечно, монархов, от которых зависит процветание или несчастье государств.
|
|
Просветители негодовали на несуразности, произвол, несправедливости окружающей их жизни, но они думали, что просвещенный правитель сможет все это изменить. Нужно лишь издать совершенные законы и смотреть, чтобы они строго исполнялись. Тогда сильный не сумеет обидеть слабого, богатый не будет тянуть последние жилы из бедного. А слабый и бедный не покусится из зависти на имущество и положение богатого. Восторжествует общественное равновесие, всеобщее благо.
Навязывать порядок только принуждением, считали лучшие умы XVIII столетия, нельзя. Это деспотизм. Необходимо убеждать людей, что законы и порядок нужны для общего блага. А убедить можно лишь образованных подданных, у которых развит разум. Поэтому главный инструмент исправления общества — это просвещение. Чем больше будет школ, университетов, книг — тем лучше.
Постепенно, по мере охвата общества просвещением, монарх должен расширять права и свободы подданных. Но спешить с дарованием прав и свобод не стоит, чтобы не попасть в положение дрессировщика, спустившего неприрученного медведя.
Идеям просвещенного абсолютизма пытались следовать многие европейские монархи, в частности переписывавшийся с Вольтером прусский король Фридрих II. Просветителям и образованным коронованным персонам XVIII в. хотелось создать «союз мыслителей и королей» во имя разума и общего блага.
Но в реальности это плохо удавалось. «Властитель дум», «некоронованый король Европы» Вольтер не мог ужиться в своем отечестве с «королем солнцем» Людовиком XIV и его наследником Людовиком XV, потому что он постоянно убеждался, насколько слова французских монархов расходятся с делами. В жизни короли, скорее, руководствовались знаменитой фразой Людовика XIV: «Государство — это я!» Погостив у Фридриха II, увидев произвол чиновников в стране, дикую муштру в армии, «грязь» придворной жизни, Вольтер весьма разочаровался в «просвещенном абсолютизме» прусского образца.