Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по темам «Зима» и «Дикие животные». Обогащение словаря лексикой, обозначающей ощущения, эстетические оценки. Обучение составлению рассказа по картине. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Картина «Кто как зимует», подносики с тонким слоем манки, предметные картинки с изображениями диких животных, алгоритм описания животного, контейнер с чистыми сосками, контейнер для использованных инструментов.
Предварительная работа. Заучивание загадок о диких животных, разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом».
|
|
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы занятия. [Развитие навыков звукобуквенного анализа, тонкой моторики, тактильных ощущений.]
Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает пройти к столу, на котором лежат картинки с изображениями диких животных1 и стоят подносики с тонким слоем манки.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о диких животных наших лесов, рассмотрим картину, на которой они изображены, и составим рассказ по ней. А сейчас послушайте первое задание. Посмотрите насвои картинки. Напиши букву, с которой начинается название твоего животного, Даша.
1 Нищееа Н. В. Дикие животные. Кннжка-раскраска. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
Ребенок выполняет задание.
1-й ребенок. Я написала букву В. Это первая буква в слове вояк.
Логопед. А ты напиши последнюю букву слова своего слова, Вадик.
2-й ребенок. Я написал букву А. Это последняя буква в слове лиса.
Логопед. Ваня напишет предпоследнюю букву своего слова.
3-й ребенок. Я написал букву К. Это предпоследняя буква вслове белка.
Логопед. И, наконец, Арина напишет первую букву своего слова.
4-й ребенок. Я написала букву Б. Это первая буква в слове барсук.
Логопед. Вы отлично выполнили задание. Я горжусь вами!
Логопед убирает подносы.
2. Рассматривание картины «Кто как зимует» 1. [Создание эмоционального фона для восприятия картины.]
Логопед приглашает детей к мольберту, на котором стоит картина, и дает детям минуту для ее свободного рассматривания.
Логопед. Вы рассмотрели картину, а теперь вспомните загадки о животных, изображенных на ней.
1-й ребенок. По снегу бежит — петляет.
|
|
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
Дети отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.
2-й ребенок. Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустеет никогда
У меня кладовка.
Дети вновь отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.
3-й ребенок. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Дети отгадывают загадку и дают объяснения.
4-й ребенок. День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые толчком.
Дети отгадывают последнюю загадку и дают необходимые объяснения.
3. Беседа по картине. [Развитие диалогической речи.]
Логопед организует беседу по картине, с помощью указки привлекая внимание детей к отдельным ее фрагментам.
Логопед. Картина называется «Кто как зимует». На ней изображены животные в зимнем лесу. Давайте расскажем про зимний лес. Какой он?
Дети. Лес дремучий, заснеженный.
Логопед. Где лежит снег?
Дети. Снег лежит на земле, на ветках деревьев, на елочках.
Логопед. Что вы видите на снегу?
Дети. На снегу видны следы зверей.
Логопед помещает на мольберт уже знакомую детям схему описания животного, закрыв последние три прямоугольника.
Логопед. Расскажите о животных, которых вы видите на картине, используя уже знакомую вам картинку-подсказку.
1Животные. Мир природы. -СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
1-й ребенок. На толстом суку сосны я вижу рысь. Это большая лесная кошка. Она серая, пятнистая. У нее кисточки на ушах и пушистый хвост.
2-й ребенок. На этой же сосне сидит белочка. Это маленький зверек. У нее серенькая шубка, короткие передние и длинные задние лапки, пушистый хвостик. Белочка держит в лапках желудь.
3-й ребенок. Справа под деревом я вижу двух волков. Они стоят в глубоком снегу. Они большие, серые. Один волк что-то высматривает, другой нюхает следы на снегу.
Логопед. Наверное, волк обнюхивает следы зайца, который только что пробежал здесь.
4-й ребенок. Под елочкой прячется зайчик. У него пушистая белая шубка, длинные ушки, косые глаза. Зайчик убегал от волков, устал, а теперь отдыхает.
Логопед. Теперь расскажите о тех животных, которых мы видим на заднем плане.
1-й ребенок. В глубине леса мы видим лося. Он большой, темно-коричневый. У него ветвистые рога, белые «чулки» на ногах. Лось грызет кору осинки.
2-й ребенок. Справа в глубине леса мы видим лису. Она небольшая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и остренькие ушки. Лиса охотится на мышь, подпрыгивает, чтобы схватить ее.
Логопед. Кого еще вы видите на картине?
3-й ребенок. На картине нарисованы птички. На заснеженном кустике сидит синичка.
4-й ребенок. На ветке сосны мы видим клеста. Он лущит сосновую шишку, достает из нее семена.
Логопед. Вы хорошо рассказали про зимний лес и составили рассказы о животных. А теперь давайте отдохнем.
4. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».
Логопед приглашает детей пройти на ковер, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику.
У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках — по
Есть нора — одному пальцу на каждое двустишие.
надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то
Всем тепло, уютно в нем. ударяют кулачками друг о друга.
В. Пальчинскайте
5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние животные»).]
Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже знакомые им упражнения. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.
|
|
6. Сообщение логопедом плана рассказа. [Развитие речевого слуха.]
Логопед вновь приглашает детей на стульчики к мольберту, привлекает внимание детей к картине.
Логопед. А теперь послушайте план рассказа. Один из вас опишет зимний лес, который нарисовал художник. Второй расскажет о диких животных, которых мы видим на переднем плане. Третий расскажет о животных, изображенных на заднем плане. И четвертый повторит рассказ целиком.