Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Транспорт». Совершенствование навыков звукового и слоговою анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе, согласование числительных два и пять с существительными). Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений. Совершенствование навыка «печатания».
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации движений, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимании, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
Оборудование. Магнитная доска, палочки и полукруги для составления букв на магнитной доске, тетрадь № 2, «Мой букварь» и красные флажки по числу детей, контейнер с цветными карандашами, фишки, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиенические салфетки, предметные картинки с изображениями транспорт, резиновый мяч среднего размера.
Предварительная работа. Выполнение упражнения «Два и пять» на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Совершенствование навыка слогового анализа слов]
Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает занять места около стульчиков, стоящих вокруг стола.
Логопед. Сядет тот, кто вспомнит название транспорта с заданным количеством слогов. Я буду прохлопывать слова, а вы вспоминать названия транспорта,
Логопед прохлопывает слоговую структуру слов, а дети подбирают слова с заданным количеством слогов.
2. Игра «Подними флажок». [Развитие фонематического восприятии.]
Логопед достает контейнер с красными флажками.
Логопед. Послушайте стихотворение и определите, какой звук слышится в конце некоторых слов.
Логопед читает стихотворение, акцептировано произнося звук [ы].
На глазах у детворы
Улетают ввысь шары.
Дети. Это звук [ы].
Логопед. Давайте произнесем этот звук все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук [ы].
Логопед. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды для воздуха. Как вы думаете, звук [ы] — гласный или согласный?
Дети. Гласный.
Логопед. Верно. Его можно петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Красным.
Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по красному-флажку. Вы будете поднимать его, как только услышите звук [ы].
Ы, и, а, ы, у, ы, о, э, ы, и.
Мы, ба, ын, им, ты, пи, ым, ан.
Мышь, губы, вилка, рыжий, рыть, сидеть, толстый, синий, рынок,
Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ы].
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
3. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]
Логопед убирает флажки.
Логопед. А сейчас — уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы подумаете, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Т, ы. Что получилось?
1-й ребенок. Ты.
Логопед. Верно. Получи фишку. М, ы. Что получилось?
2-й ребенок. Мы.
Логопед. Правильно. Восьми фишку.
Аналогично приводится работа по синтезу слогов и слов: вы, ды, дым, бык,
Логопед вместе с детьми определяет победителя и награждает его наклейкам на тетрадь
4. Работа то книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Ы. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия.]
Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 49.
Логопед. Посмотрите ни картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
На глазах у детворы
Улетают ввысь шары.
В каких словах этого стихотворения есть звук [ы]
Дети. Детворы, шары, ввысь.
Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на букву слева от картинки, Это буква Ы. Под ней вы видите красный кружок. Что это значит?
Дет и. Значит, буква Ы обозначает гласный звук [ы].
Логопед. Верно, Давайте найдем на картинке в нижней части страницы предметы, в названиях которых есть этот звук.
Дети находят и называют нарисованные предметы.
Логопед. Молодцы! Вы быстро выполнили это задание. А теперь пройдите к магнитной доске и составьте каждый по одной букве Ы.
Дети проходят к доске и составляют по одной букве Ы.
Логопед. Какие детали вам потребовались для этого?
Дети. Мы взяли две палочки и полукруг.
Логопед. Как расположены эти элементы?
Д е т и. Сначала мы поставили палочку, справа внизу от нее — полукруг, потом еще одну папочку.
Логопед убирает буквы с доски.
Логопед. А теперь вернитесь за стол, садитесь, переверните страницу. Давайте, почитаем, что написало рядом с зелеными кружками.
1-й ребенок. Ты.
2-й ребенок. Пы.
3-й ребенок. Ны.
4-й ребенок. Мы.
1-й ребенок. Ды.
2-й ребенок. Бы.
3-й ребенок. Вы.
4-й ребенок. Дым.
1-й ребенок. Бык.
2-й ребенок. Коты.
3-й ребенок. Дубы.
4-й ребенок. Батоны.
1-й ребенок. Бидоны.
2-й ребенок. Вагоны.
Логопед. Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними.
3-й ребенок. Бидоны.
4-й ребенок. Вот хата. У хаты тын. У тына дубы.
1-й ребенок. У Никиты ноты. На, Нина, ноты.
2-й ребенок. Тын.
Логопед. Обратите внимание, слова Никита и Нина написаны с заглавной, большой буквы. Почему?
Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.
Логопед. Давайте все вместе прочитаем предложения.
Дети. Вот хата. У хаты тын. У тына дубы. У Никиты ноты. На, Нина, ноты.
Логопед. Молодцы! А теперь закройте буквари.
Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.
5. Физкультурная пауза «Машины». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Транспорт»)]
Логопед убирает тетради, контейнер с карандашами и приглашает детей пройти на коврик. Дети встают в круг и выполняют упражнение.
6. Игра «Один и много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных). Развитие ловкости.]
Логопед берет в руки мяч
Логопед. А теперь - игра «Один и много». Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне. Автобус.
1-й ребенок. Автобусы.
Логопед. Трамвай.
2-й ребенок. Трамваи.
Логопед. Самосвал.
3-й ребенок. Самосвалы.
Логопед. Корабль.
4-й ребенок. Корабли.
Логопед. Какие слова из привнесенных вами заканчиваются звуком [ы]?
Дети. Автобусы, самосвалы.
Логопед убирает мяч.
7. Работа втетради № 2. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Букву Ы.
Логопед. Верно. А вот картинок рядом с ней нет, потому что в русском языке нет ни одного слова, которое начиналось бы с этой буквы. Поэтому и буква тоже одна. Заглавной буквы Ы нет. Раскрасьте букву. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Красный, потому что буква Ы — гласная.
Дети раскрашивают букву.
Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые. Давайте напишем букву Ы. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз палочку, потом справа от нее полукруг и на небольшом расстоянии от него еще одну палочку. Напишите четыре буквы по точкам. Слова и предложения мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
8. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р].]
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется 3—4 раза. Затем дети произносят слова, слегка помогая себе ватными палочками («Будем говорить правильно», стр. 83).
9. Упражнение «Два и пять». [Совершенствование грамматическою строя речи (согласование числительных два и пять с существительными).]
Логопед приглашает детей выйти па ковер и раскладывает картинки с изображениями транспорта.
Логопед. Возьмите каждый по одной карточке, на которой изображены две машины, и скажите, что у вас нарисовано.
1-й ребенок. Два самолета.
2-й ребенок. Два автобуса.
3-й ребенок. Два самосвала.
4-й ребенок. Два трамвая.
Логопед. Верно. Теперь возьмите карточки, на которых изображен этот же транспорт, сосчитайте его и скажите, сколько у вас всего машин.
1-й ребенок. Пять самолетов.
2-й ребенок. Пять автобусов.
3-й ребенок. Пя ть самосвалов.
4-й ребенок. Пять трамваев.
Дети. Хорошо. Молодцы!
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делили сегодня, какие игры и упражнения им понравится кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.