Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря но теме «Мебель». Совершенствование навыков слогового и звукобуквенного анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыка чтения слогов и слов. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления; артикуляционной, тонкой и обшей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Наборное полотно, картинки с изображениями мебели, схемы слов, музыкальный мячик, резиновый мяч среднего размера, рисунки по числу детей, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиенические салфетки, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, контейнеры с гречкой, карточки с контурным изображением стула.
|
|
Предварительная работа. Упражнения в назывании частей мебели на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Сообщение темы занятия. Совершенствование навыков слогового и звукобуквенного анализа слов.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, организует приветствие и предлагает детям выбрать по одной картинке из контейнера. С картинками в руках дети подходят к столу, на котором лежат схемы слов (рис. 31).
Логопед. Положите картинки перед собой. Внимательно посмотрите на схемы, лежащие на столе. Квадраты обозначают количество слогов в слове. Кроме того, на каждом квадрате написана гласная буква, которая есть в этом слоге. Подберите схему к названию выбранной вами мебели и положите ее под свою картинку.
Дети выполняют задание. Логопед следит т правильностью его выполнения и предлагает детям прокомментировать свои действия.
1-й ребенок. У меня на картинке шкаф. В этом слове один слог и одна гласная буква А.
2-й ребенок. У меня на картинке стол, В этом слове один слог и одна гласная буква О.
3-й ребенок. У меня на картинке стул. В этом слове один слог и одна гласная буква У.
4-й ребенок. У меня на картинке полка. В этом слове два слога и две гласных буквы О, А.
Логопед. Замечательно! Я горжусь нами. Сегодня мы продолжим разговор о мебели и поиграем в новые игры.
2. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]
Логопед убирает картинки и схемы и достает музыкальный мячик.
Логопед. Давайте поиграем с музыкальным мячиком и соберем семейку слов к слову стол. Я качу мячик одному из вас и задаю вопрос. Вы отвечаете на вопрос одним словом и катите мяч мне обратно. Как назвать маленький стол?
|
|
1-й ребенок. Столик.
Логопед. Как называется комната, где завтракают, обедают, ужинают?
2-й ребенок. Столовая.
Логопед. Как называется крышка стола?
3-й ребенок. Столешница.
Логопед. Как называют игры, в которые играют, сидя за столом?
4-й ребенок. Настольные
Логопед. Отлично. Это было очень трудное задание.
3. Упражнение «Закончи рисунок». [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, топкой моторики.]
Логопед убирает мячик, достает рисунки в полосе и раздает их детям (рис. 32).
Логопед. Посмотрите на рисунки, которые я раздала. На них нарисована мебель. Вы должны закончить рисунок, не нарушая последовательности чередования мебели.
Дети выполняют задание, логопед выясняет у них, почему они рисуют тот или иной предмет.
Логопед. Очень хорошо. Дома вы можете раскрасить свои рисунки и использовать их как закладки.
4. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Мебель».)]
Логопед приглашает детей выйти на коврик и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
5. Упражнение с мячом «Образуй слово» [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах со стечением согласных.]
Логопед берет в руки мяч.
Логопед. А сейчас новая игра. Я называю слово со звуком [ж] и бросаю вам мяч. Вы образуете от него слово, отвечающее на вопрос «Какой?», и возвращаете мяч мне. Я надеюсь, мы будете произносить звук [ж] правильно. Дождь.
1-й ребенок. Дождливый.
Логопед. Лыжи.
2-й ребенок. Лыжный.
Логопед. Книга.
3-й ребенок. Книжный.
Логопед. Вьюга.
4-й ребенок. Вьюжный.
Логопед. Какие же вы молодцы! Похлопайте себе.
6. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р].]
Логопед пригашает детей к зеркалу, предлагает протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется 3-4 раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру на «Моторчике»
7. Работа в тетради № 1. [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [к] – [г] – [х] в словах).]
Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что вы видите?
Дети. Буквы К, Г, X и картинки: колобка, гнома, хлопушку.
Логопед. Верно. Раскрасьте предметы, а потом прямыми линиями соедините их с буквами, с которых начинаются их названия.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу,
8. Отгадывание загадок о мебели. [ Развитие речевого слуха, мышления. ]
Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами и помещает на наборное полотно предметные картинки с изображениями мебели.
Логопед. Я поставила перед вами картинки, которые помогут вам отгадать мои загадки.
Четыре братца под одной крышей стоят.
Что это?
Дети. Это стол. У него четыре ножки. Они одинаковые, как братья, и все стоят под одной крышей — столешницей.
Логопед. Верно.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы сидели много рад.
Дети. Это стулья. У них есть ножки и спинки, на них можно сидеть.
Логопед. Отлично.
9. Игра-соревнование «Кто скорее?» [Развитие тонкой моторики, тактильной чувствительности.]
Логопед убирает картинки и раздает детям карточки с контурным изображением стула.
|
|
Логопед. Напоследок я хочу предложить вам поучаствовать в соревновании. Посмотрим, кто первым выложит контур стула гречкой.
Дети выполняют задание и определяют победителя.
10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям ссыпать гречку в контейнеры и убирает карточки и контейнеры. Он положительно оценивает деятельность всех детей и предлагает им перечислить понравившиеся игры.