студенты зачастую сразу начинают подергивать плечами, ежиться, потирать руки и уши, ударять одной ногой о другую. Они забывают, что в первую очередь нужно вспомнить подлинное ощущение мороза, который вначале может быть приятным, бодрит, а затем постепенно подмораживает ноги, руки, уши, нос.
Кроме того, ощущение мороза индивидуально. Один зябнет и страдает, другому мороз доставляет удовольствие.
Вот еще несколько начальных упражнений.
Вхожу в комнату: а) с мокрыми руками после мытья или стирки; б) с грязными руками после топки печи; в) с намыленным лицом, потому что в разгаре умывания кончилась вода в умывальнике; г) после того как намазал порез на пальце йодом и т. п.
Поискать физическое самочувствие при таких обстоятельствах: а) гвоздь в туфле; б) жмут ботинки; в) устал, хочется спать, а спать нельзя (на дежурстве); г) пришел в чужой дом в мокрой одежде, наследил; д) в ожидании вкусного обеда, когда очень хочется есть; после вкусного обеда уснул в кресле; разбудил звонок телефона; никак не могу выйти из сонного состояния; е) хочется курить, а папирос нет; ж) собираюсь на поезд, опаздываю.
|
|
Стр. 105
Поискать самочувствие больного, если: а) болит голова; б) болит зуб; в) вырвали зуб; г) простудился, кашляет, чихает; д) высокая температура; е) растянул сухожилие на ноге, прихрамывает; ж) попала соринка в глаз; з) укусила оса.
В этих упражнениях студенты обычно начинают наигрывать самочувствие. Мы, убирая наигрыш, разъясняем, что не нужно стараться сразу показать результат, т. е. конечную форму данного самочувствия, а следует искать путь, которым это самочувствие накапливается.
Например. Жмут ботинки. Вначале, когда их надеваешь, может показаться, что они впору. Затем выясняется, что они жмут, но терпеть можно, а в конце концов они причиняют такую боль, что ходить в них нельзя.
Впрочем, в каждом случае должно быть найдено свое оправдание и каждый студент должен проделать это упражнение по-своему.
Упражнения исполняются так, чтобы действие было главным, а физическое самочувствие ему сопутствовало.
Например. Я собираюсь на очень важный для меня вечер. Надеваю новые ботинки, и выясняется, что они жмут. События (предлагаемые обстоятельства), происшедшие до выхода студента на сцену, будут влиять на то физическое самочувствие, с которым он входит на сцену.