Упражнения идут без слов. Отсутствие слов должно быть оправдано обстоятельствами этюда (например: незнакомы, в ссоре). Но не надо молчать во что бы то ни стало и превращать молчание в неправду. Если захочется говорить — говорите! В упражнении «Незнакомы» надо иметь в виду, что в жизни, когда вас кто-нибудь интересует, мы редко разглядываем его впрямую, а стараемся наблюдать за ним так, чтобы он этого не заметил.
Когда нам ясно, что отношения найдены нерно, мы прерываем этюд и предлагаем этой же паре второе, а иногда и третье отношение. Если упражнение не получилось, проверяем, думали ли они на сцене по существу происходящего. Например, и упражнении «Незнакомы, но интересуются друг другом» возникли ли у него догадки по поводу нее, а также что думала она о нем. Затем повторяем ятюд, предложив думать по существу происходящего.
Вот еще пример этюда. Скамейка в сквере. На ней сидит девушка. У нее в сумочке сто рублей, скопленных на покупку пальто. Девушка ждет подругу, которая обещала помочь ей выбрать пальто. На скамейку садится молодой человек. Лицо девушки кажется ему знакомым, и он начинает вспоминать, где он ее видел. Его пристальные взгляды возбуждают в ней беспокойство.
Стр. 144
Она начинает бояться, как бы он не вырвал сумочку, и уходит.
Этюд не получился, потому что исполнительница сразу начала наигрывать заданное отношение. Не успел ее партнер подать ей повод для беспокойства, как она стала его бояться. Ее ошибка в том, что у нее было заранее придумано отношение к партнеру, в то время как отношение должно было родиться здесь, на сцене, в зависимости от его поведения. Если бы в его поведении не было ничего подозрительного, отношение ее стало бы другим, но правдивым, естественным и возникло бы здесь, на сцене.
В других упражнениях отношения между партнерами могут быть заранее известными, так как люди знакомы. Например, два студента, проходя, здороваются так, как если бы: а) они были близкие товарищи; б) педагог и ученик; в) один был другому должен и не мог отдать долг; г) не помнили точно, знакомы ли, здоровались на всякий случай.
Или юноша и девушка здороваются так, как если бы она: а) была еще школьница, девочка; б) выросла и стала красивой девушкой.
Другая пара здоровается так: а) как если бы он предлагал пожениться, она ему ртказала; 6) как он поздоровался бы с врачом, который его вылечил; в) как он