рассматривал, не видел предмета. Первый студент подробнейшим образом рассказывает о назначении предмета, его форме, цвете и тех особенностях, которые он в нем заметил. Кроме того, мы просим его поделиться своими соображениями о характере владельца предмета. Второй студент его проверяет и указывает на то, чего не заметил первый. Затем второй передает первому свой предмет и рассказывает о нем. Первый его проверяет и дополняет. Такие упражнения проделывают все студенты, каждый со своим предметом.
Далее мы предлагаем осмотреть, что надо отремонтировать на стенах, потолке, полу, дверях, окнах, мебели комнаты. Осмотрев, студенты рассказывают об этом, не глядя на объекты. Товарищи их проверяют, ибо сначала, по большей части, рассказ не соответствует истинному положению вещей, и только проделав ряд упражнений, студенты начинают верно описывать виденное.
Цель этих упражнений добиться того, что К. С. Станиславский называет «...учиться на сцене смотреть и видеть, слушать и слышать»1.
|
|
Для того чтобы помочь учащимся сосредоточить свое внимание на объекте, мы создаем атмосферу соревнования, подзадориваем каждого к тому,
1 К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр.10,.
Стр.43
Чтобы Он услышал и запомнил как мбжно больше звуков, шумов, разговоров или увидел как можно больше подробностей в рассматриваемых предметах. Тем, кому это меньше удается, мы предлагаем снова проделать упражнение.
Продолжая занятия, мы, например, даем задание рассмотреть и послушать две пары часов, с тем чтобы студент рассказал о разнице в их внешнем виде, ходе и, если знает товарищей, угадал, кому эти часы принадлежат. Даем рассмотреть монету, затем смешиваем ее с несколькими такими же и предлагаем найти ту монету, которую он рассматривал. Другие его проверяют.
Некоторые упражнения придумываются в зависимости от того, кто и что находится в помещении для занятий. Например, очень быстро, в несколько секунд, сосчитать, сколько брюнетов и блондинов в комнате, сколько предметов квадратной формы и сколько круглой, сколько портфелей, сумочек, книг, тетрадей, кто не брит, не причесан, и т. п.
В упражнениях другого типа; похожих на игры, можно поставить стулья по кругу, числом на один меньше, чем студентов, участвующих в упражнении. Один из студентов читает вслух статью в газете, остальные гуляют внутри круга из стульев. Когда студент прочитает заранее условленное понятие, соответствующее «большому» или -