Заключение

По определению В. Ключевского, история России есть история ее колонизации, постепенного заселения Восточно-Европейской равнины славянскими племенами, двигавшимися с юго- запада, со склонов Карпат. Причем эта колонизация осуществлялась переселением разрозненных племен, каждое из которых под воздействием новых условий вырабатывало свой жизненный уклад. Отсюда деление русской истории на этапы, внешне имеющие мало общего, и значительные различия в характере культуры и искусства разных удельных княжеств.

Древнерусское искусство – драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного расцвета и могущества Киевской Руси продолжалась вплоть до монгольского нашествия. И в монументальной живописи, и в иконописи звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни. В различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля хранится около трех десятков икон домонгольского периода.

Развитие древнерусского зодчества в XII—XIII веках характеризуется необычайным творческим подъемом. Можно сказать, что в это время архитектура Древней Руси переживала период своего расцвета. В разных русских землях идёт общий процесс переосмысления традиционной византийской системы крестовокупольного храма и поиск самобытных национальных архитектурных форм.

И. Грабарь назвал Россию «страной зодчих». Действительно, памятники древнерусской архитектуры, монастыри и храмы развертываются в пространстве с широтой и мощью, немыслимой в тесноте европейского ландшафта.

Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила распространение во всех православных странах. Но нигде иконопись не достигла такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа. Культ иконы (от греч. eikon — изображение, образ) заро­дился во 2в. и расцвел в 4в.; древнейшие сохранившиеся иконы относятся к 6в. Икона на Руси есть проникнове­ние в мир сверхъестественный через предмет материального мира.

За редкими исключениями, в древнерусском искусстве не получила развития скульптура. Обычное объяснение, что церковь не поощряла создание «идолов», оказывается недостаточным. Вероятно, исключительное чувство пространства не сопровождалось у русских мастеров «даром формы». Не случайно столь явное распространение плоскостных декоративных форм: вместо круглой статуи — рельеф, резные и расписные деревянные изделия, рельефные полихромные изразцы, вышивка, золотое шитье, басма, чеканка и «золотая наводка» по металлу.

Литература

1. Борев Ю.Б. Эстетика. Учебник. Москва. Высшая школа. 2002г.

2. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб., ЛИТА, 2000г.

2. Всеобщая история искусств. Под общей редакцией Колпинского Ю.Д., Ротенберга Е.И. Москва. Искусство. 1962г.

3. Вся история искусств. Пер. с итальянского и научная редакция Котельникова Т.М. Москва, Аст. Астрель. 2007г.

4. Ильина Т.В. История искусства. Западноевропейское искусство. Учебное издание. Москва. Высшая школа. 1993г.

5. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Учебник для вузов. Москва. Академический проект. 2009г.

6. Крейн В.Н. Сокольникова Н.М. История стилей в искусстве. Москва. Гардарики. 2006г.

7. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей. Москва. Эксмо. 2009г.

8. Низовский А.Ю. 500 чудес света. Памятники всемирного наследия Юнеско. Москва. Издательский дом «Вече. 2011г.

9. Чернецова Е.М. История изобразительного искусства зарубежных стран. Программа-конспект. ЗНУИ. Москва 1994г.

Электронные источники:

1. www.yandex.ru. Видео.


Приложение

Рис. 1. Софийский собор в Киеве

Рис.2. Софийский собор в Новгороде

Рис.3. Церковь Покрова на Нерли. 1165

Рис. 4. Успенский собор Московского Кремля. 1475 – 1479. Архитектор Аристотель Фьораванти

Рис.5. Теремной дворец царя Алексея Михайловича. Воссозданная копия

Рис.6. Феофан Грек. Успение Богоматери. Ок 1392

Рис.7. Андрей Рублев. Троица. 1425 – 1427

Рис.8. Андрей Рублев. Спас. Начало 15 в.

Рис.9. Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: