Грамматические и смысловые признаки синтагмы; синтаксические связи и отношения

К решению проблемы синтагмы, к её тщательному и всестороннему изучению, лингвисты, по сути, ещё не приступали, хотя в плане формирования структуры и содержания речи она является основной организующей единицей. Не менее важна её роль в формировании и развитии всех видов речевой деятельности, особенно чтения с адекватным пониманием содержания.

Рассматривая структуру предложений с предполагаемой единицей их формирования – слово, словосочетание или синтагма – не то что можно, а приходится констатировать, что предложения, как и текст в целом, имеют синтагматическую природу: они составляются из синтагм и на их же основе воспринимаются. Изучение синтагматической структуры текста лишь укрепляет в мысли, что формирование предложений и текста в целом осуществляется не на словесном уровне и не на уровне словосочетаний, а путём линейного наращения синтагм, последовательно несущих одномерные фрагменты содержания. В каждой синтагме, наращиваемой в процессе речи, есть грамматически ключевое слово, вокруг которого объединяются в единый структурно-смысловой речевой блок все её слова. На уровне ключевых слов между синтагмами устанавливаются синтаксические и смысловые связи. Так что в грамматическом отношении её ключевое слово является главным в ней компонентом, выступая в качестве основы внутрисинтагматических и межсинтагматических связей и отношений. Часто оно является главным и в смысловом плане, но это не обязательно. Смысловая важность её компонентов определяется коммуникативными целями и соответствующей интонацией, грамматическая роль определяется установившимися законами кодирования.

Главным в смысловом отношении может быть не только субъект или его действие, но и различные объекты, их качества и признаки или различные обстоятельства действия, т.е. любой компонент, независимо от его грамматической роли и конкретных грамматических показателей. При сочинительной связи в синтагме может быть несколько ключевых слов – столько, сколько их объединено этой связью.

Синтагма может включать два и более синтаксически связанных знаменательных слов, но может состоять из одного слова, если субъект речи полагает, что его достаточно, чтобы в сочетании с другими синтагмами отразить необходимое содержание. Такая синтагма конкретизируется благодаря её межсинтагматическим связям и отношениям с другими синтагмами. Её объём определяется характером передаваемого содержания и психологическими особенностями субъекта речи. Слова в синтагме могут быть связаны любым видом синтаксической связи. Она может соответствовать предикативному центру и даже полному простому предложению. Например, известное сообщение Юлия Цезаря можно рассматривать как одну синтагму: Пришёл, увидел, победил. Особенно наглядно – без каких-либо пауз – звучит в настоящее время это послание-синтагма на латинском языке: Veni, vidi, vici. В речи Цезаря, возможно, было три синтагмы, лаконично передающие его значительность в ответе на вопрос сената относительно того, как была достигнута победа над понтийским царём Фарнаком. В современном же восприятии все три глагола (три действия) едины, и их единство характеризует человека, легко добившегося чего-либо. Дескать, всё получилось просто.

Грамматическая природа синтагмы определяется частеречной принадлежностью её ключевого слова. Они могут быть именные, глагольные или наречные. В некоторых языках, например английском, частеречная принадлежность конкретного слова определяется не самим словом как элементом словарной системы языка или единицей его грамматической системы, а на основании его речевой функции, с учётом его синтаксической позиции. Грамматический омоним здесь может выступать как существительное, прилагательное или глагол. В позиции подлежащего слово квалифицируется как существительное, в беспредложной позиции перед существительным оно воспринимается как прилагательное, а в позиции сказуемого – как глагол.

Это положение нашло отражение в словарях английского языка, где существительные, прилагательные и глаголы часто представлены не отдельными статьями, как, например, в русском или украинском языке, а в качестве разных смысловых и грамматических значений одного и того же слова. В других языках благодаря их флективной природе частеречная принадлежность слова определена уже в словарной системе языка и не представляется такой вариативной, как в английском.

Существительное в синтагме выполняет важную смысловую и структурную задачи, что вполне естественно, если учесть, что окружающий мир представлен самыми разными реалиями, которые и составляют его основу и содержание.

Всех нас окружает мир реалий, понятий и представлений. Да и сами люди и их язык – реалии окружающего мира. Цель существительного – отразить предметное содержание мира. Однако, учитывая особенности отражения картин мира, вместо имени существительного в его функции может использоваться тот или иной его речевой эквивалент. Имя существительное первичный лексический материал. Чтобы появился признак, качество, действие или состояние, должна появиться реалия, которая в языке представлена именем существительным, отражающим сущностные признаки реалии.

Роль прилагательногокак средства передачи отличительного акцидентного признака или аналогичного качества реалии позволяет сделать речь более точной и конкретной. Прилагательное помогает быстрее разобраться и легче ориентироваться в мире однотипных реалий путём выделения их на основе их актуальных акцидентных признаков.У прилагательного может быть речевой эквивалент, выполняющий аналогичную функцию.

Глагол отражает изменения, даже малейшие движения, а также состояния реалий в мире. Любое действие он соотносит со временем, конкретной ситуацией, модальностью и часто с субъектом действия или его объектом. Поэтому роль его в речи при отражении непрерывного движения не менее важна, чем роль существительного, а в структурном отношении глагол является даже

более важным компонентом, что объясняется преобладанием у него грамматических признаков и категорий по сравнению с любой другой частью речи, которые обеспечивают ему более широкие синтаксические связи со словами других морфологических категорий. Он отражает действия, движение и время, что делает его грамматическую роль более наглядной, чем роли слов любой другой части речи.

Наречие и его различные речевые эквиваленты позволяют предельно конкретизировать самые разные обстоятельства и ситуации, в которых находятся действующие (или испытывающие действие) реалии.

Синтагмы как речевые блоки могут быть смысловые (основное назначение которых – формировать и конкретизировать содержание) и грамматико-смысловые (не только передающие конкретное содержание, но и образующие необходимые аналитические формы, например, сложные формы времён в соответствующем языке, пассивные конструкции, сочетания глаголов с послелогами и многие др.).

Построение речи осуществляется с помощью внутрисинтагматической и межсинтагматической связи. Первая устанавливается между словами в синтагмах, которые спонтанно порождаются в сознании субъекта речи, вторая возникает между ключевыми словами синтагм при их линейном наращении.

По характеру межсинтагматической связи можно выделить смысловую и грамматическую связь, а по её направленности – вертикальную и горизонтальную. Грамматическая и смысловая связь проявляется как по горизонтали, так и по вертикали, охватывая и то и другое направления. Все виды подчинительной связи представляют вертикальное направление, отражающее грамматическую иерархию объединяемых синтагм. Предикативные и сочинительные объединения представляют горизонтальную связь синтагм.

Смысловая связь выступает как собственно смысловая (при синтаксически связанных компонентах), опосредованная (возникающая между синтаксически не связанными компонентами, группирующимися вокруг ключевых слов, на основании связи между ключевыми словами) и ассоциативная.

Виды связи реализуются не отдельно друг от друга, а в единстве: грамматическая и смысловая. В отличие от собственно смысловой и опосредованной ассоциативная связь выступает только в горизонтали – при аналогиях, сравнении, сопоставлении, пояснении. Например, в следующем контексте из научной речи:

Предложение не строится непосредственно из слов / или словосочетаний, // оно является промежуточной речевой структурой оформления текста, // занимающей позицию / между минимальной речевой единицей / и высказыванием. // Предложения структурируют текст / с целью облегчения его синтагматического членения и восприятия. // Синтагмы формируют все речевые единицы / и текст в целом. // Как, укладывая кирпич к кирпичу, / каменщик строит все этажи / и тем самым дом, / так и субъект речи / при помощи синтагм / постепенно / одно за другим / формирует все предложения / и одновременно / текст как завершённую единицу.

Последние десять синтагм, отмеченные жирным шрифтом, связаны с предыдущей речевой структурой ассоциативной связью, соотносящей их содержание с уже высказанным. Ассоциативная связь даёт логическое основание для включения отмеченного фрагмента в связную речь, причём в конкретном месте речевой структуры.

Таким образом, естественно, что не все синтаксически связанные слова входят в одну и ту же синтагму. Некоторые из них входят в разные синтагмы, и тогда их связь следует квалифицировать как межсинтагматическую, а сами эти слова – как грамматически ключевые. С их помощью осуществляется синтаксическая связь синтагм.

Межсинтагматическая связь позволяет субъекту речи, наращивая синтагмы, сочетать их в более крупные структурно-смысловые объединения (фразы и сообщения – в устной речи и предложения, высказывания и тексты – в письменной). Осознание этой связи позволяет читателю разобраться в содержании текста. Рассмотрим внутрисинтагматические и межсинтагматические связи приводимого ранее предложения:

Проснувшись рано, //

В окно увидела Татьяна //

Поутру побелевший двор, //

Куртины, / кровли / и забор, //

На стёклах лёгкие узоры, //

Деревья в зимнем серебре, //

Сорок весёлых на дворе //

И мягко устланные горы //

Зимы блистательным ковром.

В нём 11 синтагм. Жирным шрифтом выделены их ключевые слова. В двух последних подчёркнуты слова, связывающие эти синтагмы межсинтагматической связью. Они являются ключевыми и способствуют продолжению структурно-смысловой связи синтагм в предложении. Грамматическую природу каждой из синтагм и внутрисинтагматические связи и отношения можно охарактеризовать так:

Проснувшись рано – по ключевому слову – глагольная синтагма, компоненты её связаны по смыслу и подчинительной связью (примыкание), с передачей обстоятельственных временных отношений;

в окно увидела Татьяна – глагольная синтагма, ключевой её компонент увидела связан предикативной связью со словом со значением субъекта (Татьяна)и подчинительной (именное примыкание) – со словоформой в окно; слова Татьяна и в окно непосредственно между собой не связаны ни синтаксически, ни по смыслу, но оба они сочетаются с ключевым словом увидела, в результате чего между ними возникает опосредованная смысловая связь и передаётся значение действия, его субъекта и способа действия;

поутру побелевший двор – именная синтагма с подчинительной связью (побелевший двор – согласование; поутру побелевший – примыкание), качественно-обстоятельственные отношения; между словами поутру и двор отсутствует смысловая и грамматическая связь, однако благодаря их связи со словом побелевший все они составляют одну синтагму;

куртины, / кровли / и забор – три однокомпонентных именные синтагмы, которых, по мнению субъекта речи, в окружении других синтагм достаточно для передачи конкретно-ситуативного значения; Это не языковые компоненты (не слова с их обобщённым значением), а речевые единицы, потому что обозначают они конкретные реалии, наблюдаемые субъектом действия в их взаимосвязи и сосуществовании с другими;

на стёклах лёгкие узоры именная синтагма, ключевое слово узоры имеет два неоднородных определения лёгкие и на стёклах, согласованное и несогласованное; согласованное определяют ключевое слово (лёгкие + узоры), а несогласованное определяет словосочетание с ключевым словом (на стёклах + лёгкие узоры), определительные отношения; слова на стёклах и лёгкие сочетаются в единое целое благодаря их связи с ключевым словом узоры, непосредственно между собой они не связаны;

деревья в зимнем серебре – именная синтагма, ключевое слово – деревья, оно имеет постпозитивное несогласованное определение, выраженное сочетанием в зимнем серебре; определительные отношения; не связаны синтаксической связью деревья и в зимнем;

сорок весёлых на дворе – именная синтагма, ключевое слово сорок, которое тоже имеет постпозитивные согласованное (весёлых) и несогласованное (на дворе) определения; определительные отношения; не связаны между собой слова весёлых и на дворе;

и мягко устланные горы –именная синтагма, ключевое слово горы, имеющее препозитивное согласованное определение, выраженное сочетанием причастия устланные и примыкающего к нему наречия мягко; передаются определительно-обстоятельственные отношения; не связаны синтаксически слова мягко и горы;

зимы блистательным ковром – именная синтагма, ключевое слово ковром, имеет два препозитивных определения: согласованное блистательным и несогласованное зимы; синтаксически не связаны между собой слова зимы и блистательным.

Относительно структуры синтагм можно сказать, что в каждой синтагме есть слова, которые непосредственно синтаксически и по смыслу между собой не связаны, но благодаря их связи с ключевым словом синтагмы между ними возникает опосредованная смысловая связь, в результате чего синтагма выступает в качестве единого структурно-смыслового блока.

Синтагматическую структуру данного предложения, последовательное линейное наращение синтагм и межсинтагматические связи можно представить в виде схемы. Цифрами указана очерёдность синтагм. Стрелками обозначена межсинтагматическая подчинительная связь между синтагмами. Линиями (в виде тире) между синтагмами (с 3 по 10 синтагму) обозначена сочинительная межсинтагматическая связь. На схеме последовательно представлены все синтагмы, из которых составлено предложение в результате их линейного наращения.

Как видим, не отдельные слова и словосочетания, не “лексические распространители”, а именно синтагмы сформировали предложение.

В каждой синтагме есть грамматически ключевые слова. На их основе осуществляется связь синтагм в речи. Это межсинтагматическая связь, которая позволяет объединить все синтагмы в общую структуру, в одно предложение, в одну связную речь. Синтаксически ключевыми словами синтагм, позволяющими осуществить межсинтагматическую связь, являются: проснувшись – увидела – двор – куртины – кровли – (и) забор – узоры – деревья – сорок – (и) горы (устланные) – ковром.

Внутрисинтагматическая связь представлена между компонентами синтагм, состоящих из двух и более слов. Она позволяет объединить эти слова в каждой из синтагм вокруг её ключевого слова в одно целое, в единый структурно-смысловой блок, максимально конкретизируя и уточняя содержание синтагм. Последние, присоединяясь одна к другой, создают структуру предложения и его содержание. Конкретное грамматическое значение синтагм не существенно для их статуса и квалификации. Оно может быть непредикативным или предикативным.

Слова в синтагмах объединяются вокруг ключевых слов. Благодаря последним устанавливается синтаксическая и смысловая связь между синтагмами как едиными смысловыми блоками и формируется единое содержание.

Как видим на материале данного примера, вполне наглядно отражён тот факт, что функции отдельных слов как знаменательных единиц исчерпываются на уровне синтагм. Ключевые слова при объединении синтагм выступают не самостоятельно, они представляют синтагму. Это те звенья синтагматической цепочки, которые, связываясь одно с другим, создают единую цепь синтагм, т.е. синтагматическую структуру речи. Общее содержание предложения слагается из содержания всех синтагм в результате их последовательного наращения. В предложении в качестве объединяющей выступает вторая синтагма. Её ключевое слово увидела занимает главную речеорганизующую позицию среди ключевых слов первых десяти синтагм. С ключевым словом первой синтагмы (проснувшись) оно связано подчинительной связью (примыкание); отношения временные. С ключевыми словами последующих восьми синтагм оно связано управлением, придавая им значения наблюдаемых прямых объектов.Его грамматические связи и отношения заканчиваются на десятой синтагме. Но не обрываются окончательно. Потому что в десятой синтагме, помимо ключевого слова (горы), связанного со второй синтагмой и с предыдущими семью синтагмами через ключевые слова двор, куртины, кровли, забор, узоры, деревья, сорок, – имеется компонент, объединяющий её с одиннадцатой синтагмой. Это слово устланные, управляющее ключевым словом последней синтагмы ( ковром ). Благодаря этой связи между синтагмами возникают объектные отношения, развивающие опосредованную смысловую связь.

Как видим, данное предложение образовано путём последовательного наращения двух глагольных и девяти именных синтагм с использованием межсинтагматической подчинительной и сочинительной связи между ключевыми компонентами с передачей обстоятельственных и объектных отношений, что способствует появлению опосредованной смысловой связи между синтаксически не связанными синтагмами, а также формированию содержания предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: