Нарцисс

В работах 90-х годов это прослеживается. Начинает этим играть. Казалось бы, видим только переднюю часть фигуры. Но нет ни малейшего сомнения в том, что есть вся остальная фигура.

Призвание Матфея. Направленный источник света поначалу больше интересует Караваджо как средство моделирования формы. Потом станет главным в его художественном открытии.

Сцена призвания Матфея, занимавшегося сбором податей. В место, где он подсчитывал деньги, являются два неизвестных человека, один из которых выдергивает одного из сидящих и приглашает его к себе. Призывает.

Пространство ограничено стеной. Стол. Пять человек. Входящие в тени. Поток света идет над их головами. Еще один источник света бьет им в спину. Из этих двоих пришедших в комнату один стоит к нам спиной, а второй осознается нами благодаря профилю и выброшенной вперед рукой.

Из сидящих за сторолом только один их видит и понимает,что происходит. Остальные – стражники – смотрят за спину входящих – на свет. Другие считают деньги.

Оказывается, что перед нами диалог двоих: входящего, которого мы не видим, и сидящего, которого мы видим хорошо.

Визуальный ряд современников Караваджо – костюмы стражников, одежда Матфея. Отличны одеяниями входящие в комнату. Перед нами мизансцена, поставленная художником как режиссером.

Выбор сценических средств ориентирован на то, чтобы зритель почувствовал себя участником сцены. Барьера нет – ни пространственного, ни визуального, -- узнаваемые люди и костюмы. Перед нами драма, осуществляемая малым количеством средств. Огромную роль играет свет: поток света прямым лучом падает на лицо Матфея. И по профилю Христа, загораясь на его руке. Удивительный жест, которому нельзя сопротивляться. Жест властителя.

Удивленный жест Матфея – понимает призыв, но не понимает сути. Удивительный жест апостола Петра (его спина) – жест вопроса. Он не знает истины.

Удивительная работа принципиально нового характера. Приближает событие, максимально опрокидывая его в современную действительность. Использует новые художественные приемы. Дополнительный элемент – тень – линия между светом и тенью, на фоне которой появляются Христос и Петр. Эта линия дословно стрелой направлена на Матфея – объект драматургии.

Мученическая смерть апостола Матфея. Пытается создать картину мученической смерти, передавая драматургию через набор зрителей и свидетелей. Соединяются две реальности – земная и небесная. Наступающая смерть становится поводом к принятию мученичества, к переходу в свиту Христа на небесах, о чем говорит фигура ангела, передающего Матфею пальмовую ветвь – символ мученичества.

Алтарная композиция очень интересная.

Первый вариант. Матфей – крестьянин-простак, простолюдин, не ведающий, но абсолютно верующий. Его рукою водит ангел, он посредник. Суть именно в его чистоте и простоте.

Но это оказался перебор. Грязные пятки на переднем плане современников достали окончательно. Называли «чудовище».

Второй вариант. Прекрасно понимал законы конъюнктуры. Матфей превратился в мудреца, эффект простолюдина исчез, пишет сам, ангел просто диктует, писать уже может сам. Более отстраненная концепция святого. (Композиция в форме вопроса.)

Последний заказ в Риме в 1605 году, через год Рим покидает.

Участие в оформлении капеллы в церкви Санта Мария дель Пополо – знаменитая старая римская церковь.

Мученическая смерть апостола Петра и призвание Савла.

Алтарная композиция Вознесение Марии была отдана Аннибале Каррачи – соперник и противоположного направления художник – абсолютная идеализация натуры, а не ее реабилитация.

Какбы Караваджо ни открещивался, он прекрасно знал своих предшественников. Он уходил дальше, но приемы письма связаны с венецианской традицией, и композиции не с неба упали.

Взял идею для распятия Петра взял у Микеланджело.

Петр до последнего сопротивляется распятию, демонстрируя силу духа.

Караваджо располагает крест по диагонали, создавая динамику происходящего. Ощущение начала движения по вертикальной установке креста происходит у нас на глазах. Сопротивляется Петр – пытается до последнего удерживать нормальное положение в пространство. Работает эффект погребного освещения. Максимально заливающий свет направлен слева. Максимально освещается фигура Петра. Фрагментарно освещены фигуры тех, кто устанавливает крест, чтобы создать впечатление динамики происходящего.

Призвание Савла. Опять есть у Микеланджело.

Караваджо обрезает картину над крупом лошади. Композиция – лежащий Савл и стоящая лошадь (слуга пытается удержать лошадь). Парадоксальная постановка. У Микеланджело лошадь отскакивает, эта только вздрагивает. Зачем тогда композиция. Точка зрения в картине определяется положением слуги. Весь круп лошади залит светом. Скользит, выявленный художником с виртуозностью, и со всей силой обращается к земле, освещая Савла, ослепленного в этот момент.

Что это за свет? Свет божественный. Караваджо абсолютно достоверно демонстрирует нам божественный призыв, выразившийся в потоке света, с силой сбросивший Савла на землю. Круп лошади нужен был, чтобы показать высоту падения. Так композиция воспринимается особенно остро – Савл упал головой к нашим ногам. Свет выявляется тем, как он скользит по крупу лошади и явлен со всей объективностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: