Бернини, автопортрет

Черты универсальности. Занимался живописью, но не был в ней силен. Умел держать кисть в руках тем не менее. Был неплохим графиком, архитектором и скульптором. Хорошо образован, писал стихи, был очень начитан и относился к тогдашней интеллектуальной элите. Серьезные глубокие гуманитарные знания.

Частный заказ папского кардинала Шипиона Боргезе для виллы Боргезе. Четыре статуи на античные сюжеты. Анхис и Эней. Аполлон и Дафна и Похищение Прозерпины. Плюс Давид.

Эти работы стали настоящим событием художественной жизни Рима. Принесли известность дотоле неизвестному художнику и открыли возможности для его карьеры. Был представлен папе и введен в Ватикан.

С сер. 20-х годов альянс с папским двором (Урбан VIII).

Три работы из четырех двухфигурные. Сразу постановка задачи, выходящая за рамки классического ренессансного понимания.

Давид – возможность сравнить с предыдущими редакциями. Принципиальное отличие – в выборе мотивации, в самой концепции. У Микеланджело человек, концентрирующийся перед броском, у Бернини – совершение броска.

М. – сосредоточение, Б. – стихия. Решает Давида в очень динамичной концепции – как штопор ввинчивается в пространство. Напряжен, выкручивая пращу.

У Давида М. главная точка зрения – фронтальная, а здесь этой точки нет. Это было спровоцировано заказом – скульптура для сада, свободно стоящая. А М. предполагалась для фасада.

У Б. пространство становится активным фактором концепции. Характер пластической обработки.

Уже в ранней работе выступает как виртуоз, очень тонко чувствующий поверхность мрамора. Он стремится создать эффект живой плоти, а не безразличной пластической формы, выражающей характеристики лепки тела.

Самая знаменитая – Аполлон и Дафна.

Весь набор основных принципов скульптуры барокко. Первый принцип – выбор сюжетной линии. Выбирает кульминацию – преображение. Погоня, наполненная драматическими переживаниями. Дафна сопротивляется, обращается к небесам и на глазах Аполлона превращается в лавровое дерево. В момент, когда он ее достигает, она покрывается корой. Это зрелище происходит у нас на глазах. Выбирается кульминация.

Две фигуры находятся в неразрывном единстве. Постановка не имеет точки зрения – круговой обзор. Постоянно видоизменяется, активно взаимодействуя с пространством.

Отрицается ренессансный подход о замкнутости формы. Контуры размыкаются, растворяются, нельзя описать единой контурной линией. Эффект живописности. Еще больше, чем в Давиде показывает свое отношение к мраморной поверхности. Каждой тело обладает своей природой.

Плутон и Прозерпина — популярная, много ее повторов. С формальной точки зрения свои черты. Многоплановость и многоракурсность. Но нет той степени драматического накала. Нет метаморфозы. Все закончилось благополучно – он похитил, но она стала женой, а не лаврушкой. Продолжение истории сводит драматизм на нет.

Папа Урбан VIII.

Первый заказ папский – сень над престолов в Сан-Пьетро. С 24 по 33 годы, после завершения фасада. Делается главным скульптором собора.

Четыре статуи, дополняющие центральное пространство. Вокруг сени в пилонах ниши.

Сам делает статую сотника Лонгина.

Как бы входит в конфликт с этим пространством. Не подчиняется нише, как в Ренессансе, а выдвигается, выходит за ее границы. Ведет себя как свободно стоящая.

Религиозный заказ. После Тридентского собора актуализируются темы активной религиозной жизни, ранее сошедшие на нет.

Изображая Лонгина, изображает человека, с которым случается преображение. Только не с телом, а с духом. Изобразить корой невозможно. Показывает, как он держит копье с губкой и в этот момент случается это преображение. Душевная работа творится у нас на глазах.

28 год – начинает работу над надгробием папы Урбана. Завершается после его смерти (Урбана). Центральная оконечность собора, справа от кафедры Петра.

В этом надгробии Бернини спокойно справляется с проблемой сочетания материалов, которую завалил Аманати.

Хорошее знание предшественников – форма саркофага в капелле Медичи у М. Только они не сползают, а спокойно опираются. Треугольная композиция.

Портрет.

Бюст Шипиона Боргезе. Характерный, яркий, интересный человек – эпикуреец.

Меняется структура портрета – стремление передать не только внешнее, но и характеристика личности. Нет фронтальности. Плечевой пояс и голова развернуты, верхняя пуговица расстегнута, рот приоткрыт, кардинальская шапочка сдвинута на бок. Все вместе – раскрытость и незашоренность.

Портрет возлюбленной Б. Констанции Буоналетти.35 г.

Принципиально новый. Уходит от классической античной постановки. Глубоко интимный образ. Раньше заказные и официальные. Здесь живой и наполненный чувственностью Уже сам ворот рубашки расстегнут, рот приоткрыт, сильно развернуто лицо, распахнутые глаза, дующий ветер. Открытое лицо.

Бюст кардинала Ришелье. Заказ из Франции. 40 год.

Бернини в тот момент еще не ездил в Париж, приедет, когда Ришелье уже умрет. Живописный источник – фиксационный портрет Филиппа де Шампеня (в НГ в Лондоне). На основе этого портрета создает.

Перед нами государственный деятель. Застегнутый на все пуговицы, с регалиями, с приподнятой головой. Воля, интрига, гос. Личность.

Портрет Луи XIV. 65 г. Сделал во Франции, когда ездил туда выполнять архитектурный заказ.

Создает образ величайшего европейского монарха, создавшего самое совершенное на тот момент государство, подчинившего себе религиозную власть, не подчинившийся Ватикану, хоть и оставившего Францию католической.

Блистательный парадный портрет. Вводит все то необходимое, что усугубляет его значимость. Можем сказать только, что он великий властитель. Смотрит еще выше, чем Ришелье – в даль. Вознесен. Роскошный парик, великолепное кружево и плащ, наброшенный на латы. Добавляет ему стихийную мощь.

Папский врач Габриэль Фонсэ. 68-75 гг. Сан-Лоренцо ин Лючина. Надгробный портрет.

Показательный – с одной стороны это несомненно портрет. С другой – он введен в контекст – располагается в храме. Главное – вера в Бога. Общение с Богом – красная нить в католическом регионе. Изображен в состоянии молитвы. Предстоящий в храме, участвует в службе, как и другие в этом храме. Искренне молится. Выходит из ниши в реальное живое пространство. Барочная скульптура вообще не хочет мириться с предназначенной ей пространственной зоной.

Лекция 3. 19.03.12014

Бернини, Экстаз св. Терезы подробный разбор. С цитатой из нее и описанием «оргазма».

Тереза на облаке. Ритм складок. Заливание этого всего золотыми лучами, подчеркнутыми льющимся сверху настоящим светом.

Начало барокко, предшествовала ему только Аполлон и Дафна его же.

В 19 в. отношение к св. Терезе сильно изменилось. Решено в рамках бесспорной концепции – использование языка физической реальности с попыткой передать через нее нефизическое.

Классицистам такой подход был непонятен – он противоречит идее классицистического характера, основывающегося на концепции идеальной формы и максимально обобщенных характеристиках. В основе этого специфического произведения лежит, якобы, эротическое начало. Возникла в XIX в.

Так трактовать проще, а на самом деле был контекст того же Тридентского собора.

70 годы. 71-74 гг. Делает еще один алтарный образ, изображая не столь знаменитую женщину по имени

Лодовика Альбертони.

Заказ для оформления одной из капелл в римской церкви Сан Франческо а Рипа в Трастевере.

Здесь ни архитектуру алтаря, ни дополнительных элементов, что видно. Сзади дурацкая алтарная картина.

Она ничего не получала в рамках экстаза, только умирала и пережила что-то, в результате чего была канонизирована.

Лежит на смертном одре и переживает экстаз, отправляясь к Богу.

Интересное основание ложа – красной ковер из гранитной породы. Работа с цветными породами – важная составляющая для стиля барокко. И это блистательный пример понимания.

Она впечатляет, но не в такой степени, как Экстаз св. Терезы.

С одной стороны, театральная постановка – важный момент. Здесь не произошло создания атмосферы. С др. стороны, экстаз – исключительное событие, дающееся не каждому, а смерть – неизбежность для каждого.

Это как разница между Аполлоном и Дафной и похищением Прозерпины. Нет той напряженности драматического переживания.

Нет той силы воздействия, как у Экстаза св. Терезы. Есть восторг от мастерства и постановки, но смерть – это не так эффектно. Высокий художественный уровень, но меньшая значимость.

Сквозная тема, проходящая через все творчество Бернини, -- городские ФОНТАНЫ.

Все это папские заказы. Геральдические знаки.

Явление не новое и актуальное. Источник воды, демонстрация уровня жизни города. Барокко демонстрирует, что его эта тема начинает увлекать.

Городской фонтан оказывается одной из малых архитектурно-скульптурных форм, реабилитирующих открытые пространства площадей. Раньше этого не было. Фонтаны средневековья и Ренессанса с точки зрения градостроительной постановки нет смысла – не играют этой роли.

Пластическая концепция.

Фонтан Аманатти во Флоренции – не нашел средств, способных объединить в единый ансамбль его задумку.

Фонтаны барокко в большинстве своем в одном материале. Хотя умение сочетать материалы – не проблема для барокко.

Знаменитый ансамбль Тритона на площади Фарнезе в Риме. Камерный, не самый большой. Сведен к одной постановке в силу малой масштабности.

Блистательный пример пластического подхода. Условно декоративная тема, обыгрывающая особый мир форм, связанных с персонажем морской стихии, -- Тритоном. Сидит на гигантской раковине, распластанной и вибрирующей, сложной конфигурации. Трубит в малую раковину.

Постановка за счет фигур четырех рыб, скрутивших хвосты для создания основания гигантской раковины. Один пластический мотив переходит в другой.

Ничего нельзя изъять из этой постановки – ни рыбу, ни раковину, ни Тритона. Все взаимосвязано. Прекрасный пример композиционного единства, построенного на пластических формах. Долго делали.

Баркачча на Пьяцца ди Спанья в Риме. 27-28 гг. У основания склона горы, на вершине которой стоит Сан Тринита аль Монте. Здесь был склон. Необходимость создания лестницы появилась в 40-е годы, а построили Испанские ступени уже в 18 в.

Уникальность фонтана – очень низкий по напору. Художественное решение в виде затопленной лодки, отсюда название «Лодочка».

Бернини выступает как скульптор с архитектурным чутьем. Конфигурация фонтана – две ванны – большая овальная и малая – лодка – из бортов ее вода переливается в большую.

Малый напор воды определил форму двух переливающихся ванн.

Кульминация – пластически осмысленная форма лодки, которая сама по себе ближе к архитектурной форме, а не к человеку или животному. Этот лаконизм и усиленная пластика самой формы лодки – главный мотив, через который он решает этот уникальный фонтан в его карьере.

Оформление фонтанами Пьяцца Навона, где были задуманы три фонтана – центральный Четырех рек и два боковых – Негра и Нептуна. Нептуна сделал Бернини.

Фонтан Четырех рек – уникальное произведение и в области фонтанной проблематики. Использует египетский обелиск, который многократно присутствует в городских монументах. Именно 17 век запустил эти склады египетских фрагментов в использование.

Мировая география, преображенная распространением христианства. Соединение мотивов архитектурного геометризированного обелиска и основания с аллегорическими образами рек, персонифицирующими страны света.

Здесь тоже нет большой высоты подъема воды, но есть новый аспект: Бернини создает основание композиции в виде скалистой формы, покрытой растительностью в среде которой четыре человеческие фигуры, воплощающей эти реки и струи воды, низвергающиеся из расщелин скалистой породы.

Вода ведет себя естественно – она не художественно артикулирована взметающимися вверх струями, а встраивается в этот художественный ансамбль своей естественной природой, коррелируя со скалой, в расщелины которой просачивается. Беспрецедентно.

Обращение к нетипично скульптурной проблематике. Скульптура с самого начала работает с самым богатым платическим материалом – с человеческим телом. Антропоморфность скульптуры.

Бернини, уже в самом начале творчества показав, что его интересует более сложная природа пластического выражения и разнообразие. Дафна, превращающаяся в дерево – кора, ветки, листья. А здесь он вообще погружается в эту новую сферу – скалистая порода, растения на ее поверхности. Воду не надо изображать, пусть она участвует в этом спектакле.

Фонтан Нептуна. Интересен тем, что мы можем сравнить с решением аналогичной темы у Аманатти. Это не было понятно скульптору Возрождения, и совершенно элементарно для Бернини. Нептун вкручивается в пространство, нет фронтальности. Прекрасно дополняется тритонами, из раковин которых истекают струи воды.

Первая большая работа Бернини в соборе св. Петра – оформление алтаря сенью над престолом, где он продемонстрировал специфический подход, соединяющий скульптурное и архитектурное начало.

В большей степени архитектурная тема, осмысленная с точки зрения скульптуры. Сень сделана из бронзы с золотой наводкой.

Сложная декорировка, прорисовка более светлыми деталями. Более светлая тональность – покрытые позолотой орнаментальные элементы. По сути вся покрыта орнаментикой, выполненной в ювелирной технике. Это неслучайно. Это связано с работой со зрителем.

Сценография собора Св. Петра начинается с моста Сант-Анджело. Разные аспекты, сменяясь держат человека в напряжении. Все это подтверждается в интерьере, когда тебя приводят к Сени. Выбор материала неслучаен.

Держит наше напряжение до конца – даже подойдя к ней вплотную и перестав видеть колонны и сень, мы видим орнаментику. Беспрецедентное решение.

Художник вводит столько средств. Цель достигнута, но вещь продолжает вас держать – переключаемся на ее непосредственное разглядывание. Но даже насытившись, мы продолжаем смотреть. Видим в глубине еще кое-что – два папских надгробия.

Переключаемся и движемся к апсиде. Оконечность пространства центральной оси. Впечатляющая постановка, составленная из нескольких бронзовых фигур с элементами позолоты, располагающихся у подножия чего-то типа трона. Снизу предстоящие и фланкирующие трон, а сверху – новое зрелище – исходящее сияние, в центре которого голубь – Дух Святой, сходящий с небес, источая божественное сияние, окрашивающее золотом клубящиеся облака, постепенно визуализирующие фигуры ангелов и святых, летящих в этих облаках. Межу 57 и 66 годами – мемориальный памятник – кафедра апостола Петра – место, с которого Петр проповедовал в Риме в базилике, стоявшей на месте этого собора.

Этот раритет перешел в новый собор и был переукрашен. Бернини ввел в эту композицию микеланджеловское окно с витражом, в который он включил Святого Духа.

В конце жизни получает заказ на статуи для моста Сант-Анджело. Папа увидел, и их тут же перенесли в церковь Сан Андреа делла Фрате – частично строил ее Борромини.

Остальные статуи по его эскизам сделали в мастерской и закончили после смерти Бернини. Нынешние статуи на мосту Сант Анджело с формальной точки зрения не берниниевские, а его учеников.

Алтарная композиция в Соборе Св. Петра, посвященная встрече папы Льва I и Аттилы. Благодаря папе был остановлен вмешательством Небесных сил. Сделана Аль Гарди (?)

В десятилетие охлаждения отношений Бернини и папского двора. Место Бернини занял Аль Гарди. Несопоставим совершенно, но этот алтарь – одно из самых удачных произведений. В этом рельефе скульптор следует тем же принципам, что мы видели в круглой скульптуре. Создает динамичную, драматически насыщенную пластическую композицию. Весь набор регистров. От горельефа до сплющенного рельефа, рожденного кватроченто.

Ученики – например, Антонио Рагги, делавший статуи на мосту Сант Анджело.

Его рельеф, посвященный смерти св. Цецилии. В церкви на площади Навона, посвященной св. Агнессе. Насыщенная динамичная композиция на переднем плане.

70-е годы – статуя на мосту Сант-Анджело.

Ангельская армия, внезапно остановившаяся на парапете по дороге к собору св. Петра. Фигура, стоящая в свободном пространствве. Монофигурные композиции.

Невероятная адекватность этому открытому свободному пространству. Естественно и интересно воспринимается с разных точек зрения, потому что принципиально пространственна.

Именно эпоха барокко запустила скульптуру в свободное пространство, показала, насколько активно скульптура может вести себя в открытом пространстве – площадей, садов.

Еще ученик Бернини – ДЖУЛИАНО ФИНЕЛЛИ.

Прямой продолжатель дела Бернини.

Работает с Бернини с 20-х годов. Связан с портретом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: