Задание 13. Представьте учебные пособия (тренажеры) по русскому языку для организации индивидуальной траектории обучения учащихся и определите систему работы с ними.
Примерный ответ
Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.
Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Тренажеры охватывают основные предметные линии начального образования: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология и искусство.
Помогают:
младшим школьникам – с пользой провести время, проверить свои силы перед контрольной работой, легко и с удовольствием наверстать упущенное в школе;
учителям – разнообразить уроки современным дидактическим материалом, обеспечить индивидуальный подход в обучении, а также получить надежного помощника в проведении и подведении итога тематических тренингов, олимпиад, предметных недель, открытых уроков, контрольных работ;
|
|
родителям – без усилий мотивировать дополнительный тренинг ребенка по основным школьным предметам на компьютере в домашних условиях.
Тренажеры разрабатываются с учетом возрастных особенностей младшего школьника и с соблюдением санитарных требований при работе за компьютером.
Самостоятельно выполняя задания с помощью тренажеров, учащиеся могут закрепить полученные на уроках знания. Также задания из сборников самостоятельных работ и тренажеров могут служить для диагностики усвоенных учащимся знаний.
Тренажеры по учебным предметам помогут справиться с трудностями, возникающими у ребенка при прохождении учебных предметов. Если ребенок постоянно допускает ошибки в написании слов, нужно обратить внимание на тренажеры по русскому языку. В них подобраны специальные упражнения, которые помогут школьнику отработать основные приемы грамотного письма. Работа со словарными словами, подбор проверочных слов и пр. с помощью тренажеров, построенных на специальных методиках, обязательно даст положительные результаты.
Данное пособие представляет собой тренажер по русскому языку для учащихся 2-4 классов, на котором они могут отрабатывать навыки грамотного письма. Пособие расширяет лексический запас ребенка, что дает возможность ему быстро ориентироваться в изучаемом материале, подбирать проверочные слова. Ученик может работать с тренажером «один на один». Такая работа не только развивает самостоятельность, но и позволяет ему проводить самооценку. Учителю пособие даст возможность быстро подобрать материал к уроку, провести контрольные срезы, а родителям - проверить знания ребенка.
|
|
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Задание 14. Проанализируйте портфолио учителя начальных классов в соответствии с критериями оценки профессионального роста. Определите методы и формы обобщения педагогического опыта учителя.
Примерный ответ
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Задание 15. Проанализируйте методическую разработку учителя согласно карты изучения инновационного педагогического опыта. Приложение (конспект)
Примерный ответ
Инновация в педагогическом процессе – это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Критериями педагогических инноваций являются: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Информационная карта инновационного педагогического опыта | ||
1. | Тема инновационного педагогического опыта | Урок русского языка начального общего образования. Тема урока «Выделение морфем в слове». |
2. | Характер имеющихся материалов (программа, методические рекомендации, конспекты уроков и воспитательных мероприятий и т.д.) | конспект урока общеметодологической направленности |
3. | Источник изменений (например: предлагаемые способы обучения и воспитания) | Использование практической деятельности учащихся в разных речевых ситуациях, системно-деятельностный подход в обучении. |
4. | Концепция изменений · актуальность · новизна (абсолютная, локально-абсолютная, субъективная). · оптимальность · результативность (при наличии обобщения опыта) · возможность творческого применения в массовом опыте | Актуальность методической разработки не указана. Возможно актуальностью данной работы является необходимость конструирования уроков в точки зрения современных требований. Новизна субъективная, т.е. для конкретного педагога. Оптимальность данной разработки проявляется в том, что при ее реализации не требует затраты дополнительных сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Результативность можно оценить при реализации данного конспекта или при наличии обобщения опыта. Содержание конспекта не ограничивает возможность применения в массовом опыте. |
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Задание 16. Проанализируйте учебно-методическое пособие учителя начальных классов согласно карты изучения инновационного педагогического опыта. Приложение (программа)
Примерный ответ
Информационная карта инновационного педагогического опыта | ||
1. | Тема инновационного педагогического опыта | Программа «Разговор о правильном питании» |
2. | Характер имеющихся материалов (программа, методические рекомендации, конспекты уроков и воспитательных мероприятий и т.д.) | Дополнительная программа для обучающихся начального общего образования |
3. | Источник изменений (например: предлагаемые способы обучения и воспитания) | Формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни посредством организации внеурочной деятельности |
4. | Концепция изменений · актуальность · новизна (абсолютная, локально-абсолютная, субъективная). · оптимальность · результативность (при наличии обобщения опыта) · возможность творческого применения в массовом опыте | Актуальность программы обоснована анализом социальной ситуации развития детей и стоящей перед образованием задачей сохранение и укрепление физического психического здоровья подрастающего поколения. Новизна локально-абсолютная, т.е. существует программа ЗБОЖ, которая описывает цели, задачи, мероприятия по сохранению и укреплению здоровья; в литературе встречаются различные разработки классных часов, бесед по организации здорового питания, но программы внеурочной деятельности о правильном питании встречать не приходилось. Оптимальность данной разработки проявляется в том, что при ее реализации не требует затраты дополнительных сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Результативность можно оценить при реализации данной программы или при наличии обобщения опыта в пояснительной записки. Реализация программы имеет возможность творческого применения в массовом опыте |
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
|
|
Задание 17. Составьте фрагмент урока с применением элементов технологии уровневой дифференциации. Обоснуйте эффективность использования приемов организации учебной деятельности.
Примерный ответ
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
|
|
Целевые ориентиры:
1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей
2. Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся
Уровневая дифференциация предусматривает специфику построения учебных заданий (как правило 3-х уровней сложности - репродуктивные, продуктивно-познавательные и проблемные).
Рассмотрим содержание деятельности учителя на этапе закрепление знаний.
При организации повторения ликвидируются выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняются недочеты, делается анализ ошибок, допущенных учениками в самостоятельных и контрольных работах.
При разборе таких упражнений предлагаются каждой группе разные задания:
· "выберите из данных ответов верный"; "исправьте ошибку" (группе С);
· "назовите правило, которое применили"; "закончите решение" (группе В);
· "поясните причину допущенной ошибки"; "сформулируйте определение использующихся понятий"; "придумайте подобное упражнение" (группе А).