Прием детей и подростков с отклонениями в развитии, их родителей (законных представителей), других лиц, представляющих интересы детей и подростков с отклонениями в развитии.
Организационно-методическая работа.
Просветительская деятельность.
Сопровождение детей и подростков с отклонениями в развитии (контроль эффективности рекомендаций ПМПК с точки зрения динамики развития ребенка).
Регулярное повышение квалификации. Профессиональный рост.
Осуществление связей со специалистами аналогичного профиля на всех уровнях системы ПМПК (региональная ПМПК, муниципальные ПМПК, ПМП-консилиумы образовательных учреждений в рамках методического (профессионального) объединения).
Осуществление связей со специалистами аналогичного профиля в учреждениях других ведомств: врачи — в учреждениях системы здравоохранения, педагоги (олигофренопедагог, логопед, сурдо- и тифлопедагог) и психологи — в учреждениях системы образования; социальные педагоги — в учреждениях социальной защиты и правоохранительной системы.
|
|
Выполнение требований устава учреждения, в состав которого входит ПМПК, цели и функций ПМПК (внутренний распорядок, ведение документации, своевременное планирование и отчетность по результатам профессиональной деятельности).
1 Ниже мы будем использовать две аббревеатуры – МПК и ПМПК, так как они взаимодействуют исторически и продолжают сосуществовать фактически, а с недавнего времени и юридически. В то же время очевидно, что в перспективе все подобные структуры следует именовать ПМПК, имея в виду необходимое и обязательное включение в их состав психологов, а также соответствующее направление разработки нормативно-правовой базы деятельности ПМПК.
2 См. книгу Т.А. Власовой и М.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии». 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1973.
3 Президентом РФ на данный закон наложено вето.
4 Этот пункт может быть исключен, а данный вопрос решен на уровне управления образования региона (соответствующим приказом).
5 В.В. Лебединский. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.
6 Л.С.Выготский. Собрание сочинений: В 6 тт. Т. 4, с. 6.
7 Там же, с. 7.
8 Под основным приемом имеется в виду первичный и повторные приемы детей и подростков с отклонениями в развитии, которые проводятся всеми членами ПМПК. Эти приемы следует отличать от дополнительных приемов отдельными специалистами, необходимых для уточнения диагностики и рекомендаций, которые проводятся каждым специалистом в соответствии с индивидуальным графиком работы в рамках 12 часов.
9 Обследование ребенка ПМПк/консилиумом/ образовательного учреждения проводится в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации № 27/901-6 от 27.03.2000 г.
|
|
10 Отбор детей во вспомогательную школу /Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина.— М.: Просвещение, 1983.— С. 56–62.
11 Структура коллегиального заключения составлена с опорой на анализ видов психического дизонтогенеза, предложенный В.В. Лебединским в учебном пособии «Нарушения психического развития», М.: Изд-во МГУ, 1985.
12 Под «вредностью» имеется в виду любой патогенный фактор (биологической, психологической, социальной, экологической и др. природы), то есть любое воздействие, влияние и т.п., приводящее к возникновению нарушений, отклонений в развитии.
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
МОУ «Нелазская средняя общеобразовательная школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 51), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 7), Уставом школы.
1.2. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) — это совещательный, систематически действующий орган при администрации школы.
1.3. Основная цель ПМПК — выработка коллективного решения о содержании обучения и способах профес-сионально-педагогического влияния на обучающихся. Такие решения принимаются на основе представленных учителями, классными руководителями, социальным педагогом, медицинским работником диагностических и аналитических данных об особенностях конкретного учащегося, группы учащихся или класса.
1.4. В состав ПМПК входят постоянные участники — заместители директора школы по учебно-воспитательной и воспитательной работе, педагоги, приглашенные специалисты — врачи, специалисты районного управления образования, правоохранительных органов, администрации района — в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса.
1.5. Общее руководство деятельностью ПМПК осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2. Принципы деятельности ПМПК
Основополагающим в работе ПМПК являются принципы:
— уважения личности и опоры на положительные качества ребенка. Собеседования с учащимися в ходе заседаний нацелены на распознавание в одинаковой степени как недостатков развития, так и положителного потенциала ребенка;
— максимальной педагогизации диагностики, который определяет приоритет педагогических задач ПМПК и предполагает, что смысл консилиума — в интеграции психологических и педагогических знаний. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру;
— закрытости информации, предполагающий строгое соблюдение этических принципов участниками ПМПК. Конкретизация и обнаружение противоречий трудностей развития не должны привести к снижению самооценки учащегося, углубить проблемы взаимоотношения со сверстниками и учителями. Строго должна соблюдаться тайна психолого-медико-педагогической диагностики. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и другие данные, разглашение которых может повредить ребенку, не подлежат публичному обсуждению вне заседания ПМПК.
3. Задачи психолого-медико-педагогического консилиума
3.1. Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся, обобщение причин отклонений.
3.2. Практическое решение проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся.
3.3. Принятие коллективного решения о специфике содержания образования и обучения для ученика (группы учеников).
3.4. Разработка плана совместных психолого-медико-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса.
|
|
3.5. Консультации в решении сложных, конфликтных ситуаций.
4. Функции психолого-медико-педагогического консилиума
4.1. Диагностическая функция:
— распознание причин и характера отклонений в поведении и учении;
— изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе;
— определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
4.2. Реабилитирующая функция:
— защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;
— выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ученика;
— выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
— выработка рекомендаций по медицинской реабилитации учащихся;
— семейная реабилитация: повышение статуса ребенка в глазах родителей, повышение его ценности как члена семьи; выработка рекомендаций для эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных возможностей методами семейного воспитания; запрещение или предупреждение методов психического и физического воздействия на ребенка.
4.3. Воспитательная функция:
— разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
— интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на ученика.
5. Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума
5.1. Заседания ПМПК проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической проблемы.
5.2. Заседание ПМПК может быть созвано его руководителем в экстренном порядке.
5.3. Заседания ПМПК оформляются протоколом.
5.4. Организация заседаний проводится в два этапа:
— подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций;
— основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных рекомендаций.
6. Обязанности участников ПМПК
|
|
Участники | Обязанности |
Руководитель (председатель) ПМПК — заместитель директора школы | — организует работу ПМПК; — обеспечивает систематичность заседания; — формирует состав участников для очередного заседания; — формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание; — координирует связи ПМПК с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы; — контролирует выполнение рекомендаций ПМПК |
Классный руководитель, социальный педагог | — организуют сбор диагностических данных на подготовительном этапе; — обобщают, систематизируют полученные диагностические данные, готовят аналитические материалы; формулируют выводы, гипотезы; — вырабатывают предварительные рекомендации; — дают характеристику неблагополучным семьям; — предоставляют информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне |
Учителя, работающие в классах | — дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по предлагаемой форме; — формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации |
Медицинский работник в классах | — информирует о состоянии здоровья учащегося; — дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка; — обеспечивает и контролирует направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости) |
7. Документация и отчетность ПМПК
7.1. Протоколы заседаний ПМПК хранятся в делопроизводстве заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
7.2. Рекомендации ПМПК доводятся до администрации на совещаниях при директоре, затем выносятся на педагогические советы, оперативные совещания с педагогическим коллективом, заседания МО.