Контекстуальное решение

Гуляя по лесу во французском Эльзасе близ гор Вогезов, вы рискуете потерять ощущение реальности. Виной тому художественная инсталляция, установленная нашим героем прямо среди деревьев. Он ни много ни мало решил исказить пространство, для чего соорудил из цемента «холмик» с хаотически расположенными плоскими гранями и обклеил их кусками зеркала. Эта работа, названная Superficial («Поверхностное»), как нельзя лучше иллюстрирует утверждение художника о том, что произведение искусства создается его контекстом. И правда, поставь зеркальный монумент на улице, да даже передвинь на пару метров в том же лесу – изобразительный ряд получится совершенно иным. И не надо рефлексировать над этим эстетическим объектом, он вас сам отрефлексирует.

Все знают, что такое оригами. Почти все сумеют сложить самолетик или кораблик из тетрадного листа. Мастера оригами способны создавать бумажные конструкции удивительной сложности. Но можно ли выйти за пределы этого древнего искусства? Можно ли разрушить стереотипы? «Конечно», – говорит датский скульптор Петер Каллесен. И делает это


White Diary, «Белый дневник», 2008


White Hand, «Белая рука», 2007
Петер Каллесен создал целую серию работ, в которых из деталей человеческого тела «вырастают» элементы скелета


Human Ruin, «Человеческие руины», 2008
Одна из самых крупных работ Каллесена, «Человеческие руины», представляет собой силуэт человека в натуральную величину, «обрисованный» полуразрушенными стенами готического костела. Часть композиции сделана из больших бумажных полотен, но несколько сотен кирпичиков свернуты и склеены из крошечных листочков, а затем скрупулезно прикреплены к композиции. Тут нужен не только талант, но и грандиозная усидчивость


Erected Ruin, «Поднятые руины», 2007
Сделанная по тому же принципу, что и «Человеческие руины», эта скульптура не менее символична: жалкие остатки былого собора отбрасывают на бумагу тень былого величия


«Снежки»
Маленькая композиция «Снежки» отдает черным юмором: пасторальную картину домика у озера грозят разрушить два гигантских снежных кома


«Ангел»
То, что кажется сияющим ореолом вокруг фигуры ангела, на деле оказывается его темницей


The Short Distance Between Time and Shadow, «Близость времени и тени», 2006


On The Other Side, «На другой стороне», 2006
Архитектурная тема в работах скульптора представлена самыми разными стилями – китайским, древнегреческим, средневековым европейским…


Имя: Петер Каллесен
Год рождения: 1967 // Место жительства: Орхус, Дания // Род занятий: скульптор, художник, архитектор // Творческое кредо: Именно бумага, как материал, призвана придавать моим скульптурам хрупкость, подчеркивающую их трагизм и романтику…

Когда видишь фотографии работ Каллесена, трудно поверить, что все это великолепие сделано из бумаги. Причем чаще всего из самой обыкновенной, писчей, привычного формата А4. Да и инструменты Петера: клей, линейку, ножницы – можно купить в любом отделе канцтоваров.

«Листы А4 – это наиболее распространенные носители информации, – говорит Петер. – Так почему же информация должна быть только печатной, а не, например, объемной, визуальной?»

Вот два огромных снежных кома катятся с горы к маленькому альпийскому домику у озера. Скульптура выглядит как искусно выполненный макет: склеенный домик и свернутые шарики-комки закреплены на листе. Однако не все так просто. В работах Каллесена нет лишних деталей. Поэтому озеро – это развертка домика. Трудно поверить, но домик сложен именно из этой неровной части листа – и не просто кубик с крышей, а полноценный дом – с дверями, окнами и даже крошечной пристанью. А снежные комья скатаны из их собственных следов.

Другое направление работ Каллесена – показ «изнанки вещей». Сияющий ангел из развертки в трехмерной модели оказывается в клетке: лучи превратились в прутья. Руины собора отбрасывают на бумагу «тень» еще не разрушенного здания, а неуклюжая, слепленная из какого-то мусора и обломков конструкция на курьих ножках на плоскости становится Вавилонской башней.

Часто Каллесен играет со зрителем. С одной стороны, у его скульптур вполне ясный и простой облик: дома, соборы, скелеты, птицы – все что угодно. Но сам материал– бумага – подчеркивает их хрупкость, несопоставимую свнешним видом. На выставках Каллесена нет ограждений и стеклянных колпаков: можно потрогать любую из фигурок. Лишь сознание того, что любое прикосновение способно смять их, разрушить, останавливает зрителя.

Удивительно, но многие небольшие работы Каллесена очень просты в исполнении. Можно взять ножницы, бумагу и попробовать повторить любую скульптуру. Вполне вероятно, что после нескольких попыток у многих получится нечто похожее на оригинал, пусть и не такое совершенное. Но ведь суть не в исполнении, а в идее. Хотя исполнение тоже должно быть на высоте.

Петер стремится максимально использовать рабочую поверхность, а лишние фрагменты бумаги просто отбрасывает. Даже вырезанный фрагмент может стать продолжением листа – например, в изображении водопада (Down the River, 2005). Иногда для усиления эффекта Каллесен пользуется красками, помещает работу в раму или дорисовывает недостающие детали. Так, в работе Bound To Be Free («Связан, чтобы стать свободным») часть изображения вырезана, а рука кукловода нарисована простым карандашом. Использует мастер и технику аппликации на цветной бумаге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: