Московского городского психолого-педагогического университета

Гражданское и патриотическое воспитание

В условиях модернизации образования.

Торохтий Владимир Свиридович,

доктор педагогических наук, профессор,

декан факультета социальной педагогики

Московского городского психолого-педагогического университета

Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.

В ходе реформы были достигнуты: гуманизация образования, инновационность обучения, делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности. Государство перестало масштабно контролировать образовательный процесс - отсутствует цензура. Образовательным учреждениям была предоставлена свобода выбора. Государственными образовательными стандартами общего среднего и высшего профессионального образования предусмотрены: национально-региональный компонент, вузовский компонент, школьный компонент, ученический компонент, дисциплины по выбору студента.

Фактически, уходя из образовательного пространства, государство упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина. И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированны на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения.

Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.

На этом фоне актуальность гражданского воспитания в детской и молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политики государства. Реализация государственных программ, направленных на воспитание человека, как гражданина своей страны, требуют переосмысления всей педагогической и социальной деятельности государственных институтов, сопричастных с воспитанием и образованием детей и молодежи. И одним из важных элементов огромной системы социального воспитания является организационный потенциал социально-педагогическими деятельности всех социальных институтов.

Необходимость усиления внимания к проблемам гражданского воспитания в современных условиях модернизации образования определяется рядом обстоятельств:

  • обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.
  • необходимостью осмысления учащимися процессов, протекающих в обществе, образовании, в изменении самого человека,
  • усилением гуманитаризации содержания образования,
  • непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин,
  • введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;
  • изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;
  • вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения,
  • созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт гражданского воспитания, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П.Волков, Т.И.Гончарова, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В-А.Караковский, С.Н.Лысенкова, Е.А.Ямбург и другие.

Опыт работы ОУ гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности - то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.

Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием.

Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.

Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. Подлинность того и другого определяется участием в жизни общества и государства. Гражданственность является нравственно-политическим качеством личности, нравственным критерием которого является патриотизм.

Основная воспитательная задача гражданского воспитания – это не только привитие любви к Родине, но и формирование такого качества личности, как умение нести ответственность за будущее своей страны.

Человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие ценности с учетом национальных особенностей, тогда как в реальной жизни он зачастую сталкивается с разнообразными нравственными ориентирами, с отсутствием нравственного стержня.

Наиболее эффективным является привлечение к активной совместной деятельности в области гражданского и патриотического воспитания, непосредственно с подросткового возраста.

Так Л.С. Выготский говорил: "Годы подростничества - годы формирования подростка, в первую очередь его общественно-политического миросозерцания…". Это годы, когда решение проблем " которые выдвигает перед подростком сама жизнь, и решительное вступление его в качестве активного участника в эту жизнь, требует для своего разрешения развития высших форм мышления … содержание мышления становится внутренним убеждением говорящего, направленностью его мыслей, его интересом, нормой его поведения, его желанием и намерением…".

Важнейшим в социально-педагогической деятельности гражданского воспитания является организация целенаправленного взаимодействия молодежи с окружающей социальной средой и социальной действительностью. Так как «никто не может жить в обществе и быть от него свободным», можно добавить, что в обществе должно быть реализовано не просто право свободного выбора своего жизненного пути, но и должна быть предоставлена возможность для проявления своих способностей. Молодежь должна быть востребована обществом.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание.

Становление гражданского общества является основной целью гражданского воспитания и является приоритетным в социальной политике государства.

Возникновение гражданского общества детерминировано разграничением прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - её политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни.

Воспитательная система, традиционно сложившаяся в образовательных учреждениях страны, не обладая возможностью быстрого переустройства, распалась и во многом подменилась узким предметным обучением; налицо резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодёжной среде. Современные исследователи проблем воспитания отмечают, что сегодня гражданский облик учащихся весьма противоречив. Для части молодежи характерна достаточно высокая социальная активность: участие в неформальных группах, митингах, демонстрациях и т.д.; в то же время очевидна растерянность перед сложными идейно-политическими проблемами, противоречиво отражаемыми в разных средствах информации.¹

Как показали результаты опроса, в последние годы заметно изменились ценностные ориентации, мировоззрение молодежи в целом. Если в конце 90- х годов школьники в качестве примеров проявления патриотизма называли имена П. Корчагина, З. Космодемьянской, Ю.Гагарина, то в наши дни общественный идеал получает иную направленность. Старшеклассники в ряды героев ставят людей предприимчивых, богатых, влиятельных, суперменов. Причем, положительное отношение к предпринимательству старшие школьники объясняют тем, что не хотят, как их родители, весь день работать на государственном предприятии, не получая зарплаты. Они считают, что предприниматель работает на себя и умеет организовать работу так, чтобы получать большую прибыль.

Сравнительный анализ направленности профессиональной деятельности показывает, что более 10 лет назад большинство учащихся мечтали быть космонавтами, врачами, инженерами, учеными: “Чтобы приносить пользу людям”. Причем в качестве основного мотива своего выбора старшеклассники указывали мотив интересов общества, государства, других людей.

Среди современных старшеклассников проявляются мировоззренческая индифферентность, анархические настроения, нежелание участвовать в организованных формах воспитательной работы.

Сложившееся положение, по мнению Н.Е.Щурковой, является следствием распространения в обществе квазиценностей, таких как “сила”, “мистика”, “богатство”, “секс”, “индивидуализм” и их пропаганды в средствах массово информации, что породило растерянность и пассивность педагогов страны».1

Растерянность и пассивность педагогов страны порождена еще и тем, что “сверху” уже не задаются точные идеологические установки, не предлагается набор добродетелей, которыми должен обладать молодой человек, нет и привычной жесткой структуры контрольных органов, не позволяющих сбиться с общего пути.

В такой сложной социально - психологической обстановке возникает острая необходимость научно-теоретического пересмотра педагогических позиций.

В то же время профессиональная подготовка учителя в системе вузовского образования не отвечает педагогическим запросам времени. Будущего педагога целенаправленно не подготавливают к формированию личности гражданина, которому предстоит жить в современном демократическом обществе, правовом государстве и быть счастливым в этой жизни. Анализ вузовских учебников педагогики¹, который мы провели с целью отследить отражение проблем гражданского воспитания в вузовских учебниках педагогики, выявил следующее. В основных для студентов 90-х годов учебниках “Педагогика” Ю.К. Бабанского (1983г.) и И.Ф. Харламова (1990г.) такого направления в содержании воспитания, как гражданское, нет. Такая же картина характерна для многих учебников и учебных пособий по педагогике последнего десятилетия. Так, не выделяют гражданское воспитание в основных направлениях содержания воспитания П.И. Пидкасистый (Педагогика, Москва 2004 г., допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям), В.С. Безрукова («Педагогика», Екатеринбург, изд. ”Деловая книга”1996г.), Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин («Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по базовому курсу “ Психология и педагогика», Ростов - на- Дону.,1999г.), Н.К. Степаненков («Педагогика», Минск., 2001). Б.Т. Лихачев в своем учебнике педагогики (М.,2000г.) выделяет гражданское воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе как отдельную тему, но не дает определения данному понятию, а лишь очерчивает рамки понятия вопросами политического, патриотического и интернационального, правового воспитания. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов дают определение термину «гражданское воспитание» (”Педагогика”- М.:Школа-Пресс,1998) и выделяют его как отдельное направление содержания воспитания: “Содержание гражданского воспитания в школе и в семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.”. И.П. Подласый («Педагогика», М., Гуманитарный издательский центр “ Владос”, 2000) определяет подготовку человека к выполнению своей роли гражданина как цель воспитания и выявляет конкретные качества и обязательства гражданина.

Таким образом, можно согласиться с Н.Е. Щурковой, которая утверждает о призрачной профессиональной подготовке к организации тонкого и сложного воспитательного процесса: «небольшое количество времени, отведенное на подготовку специалиста в области воспитания, вынуждено тратиться лишь на изучение азов по организации некоторых форм работы с детьми вне урочной деятельности. Такая постановка дела сама по себе формирует у студента - педагога ложное представление о разрыве обучения и воспитания, об автономности этих процессов и независимости их друг от друга, а ещё хуже, о приоритетности обучения над воспитанием и второсортности воспитательного процесса в сопоставлением его с процессом обучения».

О низком уровне подготовки студентов педагогических вузов к осуществлению гражданского воспитания школьников свидетельствуют также исследования О.П. Песоцкой и Н.А. Вахрушевой.

Отсутствие целевой установки на необходимость осуществления специальной работы по гражданскому воспитанию приводит к тому, что данная цель выпала в практике современных школ из воспитательных планов, учебных программ, деятельности организаторов воспитательной работы, учителей-предметников.

Между тем, рассматривая гражданское воспитание как систему профессиональной деятельности педагога, мы неизбежно выходим на проблему целеполагания. По В.А. Сластенину, цель является «системообразующим фактором педагогического процесса»; с ним солидарен и Б.Т. Лихачев, заявляющий: «Центральным звеном всякой педагогической системы являются цели воспитания детской личности».

Мы считаем недостаточным использование общих форм воспитательной работы со студентами в процессе занятий, проведения практики и других мероприятий, напротив, необходима система работы по гражданскому воспитанию, включающая активное использование возможностей процесса модернизации образования, в частности, полного использования вузовского компонента и дисциплин по выбору, включая такие дисциплины как, например, «Теоретические основы гражданского воспитания», «Формы и методы гражданского воспитания подростков» и другие.

Исходя из сказанного выше, подчеркиваем, что вопросы цели гражданского воспитания и содержания гражданского воспитания неразрывно связаны, их невозможно расчленить, решать отдельно, это синкретическое единство, не поддающееся разъединению, а элементы его - отдельному и независимому существованию друг от друга, и практическая реализация одного из этих вопросов в автономности своей бесплодна. Убедиться в этом можно уже сегодня, обращаясь к анализу воспитательной работы тех школ, которые, забыв о цели воспитания, разрабатывают внедрение содержание гражданского воспитания и низкими результатами своего профессионального труда дискредитируют идею содержания гражданского воспитания. “Воспитательные воздействия, как бы они не были хороши сами по себе, не обеспечивают глубоких и прочных результатов, если применяются от случая к случаю, вне системы” (Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности целостного учебно – воспитательного процесса. - М.,1993).

Только определив цель, можно очертить нормативное содержание гражданского воспитания. Однако, как показывает анализ реального состояния гражданского воспитания старшеклассников в целостном педагогическом процессе школы, необходимость системного, целевого подхода к управлению процессом формирования гражданственности старшеклассников в практике современной школы не выполняется. В учебно - воспитательных планах обследованных нами пяти школ, планах классных руководителей, календарно - тематических и поурочных планах учителей - предметников, учебных программах по предметам вопросы гражданского воспитания учащихся или не отражались вообще, или редко и бессистемно.

Не искусственные увязки обучения с воспитанием, а правильная организация учебно-познавательной деятельности учащихся, умелое использование содержания учебного материала и соответствующих этому содержанию технологий обучения способствуют формированию гражданственности старшеклассников.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования гражданина. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития процесса гражданского воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы гражданского воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс воспитания, искажения его подлинной человеческой природы, прагматизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию юного гражданина выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие процесса воспитания гражданина, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. «Собственное» не исходно, а производно, хотя, став таковым, оно приобретает важнейшую функцию внутри дальнейшего процесса формирования деятельности индивида (В.В. Давыдов, 1986, -С. 48).

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка (С.Л. Рубинштейн, 1976, -С. 191), организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие гражданской позиции — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности» (Л. И. Божович, Т. Е. Конникова, 1967).

Как справедливо указывал Л. С. Выготский, «учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником» (1982, т. I, с. 192).

Такой подход к построению процесса гражданского воспитания, как активного целенаправленного формирования личности гражданина, согласуется с методологической установкой ОУ на оценку роли общества и места растущего человека в становлении его личности.

Управление процессом гражданского воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности старшеклассника. Это означает, что на определенном этапе развития личность гражданина может продвигаться дальше как самостоятельно, так и под руководством взрослых, в сотрудничестве с более умными «сотоварищами». Целенаправленное формирование личности юного гражданина предполагает ее проектирование (термин введен А. С. Макаренко 1957, т. 5, -С.9), но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии; с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Такое формирование нередко предполагает и соответствующее коррегирование, т. е. выправление, улучшение тех или иных качеств личности гражданина. Ибо, как отмечал А. С. Макаренко, «каким бы цельным ни представлялся человек, в порядке широкого отвлечения, все же люди в известной степени представляют собой очень разносортный материал для воспитания и выпускаемой нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен. Общие и индивидуальные черты личности в отдельных живых явлениях образуют бесконечно запутанные узлы» (I960, т. 5, с. 466).

Но при этом не уменьшается, а, наоборот, возрастает роль общего проекта, роль целенаправленно организованной системы воспитания гражданина. Не может быть колебаний, писал А. С. Макаренко, — стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых. «Я допускал «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым».

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее гражданского воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение учащегося, подростка в организованную взрослым деятельность, в процесс которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения старшеклассников.

Таким образом, основными социально-педагогическими качествами, лежащими в основании развития гражданственности учащихся, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

Воспитание гражданственности не протекает изолированно от всего процесса воспитания личности. Анализ природы гражданственности показывает, что в личности она выступает в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими качествами. Следовательно, говорить об особой сущности процесса воспитания гражданственности, отличной от сущности всего процесса воспитания личности в целом, будет неверно. Речь может идти лишь о некоторых особенностях этого процесса, вытекающих из своеобразия жизненных явлений, обстоятельств, педагогических условий и факторов, воздействующих на формирование гражданственности.

Анализ же педагогической и методической литературы, наблюдения за работой учителей средних школ показывают, что воспитанию гражданина, формированию его личностных качеств в процессе учебно-познавательной деятельности уделяется недостаточное внимание. Как результат, готовность учителей к реализации воспитывающей и развивающей функций процесса обучения находится на низком уровне. Учителя оставляют воспитание “на потом”, на внеклассную работу, забывая при этом, что одна из главных задач воспитания - воспитание активного гражданина - требует взаимосвязанных и дополняющих друг друга разносторонних знаний (как научных, так и идейных, нравственных и т.д.), положительного отношения к ним и опыт высоконравственного поведения, которые возможны только в преднамеренной, целенаправленной, систематической, длительной, охватывающей всех детей, всесторонней деятельности.

Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция учащегося возникает не как итог некоторых «педагогических воздействий» или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Только в контексте целостного опыта старшеклассника внутри его практических взаимоотношений все, без исключения, «воздействия» на него приобретают то или иное педагогическое значение.

Данные, полученные в исследованиях Д. И. Фельдштейна показывают, что одновременное участие детей в социально признаваемой деятельности постоянных и временных коллективных объединений, составляющих в целом единый многоплановый коллектив, придает личностным интересам школьников новую дополнительную ценность, ориентируя их на решение социально значимых задач.

Каковы же современные механизмы формирования гражданственности у учащихся образовательных учреждений?

Важнейшим механизмами формирования гражданственности, реализуемыми образовательными учреждениями, является социально-педагогическая деятельность с молодежью и накопленный опыт в сфере социального воспитания. Для России эта область является достаточно новой. Как обособленный, профессиональный вид деятельности, социальная педагогика формируется последние 10-15 лет, но именно она охватывает все необходимые для формирования полноценной личности, сферы жизнедеятельности.

Привлечение подростков к совместной деятельности со старшими членами организации в социальных проектах коллектива школы способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.

Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. Это связанно в первую очередь с сильной загруженность учащихся, как в школе, так и на дополнительных занятиях, с элементарной усталостью от занятий, от сидения за партой. Необходима организация различных форм и видов деятельности – сочетание двигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.

1. Лекционные занятия лучше проводить в неформальной обстановке, в форме групповых обсуждений, семинаров, коллоквиумов на заданную тему. Таким образом, решается сразу две задачи: выявляется первоначальный уровень знаний ребят на определенную тему, и в дальнейшем в ненавязчивой форме преподносится новый учебный материал.

2. Эффективным направлением является туристско-краеведческая деятельность - походы, во время которых проводятся психологические тренинги и совместные обсуждения с кратким обзором истории и традиций данного края.

3. Участие в восстановительных работах при храмах и церквях формирует у подрастающего поколения духовную сферу, приобщает к истории величия и значимости России в мировом пространстве.

4. Важным элементом гражданского воспитания является формирование адекватных представлений о собственных правах и обязанностях, о власти и властных отношениях в расширяющейся системе социальных институтов (семья, учебные заведения и т.д.).

5. Проведение учебного курса «Гражданское воспитание в современных условиях» включающий в себя ряд дисциплин: политология, экономика, история России, экономическая и социальная география, Отечественная литература, Москвоведение (для ОУ Московского региона) и др.

Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать чувство ответственности перед страной, обществом в котором мы живем.

Творческая работа в ОУ дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщают к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом.

Можно привести примеры мероприятий, проводимые современной школой в рамках гражданского воспитания учащихся:

- сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;

- выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам местной жизни;

- участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;

- создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из местных школьников; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;

- забота о местных ребятах: обучение их разнообразным играм, песням, творческим делам, проведение таких дел вместе с ними; например, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, игры «Город веселых мастеров», веселой спартакиады;

- забота старшеклассников о малышах: организация детской площадки, показ диафильмов, изготовление игрушек на трудовой фабрике;

- забота (вместе с местными ребятами) о взрослых жителях, например с помощью сюрпризов;

- помощь в сельскохозяйственных работах, в охране природы, в озеленении.

Каковы же основные пути гражданского воспитания?

Гражданское воспитание– это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Компетентностный подход в гражданском воспитание предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского воспитание (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий).

Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:

  • Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
  • Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
  • Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
  • Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
  • Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Поскольку гражданская компетентность выступает как своего рода синтезирующая компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для ее становления не может быть решена средствами только традиционного гражданского образования (дисциплины и курсы социально-политического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Именно поэтому стандарты в гражданском воспитание должны строиться на принципиально иных основаниях и, прежде всего, не как стандарты-минимумы, а как многоуровневые и многопозиционные стандарты-ориентиры. Пока создать такие стандарты, стандарты нового поколения, не удалось, и до тех пор, пока они не появятся, внедрение стандартов в учебный процесс недопустимо.

В связи с этим возникает несколько вопросов:

Во-первых о роли учебных дисциплин в гражданском образовании.

Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других).

Предметы социально-гуманитарного цикла дают учащимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Независимо от того, избран ли сквозной вариант преподавания предметов этого цикла (один предмет, проходящий через весь период обучения), либо их рациональное сочетание по ступеням образования (последовательно сменяющие друг друга предметы), эти предметы должны являться основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Вместе с тем, они должны быть тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучебной деятельностью учащихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни ОУ. В этом плане урок может и должен стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, либо анализ опыта гражданского действия и поведения.

Во вторых, о роли учебного заведения в гражданском образовании.

Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом ОУ, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни школы, колледжа, вуза. Уроки граждановедения или обществознания не способны сами по себе сформировать гражданина, тем более, если отношения в учебном заведении не являются демократическими. Гражданское воспитание – это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.

Значительно углубляет и расширяет демократический уклад жизни привнесение в него опыта участия ребенка в образовательных и социальных пространствах вне учебного заведения. Это требует тесной связи школ и вузов с учреждениями дополнительного образования, социальными и общественными организациями.

В-третьих, вопрос подготовки педагогов к реализации идей гражданского образования.

От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество гражданского воспитание, характер уклада жизни этого заведения.

Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников.

Решить эту задачу можно только совместными усилиями всех педагогических образовательных учреждений. При этом педагогические университеты (институты, факультеты) должны выступать системообразующим фактором, объединяющим и координирующим деятельность педагогических классов средних школ, педагогических колледжей (училищ), системы последипломного образования учителей, а также общественных центров, исследующих проблемы гражданского образования. Условием эффективной реализации основных задач гражданского воспитание в вузах является создание системы адресной подготовки преподавателей высшей школы – координаторов гражданского образования.

В-четвертых, вопрос формирования гражданской позиции у учащихся ОУ.

Гражданская позиция формируется в результате рефлексии оснований (компонентов) гражданских действий и поступков (как своих, так и чужих). При этом эмоциональный компонент, на наш взгляд, имеет важное значение, так как позволяет еще до осознания дать (прочувствовать) оценку событию.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведении человека.

Гражданская позиция не противоречит гуманистическим устремлениям личности, а непосредственно с ними связана, так как основана на общечеловеческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, «уничтожая» другой. Поэтому формирование гражданской позиции – это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности человека. Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них – свой народ и страну.

Одним из главных чувств в формировании гражданина является чувство гордости за свою страну, ее историю, народ.

Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за нее.

Воспитание патриота по своей сути гуманистично, так как его основой являются любовь и уважение – чувства, формирующиеся с детства на протяжении жизни человека. Сначала это любовь к матери, к отчему дому, с годами становящаяся более зрелой и дополняющаяся любовью к своему краю, городу, где человек живет, перерастающее в любовь к Родине, уважение к ее истории, гордость за свой народ и желание его защищать.

В-пятых, вопрос формирования чувства гражданской ответственности, долга, совести.

Гражданская ответственность включает в себя осознание и положительное отношение человека к своим правам и обязанностям, внутреннюю готовность наиболее полно соотносить их с требованиями общества. Объективными показателями ответственности являются критика безнравственных проявлений, взаимопомощь, умение мобилизовать себя и других на противодействие асоциальным проявлениям. Гражданская ответственность находит наиболее полное выражение в чувстве гражданского долга.

Наиболее специфическим саморегулятором гражданского поведения человека является совесть. Совесть - это не только чувство вины, стыда за содеянное во вред другим людям, но она и побуждает к свершению высоконравственных поступков. Сфера влияния совести шире, чем сфера гражданского долга.

В неразрывной связи с понятием долга находятся понятия гражданской чести и достоинства. В них в отличие от понятия "долг", где нравственные требования выражены в форме "надо", моральное требование выполняется ради сохранения и поддержки престижа в глазах других людей. Чувство собственного достоинства - это отраженный и преобразованный социальный интерес и потребность в гуманном отношении ко всякой личности, т.е. "опосредованный интерес других" (А.И.Титаренко). Чувство собственного достоинства не только помогает оценивать характер нравственной ситуации, но и служит импульсом для поступков с четкой ценностной ориентацией.

Уровень гражданской воспитанности старшеклассников, профессиональная зрелость педагога и методический инструментарий воздействия на личность - вот те три основных показателя, которые, по нашему мнению, достоверно отражают эффективность деятельности педагога по формированию у старшеклассников гражданской позиции.

На наш взгляд в число основных задач педагогических учебных заведений могут быть включены:

  • Развитие у будущих педагогов (учителей) ключевых компетентностей, необходимых для успешной реализации идей гражданского воспитание.
  • Проектирование образовательной среды педагогического учебного заведения как пространства накопления, обогащения опыта гражданского самоопределения и становления гражданственности специалиста.
  • Разработка и обоснование модели гражданского воспитание в вузе (ценности, цели, содержание, технологии, условия и ресурсы) при непременном учете региональной специфики.
  • Разработка и внедрение в учебный процесс курсов и модулей, связанных с подготовкой будущих педагогов как активных участников процесса демократизации школы, в том числе формирования демократического уклада школьной жизни, осуществляя при этом тесное сотрудничество со школами и другими учебными заведениями, прежде всего, с теми, где ведется активная работа в этом направлении.
  • Акцентирование и обогащение граждановедческой проблематики в содержании психолого-педагогических, общегуманитарных и специальных учебных дисциплин.
  • Создание информационного обеспечения гражданского воспитание: интегративных курсов, учебных модулей, различных программ практики, банка данных, ориентированных на становление педагога-гражданина.
  • Разработка критериев и показателей эффективности гражданского воспитание и диагностического инструментария для отслеживания динамики становления ключевых гражданских компетентностей будущего педагога.

Процесс гражданского воспитания предполагает в качестве важнейшего ценностного приоритета достижение на личностном уровне массового масштаба реальных образцов одобряемого обществом правового поведения, соблюдение нравственных норм и толерантности в деловых, межнациональных, межличностных и межконфессиональных отношениях.

Наиболее эффективным является привлечение к активной совместной деятельности в области гражданского и патриотического воспитания, непосредственно с подросткового возраста.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях, ориентированных на гражданское воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.


Трудовое воспитание

Вс, 05/29/2011 - 02:29 — ab

Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Может, и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трех начал... Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать.

Вдумаемся вот во что. За партой в нашей стране сидят десятки миллионов человек, т.е. вся часть населения, которая относится к возрастной группе от 7 до 17–18 лет. Это небывалое в истории человечества явление. Это великое благо социализма. Но это благо породило свои трудности, с которыми невозможно справиться без умного, мудрого подхода к ним. Общество наше вынуждено усадить за парты всех без исключения от 7 до 17 лет (а ведь в вузах на таком же положении, по существу, еще и несколько миллионов 18–25-летних), потому что без всеобщей образованности, грамотности, культуры невозможно создать всесторонне подготовленного труженика и всесторонне развитого человека. Но почему же к этому благу многие молодые люди относятся так неуважительно?..

В дореволюционные годы стремление выбраться из нужды заставляло учиться. Теперь же этого всемогущего «воспитателя» нет. И очень хорошо. Но то обстоятельство, что за партой сидят миллионы 17-летних людей, от неосторожных движений которых трещат парты, требует – задумаемся об этом, товарищи! – могучего морального обеспечения этого великого, небывалого в истории человечества дела. Можно сказать, здесь требуется крепчайший моральный тыл, иначе из посаженных цветочных семян вырастет чертополох.

Конечно, нелепо создавать искусственные трудности морального порядка (хотя о чувстве меры и о праве на блага мы еще будем говорить). Моральное обеспечение всеобщего среднего образования, предотвращение всех зол и бед нашего нынешнего школьного бытия прежде всего в трудовом воспитании. До тех пор, пока в школе не будет подлинного трудового воспитания, будут Вани и Алеши, уже в V–VI классах увиливающие от учения, будут и юноши, требующие от матери модную куртку и хорошие часы – «иначе в школу не пойду», будет и преступление, совершенное подростком.

Мы считали, например, что если школьник усердно выполняет трудовые задания в школьные годы, то с таким же усердием он будет относиться к труду и после окончания школы. Жизнь же убеждала, что это далеко не все: ученик может добросовестно выполнять, что от него требуется в школе, но... он морально не подготовлен к жизни, нередко даже при наличии практических умений и навыков.

Возникла проблема воспитания моральной зрелости. Что надо сделать, чтобы ученик был внутренне готовым к трудовой жизни?..

Если обучать воспитанника десять лет, давать ему знания основ наук, а потом, когда он кончит школу, дать ему в руки лопату и сказать: «А теперь вот будешь работать. Копать надо вот так»,– это будет для него трагедией. Такую трагедию и переживают те выпускники средней школы, духовная жизнь, мысли и чувства которых на протяжении десяти лет были оторваны от жизни, от труда. Подготовка к будничному труду.. должна проводиться... по всем линиям жизни воспитанников, и важнейшей из этих линий является сознание, мысль, духовная жизнь.

Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни – интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, чем богаче его эмоции и сильнее воля, тем ярче проявляется у него наклонность к разнообразным видам трудовой деятельности... Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитать его и без серьезных, умных слов.

Некоторые критики программ и учебных планов средней школы видят их недостаток в том, что «они перегружены гуманитарными предметами в ущерб предметам естественного цикла». Высказываются требования сократить гуманитарный материал в программах и тем самым улучшить подготовку молодежи к практической деятельности, устранить отрыв обучения от жизни. Если следовать этой критике, то можно прийти к выводу, что изучение предметов гуманитарного цикла не имеет никакого отношения к воспитанию трудолюбия. Это крайне примитивный взгляд. Подготовка к жизни и деятельности не исчерпывается овладением узким кругом умений и навыков... Гуманитарные предметы должны быть важнейшим средством, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников, помогающим им осмыслить свой труд.

Нельзя согласиться с поверхностным взглядом на процесс воспитания, утверждающим, что якобы значительный физический труд, преодоление лишений и препятствий – все это само по себе является духовной закалкой, идейным воспитанием. Воспитательная роль труда зависит от того, как он отражается в духовной жизни, как преломляется в мыслях и чувствах, насколько глубоко затрагивает волевую сферу.

Отсутствие умного труда, равно как и бездумная загрузка человека любым физическим трудом – лишь бы не допустить безделья,– одинаково пагубны для умственного развития учащихся.

Поверхностность в учении – самый страшный порок учебно-воспитательной работы... Пустое времяпрепровождение развращает воспитанников, прививает порочные наклонности именно в том возрасте, который наиболее восприимчив. В нашем распоряжении есть много примеров того, как после окончания школы воспитанник оказался не подготовленным к жизни потому, что он бездельничал в учении. Ни увещевания, ни привлечение к производительному труду не могут предотвратить этого порока, если ученик ничего не делает на уроках. Он может даже заинтересоваться производительным трудом, потому что последний выполняется сравнительно редко и вносит какое-то разнообразие в скучную жизнь бездельника.

Труд как целенаправленное воздействие на личность особенно тесно связан многочисленными зависимостями и обусловленностями с другими воспитательными воздействиями, и если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность, не дает ничего ни разуму, ни душе.

...Трудовое воспитание нельзя представлять как применение разрозненных средств или организационных форм. Я читал немало газетных статей, авторы которых считают, что, если в сельской школе есть учебно-производственная бригада, а в городской школе мастерская,– проблему трудового воспитания можно считать решенной. Конечно, и бригада, и мастерская – очень важные вещи. Но и это лишь отдельные грани трудового воспитания. Трудовое воспитание – это исключительно емкое, многогранное понятие. Многие годы работы в школе, сотни человеческих судеб – все это твердо убедило меня в том, что трудовое воспитание – весь смысл, вся устремленность жизни школы и семьи.

Труд и трудовое воспитание – это вещи, стоящие не рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием. Труд – это вещь всепроникающая и всеобъемлющая. К каким бы ухищрениям ни прибегали мы в школе, стремясь вовлечь ребенка (потом подростка, юношу) в другую работу, кроме учения, все-таки учение занимает и будет занимать главное место в его духовной жизни, и от этого никуда не уйдешь! И трудовое воспитание надо начинать с этого. Это начало начал. Мысль, познание мира, постижение истин, добывание знаний, формирование на их основе собственных взглядов, убеждений – вот что должно быть трудом для школьника.

Умственный труд учащихся является активной мыслительной деятельностью с целью правильного, научного познания действительности. Активной потому, что без этого качества учение теряет характер труда, превращаясь в бессмысленное и поэтому обременительное для ребенка пассивное усвоение знаний.

Умственно трудиться – это значит не просто «думать». Мышление приобретает характер труда при том условии, когда оно целенаправленно, когда человек стремится к достижению определенного результата.

Учение становится трудом только при том условии, когда в нем есть важнейшие признаки всякого труда– цель, усилия, результаты.

Отрыв физического труда от труда интеллектуального в школьные годы так же опасен, как и схоластическое обучение. Соединение умственного труда с физическим – это не механическое увеличение физической нагрузки рядом с нагрузкой умственной, а постоянное применение интеллектуальных усилий в физическом труде.

Правильный взгляд на умственный труд предупреждает ложные представления о разделении труда на «чистый» и «грязный». Познав на собственном опыте усилия настоящего умственного труда, воспитанник может проникнуться уважением и к труду физическому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: