Рассмотри иллюстрации. Узнал героев? Расскажи, почему их можно считать настоящими друзьями.
б да
Рассмотри Пушистиков, у кого из них случилась беда? Как ты это определил? Как можно помочь Пушистику?
Как ты думаешь, что могло случиться у Пушистика? Как можно ему помочь?
Случалось ли и у тебя беда? Кто тебе помог и пришел на помощь?
Определи, как и чем можно помочь в ситуации.
· Потерялся котенок
· Получил двойку
· Заболел и отстал по учебе
· Споткнулся и упал
Составь из слов пословицу и запомни её
Познается, в, друг, беде
- Прочитай притчу «Беда». Что хотел автор показать притчей?
Пришла беда да как закричит:
- Я пришла, отворяй ворота!
- Милости просим!- приветливо ответил ей, широко распахивая ворота.
- Да вы что- или не поняли, кто я?- удивилась бела.
- Почему? Поняли. Просто мы и тебя, и радость принимаем, как из руки Самого Бога, зная, что Он все посылает нам для нашей же пользы! Ну, что не заходишь? Или тебе подсобить?
Посмотрела беда на таких хозяев. Помаялась- помаялась.
И…. пошла по другим дворам. Где она действительно могла стать бедою!
адность
Прочитай стихотворение. Что ты можешь сказать о мальчике?
- Гриша, Гриша, дай мне нож.
- Ты обратно не вернешь.
-Дай-ка, Гриша, карандаш.
- Ты обратно не отдашь.
- Гриша, Гриша, дай резинку.
- Ты откусишь половинку.
-Гриша, Гриша, дай чернил.
-Ты бы сбегал и купил.
А случалось ли тебе встречаться с такими людьми? А жадничал ли ты когда-нибудь?
Подбери антоним к слову «жадный»
- Какие синонимы к слову «жадный» и «щедрый» вы знаете? Назовите их как можно больше. Если затрудняешься, выбери слова из подсказки.
(Скупой, дружелюбный, вредный, прижимистый, добрый, простодушный, неприятный, вредный)
Мудрый народ сочинил много пословиц о жадности. Прочитай их, вставь пропущенные слова.
· Много хочешь- последнее_____________.
· Много желать- добра не ______________.
· Маленькая жадность приносит большой_____________.
- Прочитай сказку. Чему она учит?
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы...
- Посмотри на воробья, можно ли его назвать героем сказки? Почему? Нарисуй своих героев сказки.
Прочитай притчу «Жадный кабан». Попробуй сам объяснить её смысл.
Увидел желудь, что кабан его съесть хочет, и говорит:
- Не ешь меня! Я ведь могу еще одним дубом стать! На нем вырастет столько желудей, что им сможет кормиться еще несколько кабанов!
Подумал- подумал кабан. И съел желудь. Ему и одному их в лесу было мало…
ло
Узнай героев сказок. Раздели их на две группы. По каким признакам ты их разделил? Какие дела совершали эти герои?
-
Подбери антоним к слову «зло». Прочитай стихотворение.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго – добро,
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
Что хотел автор сказать этим стихотворением?
- Какие слова связаны со словом «добро», а какие со словом «зло»?
Ложь, зависть, любовь, добро, нежность, смерть, война, созидание, разрушение.
Посмотри на иллюстрацию. Как ты думаешь, - добро или зло живет в этой семье? По каким признакам ты это определил?
Прочитай стихотворение. Постарайся его запомнить.
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости
Вовремя спать, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям.
- Прочитай притчу «Урок». Чему она учит нас?
Заболело зло. Несколько дней провалялось в горячке. Но в мире этого никто не заметил. Зато, когда заболело добро, все сразу ощутили эту потерю. Даже те, кто творил зло. С тех пор зло старается не лежать, даже когда заболеет. А добро после этого поняло, что ему вообще нельзя никогда болеть!
абота
Как ты понимаешь слово «забота»? Приходилось тебе о ком – либо заботиться? Расскажи.
Посмотри на иллюстрацию. Кто о ком или о чем заботиться?
Прочитай стихотворение, к чему оно призывает?
Хочется крикнуть людям
Будьте щедрей на ласку!
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, –
Слёзы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, –
Ласка нужна, не угрозы.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
Продолжите предложения:
· Я люблю заботиться о_____________________________
· Обо мне заботятся________________________________
· Мне хочется заботиться о__________________________
ависть
Знакомо ли вам это чувство? Часто говорят «Зависть черная». Как ты понимаешь эти слова?
Как ты понимаешь пословицы?
· Завидливый по чужому счастью сохнет.
· Завидливого и сон неймет.
· Завидливому и свой хлеб не сладок.
Вспомни «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. кто кому завидовал в сказке?
- Что не понравилось царице в речи зеркала?
- Можем ли мы сказать, что царица завидует?
- Что может чувствовать царица?
- Вспомните, как в поведении в дальнейшем проявилась зависть царицы к молодой царевне?
- Хорошо ли поступила царица по отношению к царевне?
А какое чувство испытывали сестры царицы в сказке А.С.Пушкина «О царе Салтане»?
«В кухне злится повариха,
Плачет у станки ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене».
- Прочитайте еще одну историю.
В. Голявкин «Концерт»
После окончания зрители только и говорили о Саньке, какой он замечательный парнишка, симпатичный парнишка, удивительный парнишка, редчайший парнишка и еще какой-то там парнишка.
Хотя я такие стихи тоже мог бы написать, и спеть бы мог (и не хуже), и Пушкина мог бы прочесть даже лучше, и сказку писателя Козлова я тоже читал и мог бы ее пересказать. Я все это мог сделать не хуже, но я это не сделал, а он взял и сделал. Вот получается, что самое главное сделать, а не подумать… я твердо решил на каком – нибудь вечере в школе выступить с разными номерами, мне тоже захотелось стать замечательным, забавным, удивительным, редчайшим, симпатичным парнишкой.
- Почему герой захотел выступить на вечере в школе?
- Повлиял ли Саша на это желание?
- Как вы думаете, можно ли сказать, что герой рассказа испытывает зависть?
- Желает ли что-то плохого герой Саше?
- Отличается ли зависть у царицы и у героя рассказа? Чем?