Дела веры

Говоря о спасении верой, Христос утверждал необходимость подтверждения её делами: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7,21).

Апостол Иаков, брат Господень, в своём Соборном послании пишет: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?... вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто - нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва» (Иак. 2, 14, 17-20).

Но о каких делах говорится в Новом завете?

Апостол Павел пишет, что христиане «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначает нам исполнять» (Ефес. 2:10).

О каких добрых (благих) делах, предназначенных нам Господом, говорит апостол? Где критерий, позволяющий судить о них, как о «делах веры»?

Выдающийся христианский мыслитель, святой Григорий Богослов писал, что Христос пришёл, чтобы убедить «восстать от буквы и последовать духу»(Слово, 37). Спаситель обращал главное внимание не на внешнюю сторону заповедей, а на их внутреннее содержание, на их нравственную природу.

Апостол Иоанн Богословоткрыл нам, что «Бог есть Дух»(Ин. 4,24), что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»(1 Ин.4,16).

Аврелий Августин, пытаясь понять тайну Пресвятой Троицы, исходя из слов апостола, писал, что Дух - взаимная Любовь Отца и Сына: «Tria sunt: amans, et quod amatur, et amor» - «Троица: Любящий, Любимый, Любовь» (De Trinity. VIII, 10).

В условиях земной реальности любовь способна соединять людей, но не может сделать их единым целым. Но невозможное для человека достижимо в Божественном бытии. Об этом замечательно написал Николай Васильевич Гоголь: «Бог весь одна любовь, содержащая в Своей Троице и любящего, и любимого, и само действие любви. Любящий - это Бог Отец, любимый – Бог Сын, и сама любовь, их связующая, есть Бог Дух Святой».

Дух Святой – действие, излияние Божественной любви - Агапе. Этим словом в греческом языке обозначается любовь бескорыстная, отдающая, не требующая ничего взамен, не делящая людей на «своих» и «чужих». Агапе - непрерывный, направленный в окружающий мир импульс добра, переполняющего душу.

Евангельская любовь, агапэ – «дух» христианства, «одухотворяющий» её «душу» - веру. Не только сами по себе «дела закона», но даже самая сильная вера не спасают, не соединяют с Богом, если они не освящены любовью. Апостол Павел утверждал: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1. Кор. 13,1-2).

Бог – Любовь выше Закона, который Он дал людям и выше веры – Своего дара человеку. Поэтому истинная Любовь выше не только буквы Закона, но и самой сильной веры.

Вспомним слова Григория Богослова о букве и духе и обратимся к строкам Евангелия:

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на неё руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13, 10-18).

«И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошёл он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2, 23-27).

«И пришёл опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (Мк. 3, 1-5).

Мы знаем, что буква Закона требовала соблюсти субботу. Дух любви призывал помочь ближнему. Критерием «доброго дела», угодности Богу для христиан является не слепое следование предписаниям, но оказание помощи, нуждающемуся в ней, проявление не на словах, а на деле любви к Богу и ближнему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: