Схема логопедического обследования

1. Собеседование начинается с цели посещения, жалоб родителей и ребенка.

2. Осуществляется ознакомление с педагогической до­кументацией.


3. Выясняется акушерский анамнез и анамнез развития ребенка. При этом осо­бое внимание обращают на:

• предречевые вокализации (гуканье, гуление);

• появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;

• качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

4. Проводится объективное исследование ребенка.

4.1. Устанавливается эмоциональный контакт с ребен­ком, создаются правильные отношения к обследованию: выявляются интересы ребенка, его любимые занятия, игры, особенности представлений об окружающем.

4.2. Исследуются невербальные функции: изучается психомоторика, используются тесты Озерецкого.

4.3. Исследуется мышление (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, опре­деление уровня смысловой целостности рассказа).

4.4. Исследуется импрессивная речь - понимание связ­ной речи, понимание предложений, понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с различными приставками и т. п.), понимание слов (проти­воположных по значению, близких по значению).

4.5. Исследуются фонематические процессы. При этом проводятся:

• фонематический анализ - выделение звука на фоне слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам, определение коли­чества звуков в слове, дифференциация звуков по проти­вопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, свистящие-шипящие и т. п.);

• фонематический синтез - составление слов из пос­ледовательно данных звуков, составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности;

• фонематические представления - придумать слово на определенный звук.

4.6. Исследуется экспрессивная речь. При этом проверке подлежат:

• строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис. Отмечаются параметры движений - то­нус, активность, объем движения, точность выполнения, длительность, замена одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкенезии);

• состояние звукопроизношения - изолированный ва­риант, в слогах: открытых, закрытых, со стечением соглас­ных, в словах, в речи, произношение слов различной сло­говой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, уп­рощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов;

• словарный состав языка - самостоятельное дополне­ние ребенком тематического ряда, подбор синонимов, ан­тонимов родственных слов, выявление общих категориаль­ных названий.

Отмечаются: соответствие словаря возрастной норме, на­личие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, место­имений, существительных, точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между актив­ным и пассивным словарем;

• грамматический строй речи. Отмечаются: характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более), характер употребления предложно-падежных кон­струкций, состояние функции словоизменения, преобра­зование единственного числа существительных во мно­жественное в именительном падеже, образование фор­мы родительного падежа существительных в единствен­ном и множественном числе, согласование с числительны­ми, состояние функции словообразования, образование су­ществительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных), образование названий де­тенышей животных, образование глаголов с помощью при­ставок.

4.7. Исследуется состояние связной речи (воспроизве­дение знакомой сказки, составление рассказа по серии сю­жетных картинок и др.): отмечается логическая последова­тельность в изложении событий, выясняется характер аграмматизма, особенности словаря.

4.8. Исследуются динамические характеристики речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандиро­ванной речи; запинки, спотыкание, заикание) и особеннос­ти голоса (громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый).

5. Анализируется состояние письменной речи.

5.1. Исследуется навык письма (по представленным пись­менным работам в школьных тетрадях):

• выявляются навыки звукового анализа и синтеза;

• отмечаются особенности звукового анализа и синтеза;

• отмечаются особенности слухоречевой памяти;

• проверяются слуховая дифференциация фонем;

• проверяется состояние динамического праксиса;

• определяется ведущая рука (пробы А.Р. Лурия на леворукость и скрытое левшество);

• анализируются разные виды письменной деятельнос­ти (списывание, диктант, самостоятельное письмо);

• отмечаются особенности почерка;

• отмечается характер дисграфических и орфографи­ческих ошибок.

5.2. Исследуется навык чтения:

• выявляется умение правильно показать печатные и прописные буквы;

• отмечается способность правильно называть буквы;

• выявляется способность чтения слогов, слов, предло­жений, текста и отмечается характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семан­тические замены);

• отмечается характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное);

• выявляется понимание прочитанного;

• отмечается отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать).

6. Составляется логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письмен­ной речи.

7. Формулируются рекомендации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: