Методические совещания
Традиционно методическая функция чаще всего реализуется в форме методических совещаний. Практика показывает, что такие совещания рационально проводить в среднем четыре раза в год. Два из них обычно приурочены к началу (конец августа — начало сентября) и окончанию (конец мая — начало июня) учебного года. Одно из методических совещаний для системы ПМПК актуально проводить в марте-апреле, когда начинается комплектация специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Наконец, еще одно совещание актуально проводить в конце или начале календарного года (декабрь-январь). Это совещание обычно посвящено подведению итогов, анализу результатов, а также перспективному планированию деятельности ПМПК, в том числе и вопросам методического оснащения и развития технологий обследования детей и подростков с отклонениями в развитии на ПМПК.
Методические совещания обычно проводятся специалистами региональной ПМПК для специалистов муниципальных (городских, районных) ПМПК, специалистами муниципальных ПМПК для членов ПМП-консилиумов образовательных учреждений, находящихся на данной территории. Хотя бы один раз в году такое совещание желательно проводить расширенным составом, с участием представителей всех структурных подразделений системы ПМПК. Наиболее оправданы такие совещания в начале календарного или учебного года. Организация такого методического совещания ложится на плечи региональной ПМПК, которой можно рекомендовать приглашать на подобные совещания представителей науки, а также представителей наиболее эффективно работающих ПМПК Российской Федерации.
|
|
Методический совет
Ученые и практики, занимающиеся вопросами методического обеспечения деятельности ПМПК, многократно ставили вопрос о разработке единых требований к методическому оснащению ПМПК. Следует признать, что в настоящее время не существует готовых вариантов такого оснащения, которые соответствовали бы всем необходимым критериям стандартизации. В связи с этим возникает потребность в деятельности методического совета системы ПМПК, который может создаваться на базе региональной ПМПК преимущественно из ее специалистов, но с участием наиболее высококвалифицированных специалистов других ПМПК и ПМПк региона.
Основными вопросами, которые нуждаются в обсуждении и согласовании членами методического совета, являются следующие.
1) Достижение договоренности об использовании в условиях ПМПК единого пакета диагностических методик для обследования детей и подростков с отклонениями в развитии. Речь идет не только о едином списке методик, но и об их стандартном виде. При этом следует помнить, что в рамках этого единого набора диагностических методик для каждого конкретного ребенка выбираются те методики, которые соответствуют индивидуальному плану обследования этого ребенка.
|
|
Не исключено, что всем структурным подразделениям системы ПМПК следует применять ко всем детям и подросткам минимальный «базисный» набор методик. Это даст возможность для сравнения результатов, статистического анализа состояния детской популяции по наиболее существенным для цели и задач ПМПК параметрам. Одним из таких параметров безусловно является уровень развития и структура интеллекта.
Возможно введение некоторых медицинских параметров, в частности отражающих состояние сенсорной сферы (зрения, слуха) и общей и мелкой моторики, а также латерализации сенсомоторных функций (преобладание лево-правой ориентации).
Среди медицинских параметров важное значение имеют сведения об осложнениях во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном развитии.
Можно рекомендовать и краткое обследование всех детей соответствующих возрастных категорий с помощью небольшого единого набора средств, оценивающих состояние знаний, умений и навыков.
Наряду с важностью единого вида такого «базисного» набора методик, существенной является возможность количественного или схематического (например, графического) отображения результатов обследования. Для фиксации результатов обследования (в том числе и повторных обследований) ребенка на ПМПК можно предложить форму «Индивидуального паспорта развития ребенка», в котором фиксируется информация в соответствии с «базисным» компонентом обследования.
В отличие от карты развития ребенка, которая хранится в ПМПК, «паспорт» хранится у родителей (законных представителей) ребенка и может предъявляться ими при самостоятельном или по направлению обращении к другим специалистам, в другие учреждения и ведомства в связи с вопросами развития ребенка.
2) На методическом совете могут быть приняты единые требования к процедуре обследования ребенка на ПМПК с учетом того, что план и методические средства обследования индивидуализированы в соответствии с конкретными показаниями.
3) Достижение договоренности о единых требованиях к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности ПМПК.
4) Для повышения уровня компетентности в методических вопросах представляется важным повышение квалификации специалистов ПМПК. В настоящее время в системе образования действует правило о повышении квалификации на курсах, в соответствии со специальностью, не реже одного раза в 5 лет. Отчет о результатах повышения квалификации может быть представлен перед собранием специалистов ПМПК в форме обобщенного устного сообщения с акцентом на новых тенденциях в работе ПМПК.