ПМПК - психолого-медико- педагогическая консультация (городская) - комиссия (районная) - консилиум (образовательное учреждение);
Обследование детей - одна из основных задач диагностических центров, консультаций.
Главная цель обследований - всестороннее изучение ребенка, определение причин нарушения его психофизического развития, нахождение возможных путей его лечения и психолого-педагогической коррекции.
Продолжительность обследования - около 1 часа - с 5-10 мин. перерывом.
В работе комиссий и центров важная роль принадлежит психологу.
Общие положения психологической диагностики отклонений в развитии детей:
1. Психологическое обследование является необходимой составляющей частью комплексного медико-физиологического, психолого-педагогического и социального обследования.
До обследования - сбор разносторонней информации о ребенке ознакомление со сведениями о том, как протекали беременность и роды, с анамнезом ребенка, социальным статусом семьи, взаимоотношениями членов семьи, воспитанием ребенка в семье или детском саду. Выясняется, где и как воспитывался, обучался ребенок, получал ли коррекционно-педагогическую помощь, Если да - то какую.
|
|
Перед обследованием необходимо иметь заключение о состоянии соматического и физического статуса ребенка
2. Обследование должно быть всесторонним. Изучение психики ребенка, всех его сторон - познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обследуемого.
3. Учитывать возраст обследуемого ребенка, предполагаемый уровень его развития. Форма и содержание предъявляемого для обследования материала должны этому соответствовать в обязательном порядке.
4. Обследование должно проходить в привычной для ребенка форме деятельности.
1-й, 2-й год жизни | преобладает наблюдение за спонтанной двигательной активностью, вокальными и речевыми реакциями, действиями с предметами, взаимоотношениями со взрослыми. Постепенное подключение психолога в предметные действия ребенка, в разные виды общения с ним |
2-3 года | обследование осуществляется в плане конструктивной и графической деятельности, организуемой в виде игры. Частью данного обследования является и речевое общение |
4-5 лет | сохраняются те же основные виды деятельности. Возрастает строгость процесса обследования. Задания, предлагаемые для выполнения ребенку взрослым включают элементы делового общения взрослого с ребенком. |
с 6 лет | преобладает деловое общение с обязательным включением предметно-практической и игровой деятельности. |
10 лет | обследование проводится в форме заданий учебного характера. Предлагаются наглядные и графические задания. |
5. Подбор системы диагностических заданий для каждого возрастного этапа должен быть строго научно обоснован. В соответствии с этим для диагностики нужно использовать те задания, характер выполнения которых соответствует определенной научной квалификации. Таким образом выявляются те стороны психической деятельности, которые необходимы для правильного выполнения задания.
|
|
6. Доступность предлагаемых для выполнения заданий. Ребенку или подростку должны предъявляться такие задания, которые могут быть выполнены правильно и успешно. В случае ошибочного их выполнения следует предлагать задания, ориентированные на более ранний возраст. Аналогичным образом продолжать обследование до успешного выполнения заданий. После чего можно вернуться к более сложным вариантам тех заданий, которые в начале обследования были выполнены неверно.
Такой способ предоставляет возможность выяснить причину неуспеха в начале обследования - временные ли это недостатки функционального состояния ребенка (подростка) или относительно низкий уровень его психического развития.
7. Необходимо выяснить максимальные возможности ребенка на день обследования (определение зоны его ближайшего развития). В этих целях:
а) диагностический набор должен включать задания разной степени сложности, но имеющие общую направленность. Ребенку предлагаются задания по возрастающей степени сложности, и определяется, какие из них для правильного самостоятельного решения, а какие нет;
б) предусмотреть заранее характер и виды помощи, которая может состоять-
· в указаниях на неправильность или неточность ответа или действия,
· в предложении посмотреть внимательно, подумать еще.
Далее помощь детализируется, может предлагаться в ходе выполнения задания; психолог привлекает внимание ребенка к неправильно понятой или неправильно выполненной части задания.
· указывается на необходимое место объекта, предлагается повторить или прочесть еще раз определенную часть условия задания;
При неэффективности этих видов помощи психолог может показать-
· правильное выполнение той части задания, которая ошибочно делалась ребенком, после чего просить его снова выполнить задание.
Результаты самостоятельных решений заданий разной степени сложности и действенность оказываемых видов помощи дают основание для характеристики
· уровня развития психических процессов у ребенка,
· предлагаемых способов формирования и совершенствования этих процессов в условиях коррекционного обучения и воспитания.
Психологу следует иметь все исследовательские средства - наборы диагностических методик с точными указаниями:
1) для кого они предназначены;
2) исследуемых сторон психического развития;
3) процедуры взаимодействия взрослого и ребенка при выполнении каждой группы заданий;
4) предусматриваемых видов помощи в случаях затруднений и ошибок у ребенка;
5) способов обработки полученных результатов и допустимых вариантов оценочных суждений на их основе.
Младшие дети - познавательные процессы, речь, представления об окружающем, пространственная ориентировка, навыки мелкой моторики, владение элементарными математическими знаниями.
Старшие дети - дополнительно включаются задания на выявление интересов, склонностей, отношений к окружающему миру и самому себе и др. личностные особенности.
В аресенале психолога должны быть методики для детей разных возрастов - уровень развития обследуемого может оказаться много ниже (выше) возрастных норм. Возможны варианты развития парадоксального характера - запаздывание в развитии одних сторон психики при достаточно высоком уровне развития других.
|
|
Организацию деятельности ребенка можно наблюдать при выполнении заданий с предметами, их изображениями, сюжетными картинками.
Волевые качества прослеживаются при преодолении трудностей во время выполнения все более усложняющихся заданий.
Разные по форме и содержанию задания вызывают те или иные эмоциональные состояния у детей.
Особенности поведения и работоспособности обнаруживаются у детей во время полного обследования.