Организация системы комплексной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

ПМПК - психолого-медико- педагогическая консультация (городская) - комиссия (районная) - консилиум (образовательное учреждение);

Обследование детей - одна из основных задач диагностических центров, консультаций.

Главная цель обследований - всестороннее изучение ребенка, определение причин нарушения его психофизического развития, нахождение возможных путей его лечения и психолого-педагогической коррекции.

Продолжительность обследования - около 1 часа - с 5-10 мин. перерывом.

В работе комиссий и центров важная роль принадлежит психологу.

Общие положения психологической диагностики отклонений в развитии детей:

1. Психологическое обследование является необходимой составляющей частью комплексного медико-физиологического, психолого-педагогического и социального обследования.

До обследования - сбор разносторонней информации о ребенке ознакомление со сведениями о том, как протекали беременность и роды, с анамнезом ребенка, социальным статусом семьи, взаимоотношениями членов семьи, воспитанием ребенка в семье или детском саду. Выясняется, где и как воспитывался, обучался ребенок, получал ли коррекционно-педагогическую помощь, Если да - то какую.

Перед обследованием необходимо иметь заключение о состоянии соматического и физического статуса ребенка

2. Обследование должно быть всесторонним. Изучение психики ребенка, всех его сторон - познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обследуемого.

3. Учитывать возраст обследуемого ребенка, предполагаемый уровень его развития. Форма и содержание предъявляемого для обследования материала должны этому соответствовать в обязательном порядке.

4. Обследование должно проходить в привычной для ребенка форме деятельности.

1-й, 2-й год жизни преобладает наблюдение за спонтанной двигательной активностью, вокальными и речевыми реакциями, действиями с предметами, взаимоотношениями со взрослыми. Постепенное подключение психолога в предметные действия ребенка, в разные виды общения с ним
2-3 года обследование осуществляется в плане конструктивной и графической деятельности, организуемой в виде игры. Частью данного обследования является и речевое общение
4-5 лет сохраняются те же основные виды деятельности. Возрастает строгость процесса обследования. Задания, предлагаемые для выполнения ребенку взрослым включают элементы делового общения взрослого с ребенком.
с 6 лет преобладает деловое общение с обязательным включением предметно-практической и игровой деятельности.
10 лет обследование проводится в форме заданий учебного характера. Предлагаются наглядные и графические задания.

5. Подбор системы диагностических заданий для каждого возрастного этапа должен быть строго научно обоснован. В соответствии с этим для диагностики нужно использовать те задания, характер выполнения которых соответствует определенной научной квалификации. Таким образом выявляются те стороны психической деятельности, которые необходимы для правильного выполнения задания.

6. Доступность предлагаемых для выполнения заданий. Ребенку или подростку должны предъявляться такие задания, которые могут быть выполнены правильно и успешно. В случае ошибочного их выполнения следует предлагать задания, ориентированные на более ранний возраст. Аналогичным образом продолжать обследование до успешного выполнения заданий. После чего можно вернуться к более сложным вариантам тех заданий, которые в начале обследования были выполнены неверно.

Такой способ предоставляет возможность выяснить причину неуспеха в начале обследования - временные ли это недостатки функционального состояния ребенка (подростка) или относительно низкий уровень его психического развития.

7. Необходимо выяснить максимальные возможности ребенка на день обследования (определение зоны его ближайшего развития). В этих целях:

а) диагностический набор должен включать задания разной степени сложности, но имеющие общую направленность. Ребенку предлагаются задания по возрастающей степени сложности, и определяется, какие из них для правильного самостоятельного решения, а какие нет;

б) предусмотреть заранее характер и виды помощи, которая может состоять-

· в указаниях на неправильность или неточность ответа или действия,

· в предложении посмотреть внимательно, подумать еще.

Далее помощь детализируется, может предлагаться в ходе выполнения задания; психолог привлекает внимание ребенка к неправильно понятой или неправильно выполненной части задания.

· указывается на необходимое место объекта, предлагается повторить или прочесть еще раз определенную часть условия задания;

При неэффективности этих видов помощи психолог может показать-

· правильное выполнение той части задания, которая ошибочно делалась ребенком, после чего просить его снова выполнить задание.

Результаты самостоятельных решений заданий разной степени сложности и действенность оказываемых видов помощи дают основание для характеристики

· уровня развития психических процессов у ребенка,

· предлагаемых способов формирования и совершенствования этих процессов в условиях коррекционного обучения и воспитания.

Психологу следует иметь все исследовательские средства - наборы диагностических методик с точными указаниями:

1) для кого они предназначены;

2) исследуемых сторон психического развития;

3) процедуры взаимодействия взрослого и ребенка при выполнении каждой группы заданий;

4) предусматриваемых видов помощи в случаях затруднений и ошибок у ребенка;

5) способов обработки полученных результатов и допустимых вариантов оценочных суждений на их основе.

Младшие дети - познавательные процессы, речь, представления об окружающем, пространственная ориентировка, навыки мелкой моторики, владение элементарными математическими знаниями.

Старшие дети - дополнительно включаются задания на выявление интересов, склонностей, отношений к окружающему миру и самому себе и др. личностные особенности.

В аресенале психолога должны быть методики для детей разных возрастов - уровень развития обследуемого может оказаться много ниже (выше) возрастных норм. Возможны варианты развития парадоксального характера - запаздывание в развитии одних сторон психики при достаточно высоком уровне развития других.

Организацию деятельности ребенка можно наблюдать при выполнении заданий с предметами, их изображениями, сюжетными картинками.

Волевые качества прослеживаются при преодолении трудностей во время выполнения все более усложняющихся заданий.

Разные по форме и содержанию задания вызывают те или иные эмоциональные состояния у детей.

Особенности поведения и работоспособности обнаруживаются у детей во время полного обследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: