Ишмурат Ильбаков


Меня, как любого живущего на земле сознательного человека, как музыканта, как гражданина своей республики и прежде всего, как патриота своего народа, как всех творческих людей, тревожит и волнует будущее. В частности, мне небезразлично, что станет с языком и музыкой моего народа через сто и даже тысячу лет.

Пока народ говорит на своем языке, будут жить его песни, легенды, сказки, эпосы, а значит, он сохранит свою самобытность, он не будет ассимилирован другими народами, он останется независимым. Если народ силен как этнос, он сам будет влиять на развитие и преобразование других народов посредством своего языка, культуры, в том числе музыки, литературы, художественного искусства.

Зависимыми могут быть государства, даже если это развитые, могущественные государства. И если юридически суверенитет их закреплен во внутреннем и международном праве, фактически государства зависимы друг от друга в политике, экономике. Но если народ, населяющий страну, обладает высоким уровнем национального самосознания, ответственностью за свое будущее и будущее своих детей, такое государство поистине имеет огромный потенциал и большую перспективу развития.

Мы – люди искусства, так же как и само искусство, вне политики, но мы ответственны за сохранение национальных традиций, обычаев, культуры, языка. И в этом деле сила искусства неоценима. Искусство, и в частности, музыка, не знают границ, это красота. А красота, как известно, спасет мир!

Башкирское слово «кураган-кипкэн» по-русски означает «сухой, хрупкий». И свое название тростниковый древний музыкальный духовой инструмент курай получил именно исходя из этого определения.

На первый взгляд курай кажется очень простым музыкальным инструментом, и в то же время до сих пор остается совершенно неизученным. Остается пожелать нашим потомкам продолжить его изучение, ведь эта одна из проблем, позволяющих и в наши дни писать публикации, защищать диссертации и даже делать научные открытия в этой сфере.

Что значит курай для башкирского народа? На протяжении многих веков, со времен глубокой древности до наших дней курай остается его неразделимым спутником. Когда на душе было тяжело, башкир брал в руки курай. В праздники веселились, пели и танцевали тоже под звуки курая. Курай поднимал народ на справедливую борьбу против завоевателей и на священные восстания за свободу. И, конечно же, красоту родного края воспевал тот же курай.

Курай – это история башкирского народа, его культура и судьба. Это символ самосохранения нации, ее сплочения, гордости. В древности кураисты по традиции, в обязательном порядке должны были знать все песни, их истории и легенды, связанные с той или иной мелодией и уметь рассказывать их своим слушателям перед началом игры.

Поэтому, мы можем сказать, что вся наша история – в песнях. Для подтверждения этого достаточно перечислить всего несколько из сотен народных песен. Это «Сыр-Дарья», «Порт Артур», «Наполеон Бонапарт», «Журавлиная песнь» и, конечно же, «Урал».

Кураиста, в прошлом в народе воспринимали как человека образованного, обладающего высокой культурой, он пользовался большим уважением. А сегодня, если взглянуть глазами современного человека, кураист – это музыкант, композитор, фольклорист и поэт в одном лице. Именно кураисты, передавая из поколения в поколение свои знания, опыт и сохраняя любовь к своему народу, донесли до нас старинные народные песни, легенды и эпосы. Вот что такое курай и каково значение личности кураиста в сохранении истории народа башкир!

Курай является башкирским музыкальным инструментом и, как мы уже выяснили, занимает главное место в башкирской народной культуре и быту. И неслучайно в наше время именно цветок курая[1] украшает государственный флаг республики и изображен на гербе Башкортостана. В государственном гимне республики на фоне духового оркестра солирует башкирский курай. И это закономерно, потому что именно башкиры сохранили высокую школу игры на курае. И мы вправе гордиться этим, и если хотите, даже хвалится перед всем миром. Ибо вместе с кураем была бы безвозвратно утеряна и значительная часть мировой музыкальной культуры, истории одного из этносов, а равно были бы утрачены постулаты духовности, нравственности народа.

Сохранение традиций игры на курае свидетельствует о душевности и исконно глубокой мелодичности башкирского народа. К примеру, если взять такие песни как «Буранбай», «Урал», «Абдрахман», «Сибай» и прочие песни и перевести их на другие, пусть даже очень близкие, языки (татарский или казахский) и попытаемся спеть, мы не услышим той мелодичности, свойственной башкирским народным песням. И трудно представить исполнение протяжной башкирской народной песни без сопровождения курая.

Как отмечалось выше, курай является одним из древнейших музыкальных инструментов. Родственные инструменты курая можно встретить у казахов – сыбызгы, у алтайцев, киргизов – шор, у туркмен – туйдук, у тюрков — коваль и.т.д. Если звучанием и пальцовкой игры курай отличается от перечисленных инструментов, то постановкой одинаков, что подтверждает близость этих инструментов и родственность народов.

Своим звучанием курай напоминает флейту, а при игре с горловым призвуком (бурдоном) – что-то вроде гобоя, английского рожка, иногда кларнета и даже напоминает звучание органа.

Музыкальные звуки у каждого солиста-кураиста тембрально отличаются, т.е. даже когда мы не видим кураиста (например, слушаем по радио) – по звукоизвлечению – мы можем определить, кто играет. Звуковой тембр курая зависит даже от того, каков вокальный голос у солиста – тенор, баритон или бас. Например, обладателю низкого голоса проще играть грудным голосом (узлэу)[2], как принято говорить у кураистов, на второй позиции, а если у кураиста тенор, то, наоборот, на первой. Звук на курае зависит даже от того, сыт человек или голоден. Например, если он играет на голодный желудок, то обертонов меньше, т.е. звук беднее.

Если хорошо прислушаться, можно отличить курай, сделанный из дерева, от природного (т.е. тростникового) курая. А деревянные кураи издают разные звуки, если они изготовлены из разных пород дерева. Кураи, сделанные из одного материала – например, шпона (дерева), – и по одной технологии, различаются по звуку, если при этом созданы разными мастерами.

В последнее время появился курай цельный – прямовыточенный и просверленный из дерева. Металлический курай издает своеобразный звук, у пластикового или пластмассового – свои обертона.

Звук зависит не только от материала, но и от диаметра трубки, длины, и прочих параметров. При постановке игры на курае исполнитель удлиняет лабиальную трубку за счет своей амбюшуры (полости рта) еще на 7-9 см. Физиология каждого человека индивидуальна, поэтому кто-то при игре может повышать или наоборот понижать изначальный звук курая. Поэтому в практике вычисления применяется средний показатель – 8 см.

Курай – солирующий и прекрасно аккомпанирующий инструмент. В настоящее время для курая пишутся пьесы, этюды и другие, более сложные, произведения. К примеру, у Кукубаева есть «Пьеса для курая с оркестром», обработки для ансамбля кураистов. Очень много сделано для развития школы игры на курае композитором Айратом Кубагушевым и моим педагогом Ришатом Рахимовым. Особенно бесценны работы кураиста-композитора Кубагушева для ансамблей кураистов. Конечно, если я не упомянул бы здесь имя великого кураиста-основоположника профессиональной школы игры на курае, Гаты Зулькафиловича Сулейманова, взял бы большой грех на душу. Его вклад неоценим, т.к. в 70-х годах, несмотря на препятствия и бюрократизм этого времени, он сумел открыть класс курая при Уфимском училище искусств. Именно это событие дало толчок развитию курая и продолжению обучения на этом древнем двухтысячелетнем инструменте и поистине дало второе дыхание. За это ему низкий поклон!

Курай звучал и звучит во многих странах мира. Как и другие музыкальные инструменты он способствует росту мировой культуры. Выдающимися кураистами в свое время стали Юмабай Исэнбаев, Ишмулла Дильмухаметов, Нажметдин Хасанов, Загир Исмагилов, Гата Сулейманов, Карим Дияров. Их заслуги и талант признаны и в наши дни. Но среди них не могу не выделить, кумира сотен и тысяч музыкантов-кураистов, в том числе моего кумира, человека с громким именем, Ишмуллы Ишкалеевича Дильмухаметова-«кураиста-соловья», в 60-80 годах объездившего весь мир с концертами.

В настоящее время талантливыми, профессиональными кураистами и продолжателями традиционной игры на курае являются мои коллеги Народный артист РБ, Заслуженный артист РФ Азат Аиткулов, Заслуженные работники культуры РФ Юлай Гайнетдинов и Ришат Рахимов, Заслуженный артист РФ Рамиль Гайзуллин, Народный артист РБ Расуль Карабулатов, Заслуженные артисты РБ Роберт Юлдашев, Раушан Биктимиров, Ильшат Ишмуратов, Рустам Шарипов, Ильшат Султангареев и многие-многие другие.

Не столь важно, в какое время играл или играет на курае человек, важно, что он из народа и играет для народа, сохраняя и пропагандируя народную культуру, и доказывая каждым своим выходом на сцену, что он является истинным носителем этой самой культуры.

Народный артист Республики Башкортостан,

Лауреат Всероссийских конкурсов,

Лауреат фестиваля «Хоомей» - узляу (горловое пение),

участник культурных программ Олимпиады-80

и Московского Фестиваля молодежи и студентов-85

Ишморат Каюмович Ильбаков.


[1] Курай – тростниковое растение, произрастающее в горах, долинах, в лесу на Южном Урале, в горных районах Башкортостана, Оренбургской, Пермской, Свердловской,Челябинской областях.

[2] Один из способов игры на курае.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: