ГОУ «Северодвинская специальная (коррекционная) школа – интернат»

Справка по комплексному контролю:

«Адаптация первоклассников к школьному обучению»

С 05 по 30 сентября 2011 г. в школе проведено плановое обобщение психолого – педагогических условий адаптации первоклассников к школьному обучению.

Цель контроля: определить степень обеспечения психолого – педагогических условий обучения первоклассников.

Объект контроля Вопросы контроля
Учителя начальной школы Создание условий для изучения программного материала.
Создание предметно- пространственной среды 1.Особенности в методике преподавания. 2.Соблюдение изучения программного материала 3.Уровень формирования общеучебных навыков 4.Индивидуальный и дифференцированный подход в работе с учащимися 5. Формирование мотивационной деятельности учащихся на уроках
Организация режима школьной жизни первоклассника  
Организация оздоровительно – профилактической работы  

В 2010-2011 учебном году в школе сформировано два первых класса: 1 класс, обучающийся по общеобразовательной программе «Школа России» и 1 коррекционный класс – по программе коррекционной школы VIII вида. В них обучается 13 воспитанников.

В 1 общеобразовательном классе – 8 детей, в том числе один воспитанник на домашнем обучении; из 8 воспитанников 7 вновь поступившие в школу, 1- на повторном дублировании. В1 коррекционном - 5 детей, из них 1 – вновь поступивший, 2- на повторном дублировании, 2 – переведены с общеобразователь- ной программы решением областной ПМПК от 26 апреля 2010г.

Педагогический состав, работающий в первых классах достаточно квалифицирован- ный. В первом общеобразовательном классе работает учитель первой квалификаци- онной категории – Тупикова Л.П., воспитатели – Кушникова Ирина Юрьевна (специальность: педагог- психолог), Терехина Елена Анатольевна (специальность: учитель начальных классов). В 1 коррекционном классе – учитель первой квалификационной категории Чернышева Е.В., воспитатели – Галушина Л.В.,1 квалификационная категория (специальность: олигофренопедагог), Клюкина Елена Александровна (специальность: педагог-дефектолог)

Заместителем директора по УВР, педагогом – психологом, учителем - логопедом посещались уроки во время контроля с целью наблюдения за адаптацией учащихся к школьной жизни, выявления трудностей адаптационного периода и учёта учителями возрастных и психо-физических особенностей детей. Для успешного обучения школьников педагоги учитывают особенности их адаптации (привыкание, приспо- собление) к школьной жизни. Педагоги строят свою деятельность с учётом степени адаптации: на уроках и занятиях создают спокойную доброжелательную обстанов- ку, подчёркивают достоинства и успехи детей, стараются наладить отношения среди детей в классе. Есть дети невнимательные, неусидчивые, быстро утомляемые, не умеющие управлять своим поведением. Поэтому учителя Тупикова Л.П. и Чернышева Е.В.терпеливы и терпимы по отношению к детям, не делают резких замечаний, фиксируют внимание на положительных проявлениях ученика, используют разнообразные приемы смены деятельности. В процессе обучения они учитывают индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка. Педагоги на уроках дают возможность каждому ребёнку работать в присущем ему темпе и в меру своих способностей. Большое место на занятиях отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных, временных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические приемы и материалы.

Учебная деятельность на уроках музыки включает в себя ярко выраженные игровые моменты. Учитель Костылева Е.В. использует образно – игровые приёмы, что позволяет сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся; устраняет двигательную пассивность, и перегрузку детей в первые месяцы их обучения.

В период адаптации к новым для ребёнка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. На уроках изобразительного искусства учителя создают творческое сотрудничество, доверительные отношения.

Основные направления работы на уроках трудового обучения включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики руки, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приёмов работы с ручными инструментами и пр.

Учитывая особенности первоклассников, уроки учителя строят на основе двух структурных элементах: оргмомент и основная часть. Оргмомент используется для обучения детей умениям организовать рабочее время (достать учебник, разложить необходимые пособия, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.) Здесь педагоги терпеливо проводят длительную работу, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать.

Основная часть урока состоит из нескольких видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр и игровых моментов как структурной части урока. Большое внимание на уроках и занятиях педагогами уделяется воспитательным моментам: умению слушать учителя и одноклассников, уважительному отношению друг к другу, взаимопомощи, толерантности. Тупикова Л.П. учит детей само- и взаимоконтролю, умению высказывать и доказывать свою точку зрения; в процессе инсценирования сказок выявляет и развивает творческие способности детей.

Каждый урок и воспитательское занятие имеют коррекционную направленность. Коррекция нарушенных функций воспитанников осуществляется также в ходе индивидуально-групповых занятиях, включающих в себя: ЛФК, занятия с логопедом, педагогом-психологом, основным учителем класса.

Домашние задания в первом классе не задаются (письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» от 25.09.2000г. №2021/11-13)

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ: исключается система отметочного оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников.

В процессе обучения и воспитания педагоги учитывают индивидуальные особенности ребёнка. Им известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные пришли дети и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно- волевого развития. Педагоги применяют формы индивидуальной дифференцированной работы в первых классах:

· Задания разной степени трудности

· Специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр..

· Предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создаёт благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Режим школьной жизни первоклассников соответствует требованиям СанПиНа. Кабинеты, в которых осуществляется обучение и воспитание школьников располагаются на втором этаже. Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом за столом в соответствии с состоянием слуха и зрения. Наполняемость в 1 классе не превышает допустимую требованиям нормативных документов; в1 коррекционном классе также соответствует нормативным требованиям.

Годовой календарный учебный график для первоклассников имеет следующую структуру:

Четверть Продолжительность четверти Количество учебных недель Продолжительность каникул
  01.09-30.10.11   31.11-06.11.11
  07.11-28.12.11   29.12-11.01.11.
  12.01.12-25.03.12   Февраль (дополнительные каникулы) 20.02.12-26.02.12 26.03 – 01.04. 12
  02.04.12- 31.05.12    

Данный календарь не противоречит Типовому положению об образовательном учреждении, закону РФ «Об образовании».

· Обучение весь год в 1-ую смену с 9.00 часов

· Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объёму учебной нагрузки

· Уроки проводятся по 35 мин.

· Расписание составлено с учетом периодов утомляемости в течение учебного дня и недели.

Организация оздоровительно – профилактической работы с первоклассниками осуществляется в соответствии с нормативными документами:

1. Медико – педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников: медицинский осмотр детей, поступивших в школу, мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей;

2. Все дети посещают занятия ЛФК.

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей: ежедневная физзарядка, игры на ковре; согласно письму МО РФ физкультминутки проводятся на каждом уроке по мере наступления утомления у обучающихся.

4. Воспитателями групп осуществляется ежедневная прогулка и подвижные игры на свежем воздухе

5. Введен послеобеденный сон.

Классные руководители 1 и 1коррекционног классов изучили условия жизни каждого ребёнка в семье, проводят собеседования и консультации с родителями, родительские собрания. Совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе приводят к благоприятному течению адаптации учащихся к обучению.

Психологом школы проведено психодиагностическое исследование. В ходе контроля выявлены дети с отклонениями в поведении и обучении, что затрудняет им адаптироваться, спланирована работа по преодолению трудностей адаптацион- ного периода.

Учителями-логопедами в ходе обследования выявлены дети, имеющие различные нарушения речи и определены на логопедические занятия.

Предложения:

● Педагогам, работающим в 1-х классах продолжить работу по отслеживанию процесса адаптации воспитанников.

· Педагогам продолжать работу по формированию внимания, умения слушать и слышать. Добиваться выполнения инструкции каждым учащимся.

· Учителям, воспитателям и педагогу-психологу продолжить работу по формированию у первоклассников учебной мотивации, созданию на уроках, занятиях благоприятного эмоционального фона с целью снижения напряжения и тревожности.

· Через индивидуальные и групповые занятия, консультации с педагогами и родителями педагогу психологу школы и социальному педагогу оказывать психолого – педагогическую помощь.

06.10.10 Зам. директора по УВР ____________ Л.Ю. Богданова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: