Методы разрешения конфликтов
Управленческая деятельность включает конфликт по определению, целенаправленно влияет на объект и субъект управления. Однако нельзя абсолютизировать возможности управленца, т. к. в социуме фактор неопределенности действует в большей степени, чем в иных областях.
Более 85% конфликтов в системе управления разрешаются внеюридическими методами.
Существует ряд точек зрения на методы обращения с конфликтом. Есть упрощенные видения методов, когда все сводится к трем типам:
- уходу от конфликта;
- подавлению конфликта;
- управлению конфликтом.
Есть детальные изложения применяемых методов.
В целом методы разрешения конфликтов разделяются на две группы: стратегические и тактические.
Стратегические методы — применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:
- планирование социального развития;
- информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации;
- использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации;
- организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников;
- наличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы;
- адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп.
Тактические методы исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом, которая предполагает две базовые тактики:
|
|
- соперничество,
- приспособление
и три производные тактики:
- уклонение,
- компромисс,
- сотрудничество.
Практически все применяемые методы урегулирования конфликта вмещаются в эту внешне простую схему.
Тактические методы управления конфликтом К. Томаса