План.
- Понятие о способностях.
- Природные предпосылки развития способностей.
- Виды способностей.
- Уровни способностей.
- Развитие способностей.
1. Способности –это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.
Способности проявляются в процессе деятельности, пока человек не приступил к деятельности, мы можем лишь предполагать у него какие-либо способности. Они называются потенциальными. Когда же человек выполняет деятельность, мы говорим об актуальных способностях. Способности также бывают общими и специальными. При общих способностях наблюдается успешное занятие различными видами деятельности. Специальные способности позволяют человеку успешно заниматься каким-либо одним видом деятельности.
Недостаток какой-либо способности может быть компенсирован за счет успешного развития другой. Это свойство компенсации дает широкие возможности овладения различными видами деятельности.
Способности не только проявляются в соответствующей деятельности, но и совершенствуются в ней.
Между способностями и знаниями существует тесная связь, но отсутствие знаний нельзя принимать за отсутствие способностей.
2. Некоторые ученые считают, что способности имеют наследственное происхождение, что они запрограммированы в генах и являются даром природы. Другие считают, что обучение, воспитание и условия жизни активно формируют способности человека, но они признают и роль биофакторов как природных предпосылок развития способностей.
Задатки – это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга нервной системы, анализаторов, которые обусловливают индивидуальные различия между людьми и влияют на развитие их способностей.
В качестве задатков следует рассматривать соотношение первой и второй сигнальных систем. Павлов выделил три специальных типа ВНД:
1. Художественный тип, с преобладанием первой сигнальной системы. Для художественного типа характерны яркость впечатлений и памяти, богатство воображения, эмоциональность. На основе этого типа формируются способности актера, писателя, художника, музыканта.
2. Мыслительный тип, с преобладанием второй сигнальной системы. Для него характерна склонность к анализу и систематизации, абстрактному мышлению. На основе этого типа формируются способности математика, философа, лингвиста.
3. Средний тип характеризуется относительной уравновешенностью сигнальных систем. Задатки не гарантируют развитие способностей, а являются одним из условий для этого.