4.5.1. Наука включает два уровня знаний:
а) эмпирический уровень дает первичную информацию на основе наблюдения;
б) теоретический уровень соответствует обобщению частных теоретических моделей в развитую теорию.
4.5.2. Соответственно выделяются две группы методов научного познания:
а) на эмпирическом (опытном уровне) выделяют:
- наблюдение (целенаправленное восприятие объекта изучения);
- описание (закрепление восприятия искусственными или естественными языками);
- измерение (сравнение предметов по сходным свойствам);
- эксперимент (вмешательство в изучаемый процесс).
Особое значение имеет моделирование. Это изучение оригинала путем создания копии, отражающей изучаемые свойства. Модели бывают по принципу упрощения (опускаются детали) и по аналогии (по подобию). Сейчас широко применяется математическое моделирование, где объект заменяется системой математических уравнений.
Моделирование часто становится основой эксперимента и средством экономии количества опытов и наблюдений.
б) на теоретическом уровне познания преобладают:
- анализ (расчленение предметов на составные части);
- синтез (соединение ранее выделенных элементов изучаемого объекта);
- индукция (переход от частных посылок к общим выводам);
- дедукция (переход от общих посылок к частным выводам;
- абстрагирование (выделение только интерпретируемых свойств и образование понятий);
- обобщение (установление общих свойств и переход от частных понятий к более общим; например, клен и липа - это лиственные деревья).
Группируются методы парно, выступая двумя взаимосвязаннымии и взаимооборачивающимися сторонами фактически одного и того же метода познания.
Раздел III. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)
Тема 3.1. Философия и научная картина мира.
Урок 17 - 18. Философия и научная картина мира.