Отрицание (отказ)

Лапланш / Понталис: Процедура, посредством которой субъект выражает одно из своих ранее вытесненных желаний, мыслей и чувств, продолжая искать от него защиты и отрицая, что это его собственное желание, мысль, чувство.

Райкрофт: Защитный механизм, посредством которого:

а) отрицается некоторое болезненное переживание;

б) отрицается некоторый импульс или часть себя.

Понятно, что а) и б) различные процессы. По Фрейду, отрицание болезненных восприятий является общим проявлением принципа удовольствия, где отрицание есть часть галлюцинаторного исполнения желаний. Вследствие этого все болезненные восприятия вынуждены преодолевать сопротивление принципа удовольствия.

Отрицание некоторых сторон себя есть нечто более сложное, поскольку, согласно М. Кляйн, за этим следуют расщепление и проекция, в результате чего пациент отрицает наличие у себя таких-то чувств, но продолжает убеждать, что у кого-то другого они есть.

Отрицание психической реальности является, в частности, проявлением маниакальной защиты, оно заключается в отрицании внутренней важности переживания, в частности, депрессивных чувств.

Отрицание следует отличать от отказа, при котором болезненное восприятие допускается в сознание в отрицательной форме, например, первым знаком головной боли является мысль: “Как хорошо, что у меня так долго не болела голова”. Или то, что некая фигура в сновидении заменяет мать, получает объяснение: “Все-таки это была не моя мать”. Суть дела здесь в следующем - мысль о том, что это могла быть мать, должна была в начале возникнуть, чтобы затем от нее отказаться.

Понимание механизма отрицания расширяет А. Фрейд (1937), иллюстрируя его на примере детей и применительно к реальности, для избегания объективного неудовольствия и объективной опасности. Здесь Я ребенка отказывается осознавать некоторую неприятную реальность. “Прежде всего он поворачивается к ней спиной, отрицает ее и в воображении обращает нежелательные факты. Так “злой” отец становится в фантазии ребенка защищающим животным, в то время как беспомощный ребенок становится обладателем могущественных замещений отца”. Фрейд считает, что этот механизм относится к нормальной фазе в развитии детского Я, но когда он возникает в последующей жизни, то указывает на развитую стадию психического заболевания. “По-видимому исходная значимость мечты как способа защиты против объективной тревоги утрачивается с окончанием раннего периода детства”.

Кроме отрицания действительности посредством фантазии ребенок прибегает к отрицанию в слове и действии, опять же для того, чтобы не осознавать болезненные впечатления, поступающие извне. Это чаще всего можно видеть на примере игры в целом или исполнение какой-либо роли в частности (укротитель львов, какое-либо животное или человек).

Идеализация. (Фрейд пришел к понятию идеализации при разработке теории нарциссизма).

Лапланш / Понталис: Психический процесс, посредством которого положительные качества и достоинства объекта преувеличиваются, а сам он трактуется как нечто совершенное. Идентификация с идеализированным объектом способствует образованию и развитию в личности т. н. идеальных инстанций (Я-идеальное, Идеал-Я).

(Я-идеальное - внутрипсихическое образование, которое иногда определяют, в отличии от Идеал-Я, как идеал нарциссического всевластия, созданный по модели детского нарциссизма.

Идеал-Я - образец, которому стремится следовать субъект. Понятие, появившееся во второй топике Фрейда, - инстанция личности, возникающая в результате совпадения двух моментов: нарциссизма (идеализация Я) и идентификации с родителями и коллективными идеалами).

Защитную роль идеализации подчеркивали многие авторы, особенно М. Кляйн. здесь идеализация защитный процесс, посредством которого, амбивалентно рассматриваемый объект расщепляется на две части, и один из получающихся воспринимается как идеально хороший, а другой - как абсолютно плохой.

Идеализация отличается от восхищения тем, что а) идеализирующий нуждается в существовании совершенного объекта отрицает наличие у этого объекта свойств, которые не вписываются в картину; б) идеализация ведет к зависимости от идеализируемой личности и раболепству перед ней, а не к соревнованию и подражанию.

Идеализация является защитой от последствий признания амбивалетности и покупает свободу от вины и депрессии ценой потери самоуважения. Неудача защиты ведет к утрате иллюзии и депрессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: