Сублимация

Фрейд: “Сексуальное влечение обеспечивает культурный труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую называется сублимацией”.

Лапланш / Понталис: Процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественной творчество и интеллектуальную деятельность.

Сублимацией называется также влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объект.

Данный процесс включает в себя:

а) перемещение энергии с действий и объектов первичного (биологического) значения на действия и объекты меньшего инстинктного значения;

б) такое преобразование качества эмоции, сопровождающей деятельность, при котором она становится “десексуализированной” и “деагрессифицированной”;

в) освобождение деятельности от диктата инстинктного напряжения.

Некоторые определения подчеркивают, что истинные сублимации должны быть социально приемлемы.

Напр., интеллектуальная любознательность рассматривается как сублимация скопофилии, поскольку:

а) она обращена на несексуальные предметы;

б) сопровождающее ее удовольствие имеет несексуальный характер;

в) изменения ее интенсивности не завися от инстинктивного напряжения.

Все виды сублимации зависят от символизации, а все развитие Эго - от сублимации (Райкрофт). Большинство авторов, как и Фрейд, склоняются к мнению, что сублимации доступны только прегенитальные устремления, нежели взрослые сексуальные инстинкты. В частности, Феничел, считает, что существование сублимации генитальной сексуальности у взрослых маловероятно, т. к. генитальность обеспечивает достижения полной разрядки в оргазме.

А. Фрейд рассматривает сублимацию как защиту, но такую, “которая скорее имеет отношение к изучению нормы, чем невроза”. Это связано с тем, что сублимация обеспечивает прогрессивное разрешение инфантильных конфликтов, которые в противном случае могли бы привести к неврозу.

М. Кляйн видит в сублимации тенденцию к возмещению “хорошего объекта”, раздробленного разрушительными влечениями: “...сила, препятствующая разрушению объекта, требует вернуть ему красоту и совершенство”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: