Философия стоиков явилась сложным переплетениям взглядов на человека киников, физики Гераклита, платоно-аристотелевского метафизики, а также собственного понимания философии как упражнения в добродетели. Однако кинизм представителей Стои, считавшими себя его наследниками, не устраивал своим пренебрежением к теоретическому знанию: только истинное познание, по их мнению, способно было привести человека к мудрости, а, следовательно, сделать добродетельным и счастливым. Платоново-аристотелевское направление не устраивало стоиков своим дуализмом формы и материи.
Реальны, по учению стоиков, только тела, поскольку реально только то, что действует и страдает, а эти качества присущи только телесным сущностям. Поэтому они признавали телами не только все субстанции, не исключая человеческой души и Бога, но даже качества вещей. В результате добродетели, аффекты, мудрость, хождение и т.д. называются стоиками телами и живыми существами. Однако, впадая в некоторую непоследовательность, стоики отказывают в наличии тела таким категориям как пространство, время, место и высказывание. А для того чтобы обосновать одновременное пребывание тела и его качеств в одном месте, стоиков пришлось признать проницаемость тел, а также утверждать, что одно тело может проникнуть в другое всеми своими частями, не слившись с ним в одно вещество.
Однако всё видимое и невидимое может быть названо реально существующим телами лишь в том случае, если и то, и другое проистекает из единой основы. Для этой цели стоики привлекают учение Гераклита об огне как первоначальной стихии. Одним из главных терминов, которым стоики характеризовали свой первоогонь, является дыхание. Тёплое дыхание, по их представлениям, сильнее всего сначала было на небе. Затем оно разлилось по всему миру, создавая вещи, включая человека и животных, и, наконец, остыло в неорганической природе.
Стоки пользовались для характеристики своей первоосновы ещё одним оригинальным понятием: понятием бытийной напряжённости. Первоогонь, а также исконно присущий ему ещё со времён Гераклита логос истекает в мир с бесконечно разнообразной степенью напряжённости огня и логоса. В результате материя, разная во всех видимых и невидимых предметах действительности, отличается бесконечно разнообразной степенью напряжённости, то есть грубости и тонкости, соответствуя степени напряжённости внутренне присущего ей логоса.
Кроме того, в понятие первоогня стоики вносят ещё одно важное дополнение. Он у них не просто слепая сила, а художественно-творческий огонь, который разумно создаёт мир и управляет им, являясь Провидением. Каждый человек в этой ситуации - только одно из бесчисленных воплощений этого космического тёплого дыхания.