И процессов управления персоналом организации

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ

Область формирования (функциональные подсистемы системы управления персоналом) Социальные результаты Показатели
     
1. Подсистема планирования и маркетинга персонала Обеспечение полной реализации потенциала работников организации Обеспечение соответствия содержания труда квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников Обеспечение возможности занятости для ищущих работу в регионе Обеспечение возможности снижения негативных последствий высвобождения работников Обеспечение стабильности персонала Формирование благоприятного имиджа органи­зации Сокращение количества рабочих, занятых не по профилю профессии Сокращение числа сверхурочных часов на одного работа­ющего Увеличение количества работников, принятых по направле­нию служб занятости Сокращение числа конфликтов в связи с необоснованным увольнением персонала Рост числа случаев положительного освещения деятельно­сти организации в средствах массовой информации
2. Подсистема найма и учета персонала Обеспечение использования персонала в соот­ветствии с индивидуальными интересами, спо­собностями и возможностями Обеспечение приема персонала, способного адаптироваться к организации (в том числе к ее корпоративной культуре) Повышение обоснованности кадровых решений о перемещении персонала Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных содержанием и режимом работы Сокращение числа обращений к администрации со сторо­ны сотрудников с просьбой о переводе в другие подразде­ления всвязи с неудовлетворенностью содержанием и ре­жимом работы Снижение текучести кадров, проработавших в организации менее одного года, в связи с нереализованными ожиданиями
3. Подсистема условий труда Обеспечение реализации системы требований психофизиологии и эргономики труда Обеспечение соблюдения требований технической эстетики Обеспечение реализации системы стандартов охраны труда и техники безопасности и санитар­но-гигиенических требований Снижение удельного веса рабочих, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда Снижение удельного веса рабочих, занятых на работах с вредными условиями труда Снижение удельного веса рабочих, выполняющих работу вручную Увеличение удельного веса основных фондов природоохран­ного назначения в общей стоимости основных фондов Увеличение числа мер, направленных на обеспечение чис­тоты территории предприятия и близлежащих территорий
  Гуманизация труда (обогащение содержания тру­да, снижение монотонности, объединение разроз­ненных элементов в работу, более соответству­ющую требованиям высокоразвитой личности и пр.) Сокращение загрязнения окружающей среды, со­хранение живой природы и окружающего ланд­шафта Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных условиями работы Сокращение частоты производственного травматизма Сокращение количества случаев профессиональных заболе­ваний Сокращение потерь рабочего времени из-за временной не­трудоспособности работников Увеличение продолжительности жизни работников
4 Подсистема трудовых отношений Обеспечение своевременного выявления проблем в групповых и индивидуальных взаимоотношениях Обеспечение соблюдения этических норм взаимоотношений Обеспечение возможности принятия решений в случаях, когда необходим поиск компромиссов Формирование благоприятного имиджа организа­ции Наличие механизмов координации работ при ре­шении проблем социально-трудовых отношений Сокращение числа конфликтов по производственным во­просам в структурных подразделениях Сокращение числа социально-трудовых конфликтов в рас­чете на одного работника Сокращение потерь времени из-за социально-трудовых кон­фликтов Сокращение числа обращений к администрации со сторо­ны сотрудников с просьбой о переводе а другие подразде­ления в связи с проблемами групповых и индивидуальных взаимоотношений Удельный вес работников, удовлетворенных взаимоотноше­ниями с руководством
5. Подсистема развития персонала Обеспечение условий для всесторонней адапта­ции персонала к условиям работы в организации Повышение содержательности труда Реализация и развитие индивидуальных способ­ностей работников Увеличение удельного веса работников, владеющих смеж­ными (двумя и более) специальностями и профессиями Увеличение удельного веса работников, повышающих ква­лификацию
  Повышение конкурентоспособности персонала Обеспечение согласования целей работников и администрации при управлении карьерой Обеспечение овладения социокультурными нор­мами организации Увеличение удельного веса работников, выразивщих удов­летворение возможностями личного возвышения Повышение удельного веса изобретателей и рационализаторов в общей численности работающих Увеличение числа поданных рационализаторских предложе­ний и изобретений Снижение уровня текучести по причине неудовлетворенно­сти возможностями развития Сокращение требуемой продолжительности периода адап­тации

6. Подсистема мотивации поведения персонала Обеспечение связи между результативностью и оплатой труда Обеспечение возможностей личного развития работников Формирование чувства причастности работника к организации. Повышение удельного веса работников, выражающих удов­летворение осознанием полезности труда Повышение удельного веса работающих, выразивших удов­летворенность системой вознаграждения Снижение абсентизма Удельный вес работающих, выразивших удовлетворенность условиями для самовыражения Удельный вес работающих - членов творческих трупп, советов  
7. Подсистема социального развития Повышение разнообразия удовлетворенных по­требностей персонала Формирование благоприятного социально-психо­логического климата Противодействие вредным привычкам, ведущим к физическому нездоровью или антисоциальному поведению Обеспечение механизма обратной связи с работ­никами исходя из их желаний и нужд Обеспечение механизма обратной связи с потре­бителями и обществом Создание возможностей для общения вне рабо­ты и участия в общественной жизни Улучшение условий домашнего быта Рост количества мероприятий, направленных на поддержа­ние здорового образа жизни Увеличение удельного веса сотрудников, удовлетворенных социально-психологическим климатом в коллективе Сокращение числа случаев задержания органами милиции и общественными правоохранительными органами работни­ков предприятия Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных действиями администрации по личным заявлениям Увеличение удельного веса работников, положительно оце­нивающих условия для общения вне работы и участия в об­щественной жизни  
8. Подсистема развития оргструктур управления Обеспечение способности организации к пере­стройке своих структур в зависимости от измене­ния целей и условийсреды Обеспечение принятия руководящих решений с ясным и четким изложением Обеспечение четкого определения прав и обязан­ностей работников Удельный вес работников, для которых разработаны долж­ностные инструкции Удельный вес подразделений, для которых разработаны по­ложения Увеличение числа изменений в организационной структуре по причине изменения целей и факторов внешней среды Увеличение удельного веса научно обоснованных управлен­ческих процедур
9. Подсистема правового обеспечении системы управления персоналом Обеспечение соответствия кадровых решений тре­бованиям трудового законодательства Повышение обоснованности кадровых решений Сокращение числа трудовых споров, вызванных нарушени­ем трудовых прав работников Сокращение удельного веса работников, указывающих на недостаточную обоснованность кадровых решений (не учи­тываются интересы персонала)
Показатели степени соответствия Показатели степени удовлетворенности работников Косвенные показатели эффективности
численности работников и числа рабочих мест (коли­чественная укомплектован­ность кадрового состава); профессионально-квалифи­кационных характеристик работников требованиям ра­бочих мест, производства в целом (качественная уком­плектованность) работой в данной организа­ции; деятельностью подразделе­ний управления персоналом текучесть кадров; уро­вень абсентизма; производительность труда; показатели качества продукции (процент брака, рекламаций и пр.); количество жалоб работников; уровень производственного травматизма и профзаболеваний

Степень удовлетворенности работников оценивается на основе анализа мнений работников. Такие мнения выявляются с помощью обследования путем анкетирования или интервьюирования для вы­ражения реакции работников на кадровую политику организации и отдельных ее направлений.

Обследования могут охватывать большой круг вопросов, касаю­щихся различных аспектов удовлетворенности работой в данной ор­ганизации: общей удовлетворенности; удовлетворенности конкурен­тоспособностью продукции организации, организацией труда, продуктивностью труда, оплатой труда и т.д.

Типичные темы, затрагиваемые при обследовании удовлетворен­ности работников, приведены в табл. 8.11.

Таблица 8.1 Вопросы, рассматриваемые при обследовании работников

Отношение к рабочему месту Отношение к системам поощрения Отношение к руководству Отношение к организации
Психофизиологические, санитарно-гигиенические, эргономические и эстетические условия труда График и планирование работы Назначения и перспективы Требования к работе Безопасность работы Режим работы Межличностные отношения Адекватность обучения Оплата труда Премирование Социальные льготы Профессионально-квалификационное продвижение Статус и признание Возможности коммуникации Стиль руководства Кадровая политика Общая репутация организации Взаимосвязи

Эффективность работы подразделений управления персоналом при анкетировании работников может быть оценена на основании следующих субъективных критериев:

степень сотрудничества различных подразделений и служб со службой управления персоналом;

мнение линейных руководителей об эффективности службы управления персоналом;

готовность службы управления персоналом к сотрудничеству со всеми работниками при решении кадровых проблем;

доверительность взаимоотношений с работниками;

быстрота, качество и эффективность выполнения запросов, ад­ресуемых службе управления персоналом, и услуг, оказываемых дан­ной службой другим подразделениям;

оценка качества информации и советов, выдаваемых службой высшему руководству.

Данные, полученные в результате обследования мнений работ­ников, анализируются, результаты сравниваются с итогами прошлых обследований, чтобы выяснить, есть ли позитивные или негативные изменения. Ответы со стороны различных подразделений сравни­ваются, чтобы определить, является ли положение в одних более предпочтительным, чем в других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: