Основная тема: межличностные отношения в дошкольном коллективе.
9. Психофизиологии детей дошкольного возраста (руководитель доктор
психологических наук, профессор Венгер Л.А.).
Изучают возможности и пути прижизненного формирования способностей человека.
Н аправления развития дошкольного образования на современном этапе.
В 1989 г. была разработана «Концепция дошкольного воспитания» Именно она определила новые подходы к воспитанию детей дошкольного возраста: гуманизация педагогического процесса, ориентация на развитие личности.
Начало постсоветского периода характеризовалось неоднозначным отношением к дошкольному образованию. Существовало мнение, что детские сады вообще не нужны:
- образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям, оказывая им материальную поддержку;
- отдать дошкольное обучение из образовательной сферы в сферу социального обеспечения;
- достаточно при школах иметь классы по подготовке детей к школе.
Но жизнь диктует свои условия и они таковы:
- в услугах ДОУ нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста;
- приоритетной задачей модернизации Российского образования на период 2010 года является достижение нового современного качества дошкольного образования, а это значит, что система дошкольного образования сохранилась.
Характеризуя систему дошкольного образования, сегодня следует отметить негативные тенденции:
- количество ДОУ сократилось примерно на 40 % (закрывались детские сады.
расположенные в нетиповьгх зданиях, за счет сокращения численности детей.
Улучшаются условия жизни детей в ДОУ).
- передача ведомственных ДОУ в муниципалитеты (сегодня доля муниципальных ДОУ
составляет примерно 80%) с одной стороны это способствовало сохранению системы.
а с другой - местные власти не в состоянии их финансировать.
Питивные моменты:
- создание гибкой многофункциональной сети ДОУ, способной оказывать образовательные услуги в соответствии с интересами семьи и общества,
- создание и постоянное обновление нормативно-правовой базы и совершенствование программно-методического обеспечения системы;
- экспертиза образовательных программ (Департамент экспертизы учебных изданий Минобразования РФ, секция «Игрушка»);
- создание и достаточно широкое распространение механизма регулирования качества дошкольного образования (аттестации и государственная аккредитация)
Направления развития дошкольного образования.
1 Совершенствование финансирования ДОУ (переход не на долевое финансирование на нормативной основе). Закон «О дошкольном образовании» (разработчик ВНИК)
2. Совершенствование содержания дошкольного образования. Деятельность ДОУ
осуществляется в условиях вариативности. Качество дошкольного образования
связано:
- с повышением роли воспитания в системе образования, стратегическое направление работы - это формирование духовности, системы нравственных установок, ориентиров, основ гражданственности, патриотизма, инициативности. творческой устремленности;
- с построением системы непрерывного образования между двумя ступенями дошкольным и начальным общим образованием;
- с совершенствованием коррекционного специального образования дошкольников
3. Кадровое обеспечение ступени дошкольного образования
4 Совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ.