С 1 января 1988 г. вступила в силу Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Россия присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования 1 января 1997 г. До этой даты номенклатура ГС вместе с ГС-производной Комбинированной номенклатурой ЕС применялась в России де-факто, так как на ее основе 3 ноября 1995 г. была создана девятизначная Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), введенная в действие Соглашением о единой ТН ВЭД СНГ.
В Конвенции излагаются цели создания ГС, сфера ее применения, закрепляется правовой механизм использования ГС странами — участницами Конвенции, их обязательства, порядок работы по дальнейшему совершенствованию системы.
Главная цель создания Номенклатуры Гармонизированной системы (НГС), как указывается в преамбуле к Конвенции, заключается в том, чтобы:
· содействовать международной торговле;
· упростить сбор, сопоставление и анализ статистических данных, в особенности относящихся к международной торговле;
· уменьшить расходы, вызываемые повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли, способствовать стандартизации внешнеторговой документации и передаче статистических данных;
· унифицировать коммерческие и таможенные документы, их обработку и т. д.
Заключение новой международной Конвенции обусловливается следующими причинами:
· важностью точных и сопоставимых данных для ведения международных торговых переговоров;
· целесообразностью использования новой Гармонизированной системы для транспортных тарифов и статистики грузоперевозок различными видами транспорта;
· возможностью более широкого использования Гармонизированной системы в других системах описания и кодирования товаров;
· необходимостью установления возмсжно более тесной взаимосвязи между статистикой внешней торговли и статистикой производства;
· сохранением тесной взаимосвязи между Гармонизированной системой и Стандартной международной торговой классификацией (СМТК) Организации Объединенных Наций;
· важностью учета в Гармонизированной системе изменений в технологии производства товаров или структуре международной торговли.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание работу, проделанную в этой области Комитетом по Гармонизированной системе, созданным Советом таможенного сотрудничества, заключение новой международной конвенции оказалось эффективным инструментом для достижения этих целей.
Для правильного толкования Конвенции в ст. 1 приведены основополагающие понятия и определения для основных видов номенклатур, применяемых в сфере внешнеэкономической деятельности.
Согласно тексту Конвенции, Гармонизированная система является приложением к ней и составляет ее неотъемлемую часть (ст. 1,2). При этом под Гармонизированной системой понимается Номенклатура гармонизированной системы (НГС), которая включает в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, основные правила интерпретации, приведенные в приложении к Конвенции (п. «а» ст. 1).
Основные условия присоединения к Конвенции содержатся в третьей статье — «Обязательства договаривающихся сторон». В Международной конвенции о ГС установлено, что таможенно-тарифная и статистические номенклатуры договаривающихся сторон будут соответствовать Гармонизированной системе. Страны, применяющие Гармонизированную систему, не могут изменять классификацию товаров, должны соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе, т. е. код товара в пределах первых шести знаков, и несут обязательство применять правила интерпретации для классификации товаров (ст. 3). При этом предоставлено право договаривающимся сторонам разграничивать статистические и таможенно-тарифные номенклатуры, а также определена возможность более глубокой классификации товаров. Эти положения Конвенции обеспечивают единообразие классификации и кодирования в пределах установленного уровня для всех договаривающихся сторон.
Тем самым создается основа для довольно точного описания товаров по их объективным характеристикам, которые содержатся в НГС. Данные характеристики могут быть эффективно использованы таможенными органами при проведении контроля перемещаемых товаров. Кроме того, безусловное соблюдение указанного принципа позволяет значительно уменьшить количество ошибок при составлении внешнеторговой документации, а также совершенствовать обработку статистических данных по внешнеторговому обороту различных стран.
Конвенция о ГС содержит обязательство развитых стран применять шестизначную степень дробности для таможенных и статистических целей, в то время как развивающиеся страны могут ограничить свою классификационную схему четырехзначным уровнем (т. е. группа и товарная позиция).
Классификационная система ГС разрешает применяющим ее странам производить дальнейшую более мелкую товарную классификацию в пределах субпозиции, если этого требуют национальные интересы.
Общепринятая таможенная практика большинства стран разрешает экспортеру или импортеру получить информацию о том, как будут классифицированы его товары, заблаговременно, до их предоставления для таможенного контроля, с тем, чтобы избежать конфликтных ситуаций. НГС обладает резервами для дальнейшего развития, облегчает и ускоряет таможенную обработку, позволяет использовать методы компьютерной обработки данных, повышает достоверность и оператив-ность сбора данных на международном и национальном уровнях.
В целях более широкого применения НГС в мировом масштабе ст. 4 и 5 Конвенции для развивающихся стран предусмотрены гибкие условия, в том числе частичное применение, что обеспечивает приведение их национальных номенклатур в соответствие с Гармонизированной системой, а также поэтапное внедрение в течение трехлетнего периода.
Для осуществления ведения НГС статьей 6 настоящей Конвенции учрежден Комитет по ГС, который осуществляет следующие функции:
· предлагает поправки к настоящей Конвенции, с учетом потребностей пользователей и изменений в технологии производства товаров или структуре международной торговли;
· разрабатывает пояснения, классификационные решения и прочие рекомендации, необходимые для интерпретации Гармонизированной системы;
· разрабатывает рекомендации в целях обеспечения единообразных интерпретации и применения Гармонизированной системы;
· сопоставляет и распространяет информацию, относящуюся к применению Гармонизированной системы;
· предоставляет договаривающимся сторонам, государствам — членам Совета, а также межправительственным или другим международным организациям информацию или рекомендации по любым вопросам, касающимся классификации товаров в Гармонизированной системе.
Эффективность применения настоящей Конвенции обеспечивается ст. 10 в части урегулирования споров путем переговоров, с учреждением полномочий Комитета по ГС по этому вопросу.
Статьей 11 настоящей Конвенции установлено, что статус договаривающейся Стороны могут получить:
· государства — члены Всемирной таможенной организации (ВТамО);
· таможенные или экономические союзы, наделенные компетенцией заключать договоры, предметом которых являются некоторые или все вопросы, регулируемые настоящей Конвенцией;
· любое другое государство, которому Генеральный секретарь ООН направляет приглашение по указанию ВТамО.
Конвенция устанавливает, что договаривающиеся стороны не берут на себя никаких обязательств в том, что касается ставок таможенных пошлин
На современном этапе Конвенция о Гармонизированной системе является эффективным инструментом ведения международной номенклатуры описания и кодирования товаров. По состоянию на 05 марта 2012 г. Гармонизированную систему описания и кодирования товаров применяют 206 стран, территорий, таможенных и экономических союзов.